UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

О том, как полнолуние влияет на всех без исключения людей, было написано немало. А когда луна в зените, то при ней, как известно, никому нет покоя...

Автор: Юлия Мостовая

О том, как полнолуние влияет на всех без исключения людей, было написано немало. А когда луна в зените, то при ней, как известно, никому нет покоя. Даже Президенту.

Принятое главой государства решение начать процедуру отставки премьер-министра Павла Лазаренко (а иначе скоропостижную болезнь премьера и не стоит трактовать) можно было бы, конечно, рассматривать с точки зрения лунных эмоциональных приливов. Но не всегда лишь объективные обстоятельства влияют на происходящее. Как-то даже неловко писать, что об отставке Павла Лазаренко говорили давно. О ней говорили всегда, но в последнее время ряды смельчаков, требующих ее, множились с геометрической прогрессией. С первых чисел июня чуть ли не каждый, кто заходил в кабинет Президента, независимо от рассматриваемой темы, обязательно поднимал вопрос об отставке премьера: НДП, министры, депутаты, окружение Президента и неутомимые Григорий Омельченко и Анатолий Ермак. Вследствие чего к имеющимся у Президента знаниям о проступках премьер-министра добавилась новая информация о приватизированных дачах, о выданных чрезвычайно льготных кредитах, о заграничных счетах, о финансировании Павлом Лазаренко последнего вояжа возмущенных шахтеров в Киев. Количественное недовольство переросло в качественное решение: после совещания с шестью фракциями, четыре из которых высказались за отставку премьера; после проведения Совета регионов, на котором это решение Президента было также поддержано; и после нескольких встреч с Павлом Лазаренко, которые не смогли повлиять на решимость Президента, процесс пошел. Одним словом, как говорил Леонов в фильме «Убить дракона»: «Когда очевидцы и свидетели, а потом и сам покойный... Ну как я мог не поверить?»

И Президент поверил в то, что настал момент избавляться от этого премьера. А требовавшие отставки премьера поверили в то, что Президент сможет их защитить от гнева экс-Хозяина. По крайней мере, успокаивающие слова по этому поводу были сказаны и услышаны. А о том, кто защитит Президента от выпущенного на свободу Павла Лазаренко, говорилось не очень много. Да и потом, Президент - настолько сильная фигура, что, наверное, в защите не нуждается. Тем более, что, по всей видимости, доверяет джентльменскому соглашению, заключенному с премьером. О том, что такое соглашение заключено, можно судить по косвенным моментам. Указ об отставке Павла Лазаренко не увидел свет в назначенный день. Зато в этот самый день, а именно - в четверг, рано утром Павел Лазаренко увидел Президента. Всего на 15 минут, по дороге в Феофанию, где расположена больница бывшего Четвертого управления. И тогда вместо указа с формулировкой, которая в данной ситуации не могла бы быть мягкой, страна услышала указ, вменяющий первому вице-премьеру Василию Дурдинцу приступить к временному исполнению обязанностей премьер-министра на время болезни Павла Лазаренко.

По трудовому законодательству, как известно, отправить в отставку человека, находящегося в больнице, никто, даже Президент, не имеет права. Да и потом, - бесчеловечно как-то. Поэтому, по всей видимости, сценарий должен был быть таким: Павел Иванович ложится в больницу, где, возможно, даже переносит какую-то нужную операцию. Нет сомнений в том, что с ним не обойдутся, как с Фрунзе, и с политической точки зрения зарежут без ножа: по всей видимости, врачи сочтут, что нынешнее состояние здоровья не позволяет выполнять ему обязанности премьер-министра и Павел Иванович напишет заявление об отставке, которую Президент примет. Если же Павел Иванович сочтет, что все-таки у него хватает сил и возможностей для того, чтобы руководить правительством, то в этом случае ему посоветуют обратиться к истории, откуда он узнает, «что Содом сделал с Гоморой».

Подобный вариант с амортизированной отставкой дает основания Президенту (по мнению разработчиков) надеяться на то, что с Павлом Ивановичем заключается договор о ненападении, поскольку Лазаренко должен быть благодарен за то, что ему представилась возможность уйти самому. Таким образом и возник тезис о джентльменском соглашении. Правда, всякие циники утверждают, что джентльменские соглашения выполняется тогда, когда они заключаются между джентльменами. Но об этом немного позже.

На время болезни ныне действующего премьер-министра его обязанности будет выполнять Василий Дурдинец. Многие считают, что даже в случае прошения премьера об отставке эти обязанности Василий Васильевич будет исполнять до осени, когда отдохнувшие депутаты смогут сконцентрироваться и утвердить предложенную Президентом кандидатуру нового премьер-министра. Такой вариант был бы возможен, если бы не Конституция. Вот эта самая Конституция говорит о том, что вместе с премьером в отставку должен уйти весь Кабинет министров. Назначить новый Кабинет Президент не сможет, поскольку, согласно статьям Основного Закона, кандидатуры министров для утверждения Президентом предлагает премьер-министр (о таких полномочиях исполняющего обязанности премьер-министра в Конституции на этот счет ничего не говорится). Следовательно какое-то время весь Кабинет министров будет писаться в телевизионных титрах и документах с приставкой и.о. И с этим можно было бы жить - проверено. Но опять же по Конституции множество вещей, начиная от принятия верительных грамот и заканчивая подписанными указами, Президент может делать только после того, как на необходимых документах премьер оставит свое факсимиле. Отсутствие премьера парализует работу президентского института. Следовательно, ни о каком сентябре не может идти речь (если, конечно, Конституционный суд не истрактует конституционное положение в пользу прав исполняющего обязанности). Похоже, Павел Лазаренко будет премьер-министром до тех пор, пока Президентом не будет подобрана кандидатура его реального преемника.

Премьером

в Украине может стать каждый...

Для того, чтобы представить, кто может в случае отставки занять место Павла Лазаренко, давайте попробуем разобраться с ситуацией, сложившейся на рынке возможных претендентов. И поэтому несколько слов об основных финансово-экономических группах Украины. На самом деле их три. Первая, и сильнейшая, как известно, - днепропетровская. А именно - группа Лазаренко.

В принципе, нужно признать, что Леонид Кучма к днепропетровскому клану, как экономическому и психологическому монолиту, отношения не имеет. Возглавив страну и оторвавшись от традиционных корней, Леонид Кучма, скорее, возглавляет киевскую, а не днепропетровскую группу. Волею обстоятельств ему пришлось стать символом второй финансово-экономической пирамиды, но именно символом, а не хозяином. Окружение Президента взяло под защиту всех, кто не захотел принять правила игры, навязываемые на бизнес-поле днепропетровским кланом. Леонид Кучма не помог этим людям приумножить свои капиталы, но его защита помогла довольно разрозненной, но большой группе крупных и средних бизнесменов спасти свои капиталы в течение последнего года. Таким образом у этой группы нет общности идеологии и цели, кроме как остаться «на плаву» в период правления Павла Лазаренко. Именно поэтому единую и сильную кандидатуру «межрегиональный клан» на пост премьер-министра выдвинуть не сможет.

О третьей пирамиде у нас практически не пишут, будучи очарованными ее верхушкой - председателем Национального банка Виктором Андреевичем Ющенко. Мало кто отдает себе отчет о масштабах этой финансовой мощнейшей империи, основой и стержнем которой является народный депутат Украины Вадим Гетьман. В случае назначения Виктора Ющенко главой правительства, о чем многие говорят с удовольствием, пост Павла Лазаренко заняли бы два человека, разделив пополам обязанности и полномочия: Виктору Андреевичу досталась бы роль премьера, а Вадиму Петровичу - роль Хозяина. При таком варианте, в принципе, ситуация в стране с концептуальной точки зрения осталась бы без изменений, несмотря на объективно-демократический и реформаторский имидж Виктора Ющенко. Но передача власти от газово-энергетически-металлургической группы группе финансово-банковской не в интересах Президента, поскольку Вадим Гетьман особой лояльностью не отличался и поэтому управлять им особо возможным не представляется. А что касается самого Виктора Андреевича, то он вряд ли согласится сесть на премьерский «электрический стул» и оставить Национальный банк, которому адекватен.

Таким образом не стоит ожидать передачи поста премьер-министра в сильные руки. Нет в настоящее время также и явной «яйцеголовой» кандидатуры, которая могла бы претендовать на кресло премьера, предлагая новую, оригинальную, эффективную и выполнимую экономическую программу.

Следовательно, новый премьер будет определяться двумя качествами: лояльностью по отношению к Президенту и парламентской «проходимостью». Напомним, что, в отличие от отставки, назначение премьер-министра требует согласия парламентского большинства. Найти кандидатуру, симпатичную более чем двум сотням депутатов, не очень легко. Хотя выбор претендентов достаточно велик и они уже неоднократно назывались в последние дни как телепрограммой ТСН, так и программой «Вікна».

Как-то по традиции список возглавляет председатель УСПП Анатолий Кинах. Об этой кандидатуре в кулуарах говорят так: «Если Лазаренко обманывал всю страну, то Кинаха будет обманывать вся страна». Бывший вице-премьер, по мнению экспертов, все же имеет некоторые шансы пройти парламент, но значительно меньше шансов он имеет у Президента быть выдвинутым. Если выдвижения не произойдет, то политический вес УСПП резко уменьшится и о Союзе забудут до тех пор, пока опять не назреют противоречия с новым премьером. Не исключено, что в порядке компенсации Анатолий Кинах получит пост вице-премьера по промышленности.

Народно-Демократическая партия была бы совсем не против, если бы правительство возглавил оппонент Лазаренко со стажем Валерий Пустовойтенко. Министр Кабинета министров сыграл, безусловно, весомую роль в том, что нынешний премьер оказался в той ситуации, в которой он оказался. У Валерия Павловича были все основания не любить Лазаренко. Пустовойтенко пользуется доверием и расположением Президента и имеет опыт хозяйственной работы. Более того, по словам все тех же весьма компетентных высокопоставленных парламентских экспертов, Валерий Пустовойтенко имеет самые высокие шансы получить поддержку Верховной Рады. Но все же есть причины, которые в ближайшее время могут объективно не позволить ему в полной мере выполнять функции премьера 52-миллионной страны. Его товарищи по партии знают об этом и, тем не менее, все равно толкают Валерия Пустовойтенко на этот шаг. Складывается впечатление, что в их действиях цинизм несоизмеримо преобладает над человеческими качествами...

Значительная часть депутатов обеспокоена слухом о возможном назначении Президентом на пост премьера секретаря Совета национальной безопасности и обороны Владимира Горбулина. Народные избранники объясняют возможность такого шага Президента тем, что Владимир Павлович друг Леонида Даниловича. Следуя этой логике, народные депутаты должны знать: с друзьями так не поступают. Ну если, конечно, не хотят от них избавиться.

Кандидатура Сергея Тигипко всерьез рассматривается немногими. А зря. Рано или поздно этот молодой человек будет выдвинут на пост главы исполнительной власти. Но время это еще не пришло. И Сергею Леонидовичу еще нужно обучиться многим премудростям, да и знаниям в масштабах государства тоже. Мы уже жили в стране «вечно зеленых помидоров», но, судя по всему, в стране «зеленых» премьеров нам пожить не придется, поскольку целесообразно было бы позволить Сергею Леонидовичу в тени президентского крыла доходить до кондиции нужной зрелости. А это - еще, как минимум, полгода.

В перечне возможных кандидатов фигурирует и фамилия нынешнего исполняющего обязанности Василия Дурдинца. Лучшей кандидатуры, с точки зрения Президента, не найти. Но нельзя же так со страной.

Деньги против мозгов

В силу всего вышеизложенного, личность новоназначенного премьер-министра (за исключением, разумеется, Вадима Гетьмана) не привнесет ни в политическую, ни в экономическую жизнь Украины кардинальных перемен. Но это не значит, что перемены не будут происходить. Будут, и еще какие. Уход с поста премьер-министра Павла Лазаренко нарушит биологическое равновесие видов в украинском ареале. Волна переделов сфер влияния и собственности захлестнет всю Украину. Бизнес-структуры, находившиеся в течение года в состоянии стагнации, будут пытаться взять реванш и расквитаться с днепропетровским кланом за упущенную прибыль и потерю нервных клеток. Разброд и шатания начнутся среди тех, кто прятался под «крышей» Президента. Теперь многим из них, находившимся под этой «крышей» не по убеждениям, а по необходимости, будет предоставлен простор для альтернативных политических игрищ. Думается, не страшась Лазаренко и теперь уже не особенно нуждаясь в покровительстве Президента, немало бизнесменов будут руководствоваться иными политическими симпатиями, например к Морозу, или к Марчуку. Конечно, это все произойдет не в один день, но процесс расползания неминуем. Особенно, если поверить в то, что парламентские выборы не будут перенесены и пройдут вовремя.

Вместе с тем, это будет не единственная потеря Президента. Конечно же, осложнения, привнесенные Павлом Лазаренко в украинскую экономику, и в первую очередь в легальный отечественный бизнес, - крупномасштабны и это ни у кого не вызывает сомнений. Его отставка должна была произойти много-много раньше, и в том, что это не случилось, - вина Президента. Однако время слабого Лазаренко давно прошло: он стал сильным. С этим нельзя не соглашаться. А если взять этот тезис как точку отсчета, то совершенно ясно, что, избавляясь от политика, обладающего столь масштабными финансовыми и политическими возможностями, нужно следовать правилу: раненых - не оставлять. Отставка в той форме, которая избрана Президентом, лишь ранит Павла Ивановича. А раненый экс-премьер на свободе - гораздо опаснее, чем связанный премьер в государственной клетке. Гораздо выгоднее для Президента было бы держать Павла Ивановича на этом посту, с каждым днем сокращая его теневые полномочия, урезая аппетиты и истощая его финансовый потенциал путем обязания делиться с государством и поддерживать на плаву различные партии, объединения и программы. Все предпосылки для возможности пустить события этим руслом у Президента наметились. Но Президент отказался от многоходовой комбинации, которая была бы чрезвычайно выгодна ему и, в принципе, не повредила бы и стране. Особенно учитывая тот фактор, что новый премьер вряд ли сможет коренным образом что-либо изменить. А старый, сидя в парламенте или в городе-крепости Днепропетровске, - кое-что, наверное, изменить сможет, объединившись, на выбор, с Евгением Кирилловичем или Александром Александровичем (если оба, конечно, забудут нанесенные им Павлом Лазаренко финансовые и политические травмы).

Если Павел Лазаренко примет решение не сдаваться, то обострение между днепропетровской и киевской группами, война денег и мозгов - неминуемы. Наличие компромата - не страховка и не гарантия ненападения. Тем более, что все потрясания им могут свестись к «взаимозачету»... Но тем не менее, расставание началось и, скорее всего, дойдет до конца. Похоже, что после отставки Павла Лазаренко страна вздохнет с облегчением. Но вопрос в другом: будет ли она после нее дышать? Замена сильной личности со знаком минус на слабую личность с никаким зарядом вряд ли поспособствует выздоровлению страны. Для этого нужен серьезный курс лечения. Новый курс. А есть ли он у Президента?

Но тем не менее - шаг сделан. Эксперты утверждают, что Президента подтолкнуло к нему «полнолуние». И все же это символическое название совокупности факторов - слишком абстрактно. Реальные составляющие, повлиявшие на принятое Президентом решение, слишком хорошо известны Павлу Лазаренко. Некоторые считают, что у Павла Ивановича есть в запасе время для того, чтобы попытаться изменить ход событий и, укрепив здоровье и иммунитет, вернуться на пост премьер-министра. Конечно, такой ход событий исключать нельзя, но для этого у Павла Лазаренко не так много времени: всего лишь два дня - вчерашний и сегодняшний. Поскольку 22 июня Президент Украины Леонид Кучма вылетает в Соединенные Штаты Америки, где встретится с Альбертом Гором и, наверное, Биллом Клинтоном. Они будут рады услышать от Президента хорошие новости и если они их услышат, то начатую процедуру отставки Павла Лазаренко можно будет считать завершенной условно-досрочно.

...Анализировать деятельность Павла Лазаренко на посту премьера будут еще очень долго. Сегодня можно сказать одно: жаль. Жаль, что сильный, хитрый, экономически грамотный, волевой, способный принимать решения человек так и не научился простой, но спасительной для него и страны вещи - делиться. Правда, Павлу Ивановичу - только 44 года, а учиться - никогда не поздно.