Украинские партии и блоки готовятся к весенней поверке. Ожидаются сокращения
Ой, Вань, смотри, какие карлики!..
Владимир Высоцкий
…А вообще-то у нас есть уже все. Ну,скажем, почти все. Не хватает ну самой малости.
Скажем, партийного блока Сергея Бубки «Беспредел высоты». Или партии Русланы Пысанки с девизом: «Я тучи разведу руками, хотя другие пиво разводят водой!» Или чтобы Валерий Васильевич поагитировал за собственную структуру: «Нам хоть «Барса», хоть «Реал» - лишь бы рейтинг поднимал!» Ну не за собственную Лобановского, так за сопредельную. А пусть и артисты не остаются в стороне - El Кравчук, например, пусть возмутится плагиатом или потребует первого места в каком-нибудь списке на правах компенсации за использование имени. У Яна Табачника - такие же шансы, но только на 8-е место… Верка Сердючка может потребовать квоту от профсоюза железнодорожников.
Терпеть беспартийных не будем! Кто там еще не успел записаться? Виктор Ющенко на паях с Сергеем Тигипко может выпустить плакат: «Бандитам - тюрьмы. Банкирам - деньги». Владимир Горбулин - возглавить блок «Отработанная ступень». Леониду Каденюку можно заочно (во время полета) присвоить звание «Заслуженный № 2 партийных списков 38 политических партий Украины».
А партийцы что, лыком шиты? Могут и двойную нагрузку на себя взять! Владимиру Филенко впору организовывать движение «Споемте, друзья-демократы!». Дмитрию Корчинскому запросто можно организовывать партию любителей Леонида Брежнева. Валерий Пустовойтенко пусть возглавит список партийных сторонников работы без отпусков и выходных, а Евгений Кушнарев - по совместительству войдет в блок «Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется». Юлию Тимошенко пусть поддержит блок «Тень - это свет завтрашнего дня». Павел Лазаренко - главный претендент на место лидера движения «Пенсия - с дня рождения».
И тогда у нас будет уже решительно все. И тогда никто не останется неохваченным. Главное, чтобы у Центризбиркома хватило сил проштамповать все подписные листы, а у 38 миллионов избирателей не появились мозоли от непрекращающегося процесса подписывания…
* * *
Да не обидятся упомянутые. От трагичного до смешного - один шаг. И он уже сделан теми, кто стал участником соревнований на украинском партийно-политическом ристалище. Нарасхват сегодня мэры, артисты, спортсмены. Партии лихорадочно жаждут электората. Электорат лихорадочно рыщет глазами по партийным спискам в поисках знакомых фамилий: «А этот-то, как его? Так в чей список он вошел?..».
По неофициальным данным, около 30 политических партий и блоков уже определились со способом своего участия в выборах весны-98. Почти все прошли сито Центризбиркома и стартовали в забеге на очень короткую дистанцию сбора подписей. Не будучи гарантированными от незначительных неточностей (поскольку списки хоть и утверждены на официальных съездах и заседаниях высших руководящих органов партий и блоков, но все время уточняются, дополняются, тусуются внутри самих политических структур), мы приводим для читателей списки первых пятерок (данные на 14.00 21.11.97) тех политических партий и блоков, чьи шансы в борьбе за 200 тысяч подписей в поддержку и 4% голосов на выборах субъективно считаем наиболее предпочтительными.
Итак, политические блоки.
«Соцпартия-Селянская партия» (СПУ-СелПУ): А.Мороз, С.Довгань, В.Суслов, И.Чиж, И.Бокий.
«Трудовая Украина» (ОВУ-ГКУ-УПС-СЧУ-ПСПУ): И.Герасимов, А.Базилюк, С.Червонопиский, Ю.Андреев, В.Держак.
«Национальный фронт» (КУН-УРП-УКРП): Л.Лукьяненко, С.Стецько, С.Хмара,
И. Билас, Б.Ярошинский.
«Вперед, Украина!» (ХНС,УХДП): В.Мусияка, С.Головатый, Г.Омельченко, В.Стретович, В.Шишкин.
«Либеральная партия-Партия труда» (ЛПУ-ПТУ): В.Щербань, В.Ландик, В.Богуслаев, Н.Жулинский,А.Роговцева; особо выделяем место №8 в списке блока - Д.Табачник.
«Социально-либеральное объединение СЛОн» (МБР-КДП): В.Гринев, Н.Кожевина, В.Золотарев, М.Уманец, В.Быстряков.
«Всеукраинская партия трудящихся - Федерация профсоюзов Украины» (ВПТ-ФПУ): А.Стоян, Л.Вернигора, А.Пожидаев, А.Бондарчук, В.Зубков.
«НЭП (Народность, Экономика, Порядок)» (название предварительное) (ДемПУ-ПЭВ-РХП): В.Яворивский, А.Гриценко,В.Радецкий, В.Бортник, Е.Звягильский. (В двадцатке списка - помощник Президента А. Волков.)
А теперь - политические партии, которые предпочли идти на выборы самостоятельным списком.
Компартия Украины: П.Симоненко, А.Парубок, А.Наливайко, Б.Олийнык, В.Заклунная.
Социал-демократическая партия Украины (объединенная): Л.Кравчук, Е.Марчук, В.Онопенко, В.Медведчук, Г.Суркис.
Народно-демократическая партия Украины: В.Пустовойтенко, А.Матвиенко, И.Плющ, М.Сирота, А.Кинах.
«Громада»: П.Лазаренко, П.Толочко, Д.Дворкис, Д.Гнатюк, В.Плютинский; особо выделяем в первой девятке партийного списка Ю.Тимошенко.
«Народный рух Украины»: В.Чорновил, В.Черняк, Г.Удовенко, И.Драч, Ю.Костенко
«Украинская национальная ассамблея» (УНА): О.Витович, Ю.Тыма, Я.Илясевич, В.Мартиросян, А.Лупынис.
«Реформы и порядок»: В.Пинзеник, С.Соболев, А.Лопата, М.Поживанов, С.Терехин.
«Аграрная партия Украины»: К.Ващук, Ю.Карасик, В.Семенчук, В.Степенко, Р.Боделан, особо выделяем в первой десятке партийного списка А.Франчука.
«Партия зеленых Украины»: В.Кононов, О.Шевчук, В.Хмельницкий, С.Курыкин, Ю.Самойленко.
Существует сугубо теоретическая возможность, что к перечисленным блокам и партиям присоединятся еще 2-3 субъекта избирательной кампании в парламент, которые смогут хоть как-то обратить на себя внимание. А вот преодолеть барьер в 4 % от числа избирателей смогут далеко не все из перечисленных. Социологи и политологи сегодня вполне справедливо считают: пропорциональная система и довольно высокий процентный барьер позволят выжить к весне не более чем 10-12 партиям и блокам. Вот они-то, во-первых, и поделят 225 парламентских кресел (без учета «мажоритарщиков»), во-вторых. И составят в конце концов прообраз настоящей многопартийной системы в Украине.
Впрочем, некоторые прообразы возникают уже сейчас. Скажем, почему правительство Валерия Пустовойтенко нельзя считать коалиционным? Только потому, что оно формировалось, как заверяют с высоких трибун, по старому доброму принципу «команды профессионалов», который себя не оправдывал последние шесть лет ни разу? А если подходить к делу формально: действующих министров-претендентов на партийные списки сегодня - пруд пруди. Занимают они места в так называемых «проходных» нишах. Не говоря уж о других чиновниках правительственного ранга. Есть они, конечно же, в НДП: например, господин Пустовойтенко. Есть у Руха: например, г-да Удовенко и Костенко. Есть в Аграрной партии: например, господин Карасик. Есть даже в «Трудовой Украине»: например, господин Осыка. Чем не коалиция, пусть и выстроившаяся хаотично? И работать ей, как заверил Президент и подтвердил на днях премьер, аж до осени 1999-го.
А вот, скажем, Павел Лазаренко смотрит на это по-иному. В интервью парламентской газете он заявляет, что «от того, что члены правительства, люди из администрации подались на выборы, веет одним: неуверенностью этих людей в собственном будущем, желанием перестраховаться, защититься депутатским мандатом». Тут, правда, могут спросить: чем веяло в дни пребывания Павла Ивановича в здании на Грушевского и в момент, когда он так и не решился сдать свой депутатский мандат? Посему вопрос риторический.
Если чуть внимательнее присмотреться к партиям и блокам, то станет понятно: и без принятия ставшего вдруг в ранг актуальных Закона об оппозиции в стране таковая существует. Прямая - коммунисты, «громадовцы», УНА - и косвенная. С последней сложнее. Тут надо быть семи пядей во лбу, чтобы определиться. Скажем, как у объединенных социал-демократов с этим? Или у руховцев? Или у либерал-трудовиков? Или у «Трудовой Украины»?
А как у всех столпившихся в центре с чистотой взглядов? Как либеральный В.Щербань уживается с явно социал-демократическим В.Ландиком и романтической А.Роговцевой? Отчего так шумно покидали партии и блоки Д.Корчинский и В.Малинкович? Почему так долго копались в собственных социал-демократических корнях Л.Кравчук и Е.Марчук? Решили ли эти проблемы народные демократы? И скажут ли, наконец, аграрии: они за рынок земли или против?
А почему в поисках симпатий русскоязычного населения ушли в дальнее, но раздельное плавание такие похожие друг на друга структуры, как партии Ю.Болдырева, А.Базилюка, В.Гринева? В чем гарантия того, что они смогут-таки «оттащить» голоса у социал-коммунистов?
Вопросов много. И в центре - тесно, очень тесно. Но - мелко. Что повышает шансы радикалов - им на краях попросторнее. Кстати, к этому неутешительному выводу приводит и анализ минувших парламентских выборов в Росии. Социологи тогда определили, что решение, за кого голосовать, подавляющее большинство избирателей приняло месяца за 3-4 до дня выборов. И на основе личностных ориентаций. Всего около 5 % избирателей определялись с выбором непосредственно стоя возле урн для голосования. Что, в общем-то, немало и дает шанс на успех одному блоку или одной партии. Но только одной…
А вот личностей много. Во всяком случае, политизированных личностей после принятия Закона о выборах на новой основе стало у нас ох как много. И они кочуют по спискам. И ищут покоя в бурях. И знают, что до желанного берега доплывут не все. И помнят, что работают законы естественного отбора. Но не бросают надежд на искусственное вскармливание.
Когда мамы решаются на то, чтобы добавить к собственному молоку какую-нибудь искусственную смесь для кормления ребенка, они очень-очень заботятся о ее качестве. И в конечном итоге - о здоровье ребенка.
С качеством у нас всегда были проблемы. В партийных баталиях они остаются. А иногда - выходят на первый план.
* * *
Но вообще-то почти все у нас есть. Решительно все. Ну разве что самой малости не хватает… Может, политического здоровья?