Кто сейчас помнит, что стало поводом для начала ирано-иракской войны в 1980 году? За что тогда воевали между собой два крупнейших мусульманских государства мира? События, происходившие в Персидском заливе на рубеже последнего десятилетия нынешнего века и продолжающиеся вплоть до настоящего времени, затмили эту кровопролитную бойню, длившуюся восемь лет и унесшую жизни более чем миллиона человек. С того времени Ирак неоднократно демонстрировал соседям и всему миру свой воинственный нрав, Иран же больше не воевал. Сегодня, судя по всему, он готов начать новую войну, на этот раз на Востоке.
Глубина ненависти иранского руководства к движению «Талибан», захватившему сегодня почти всю территорию Афганистана, уступает, пожалую, только российской. До последнего времени у Тегерана была слабая надежда на силы антиталибовской коалиции, которую Иран как мог поддерживал, однако с падением северных афганских провинций она растаяла. Иранцы не могли последовать примеру Пакистана, отрядившего на помощь талибам своих инструкторов и даже боевые подразделения, - слишком разрозненными были группировки, воюющие с «Талибаном», к тому же дислоцировались они слишком далеко от иранской территории. Помочь им можно было только, начав открытую агрессию против Афганистана. Благо повод для таких действий Ирану дали сами талибы.
Известно, что в Мазари-Шарифе, северной столице «северного альянса», до недавнего времени (пока ее семинаристы не захватили первый раз в прошлом году) располагались дипломатические представительства тех немногих государств, которые рисковали жизнями своих дипломатов ради собственных стратегических интересов в Афганистане. Кстати, там располагались консульства и России, и нескольких бывших советских центральноазиатских республик. Однако после того, как в городе побывали талибы, оставить там своих граждан решился только Иран.
Как оказалось позднее, такое решение Тегерана оказалось ошибочным. Десять иранских дипломатов, журналист и водители иранских грузовиков, доставлявших группировкам альянса вооружение, боеприпасы и продовольствие, оказались в руках талибов. Судьба сотрудников посольства неизвестна. Сперва руководство «Талибана» отрицало свою причастность к их захвату, затем вроде бы подтвердило этот факт, а в конце прошлой недели признало, что всех иранцев, находившихся в посольстве «случайно» расстреляли бойцы «Талибана» во время штурма посольства. Но дипломаты оказались не единственными жертвами расправы, учиненной талибами в Мазари-Шарифе. По сообщениям правозащитных организаций, в городе были подвергнуты репрессиям сотни гражданских лиц, принадлежащих к шиитскому меньшинству. Некоторые из них были убиты в ходе ритуального обряда жертвоприношения. Сбывалось наихудшее предположение иранского руководства.
Сказать, что Тегеран случившимся был глубоко уязвлен, было бы слишком мягко. Страна, еще недавно державшая в заложниках несколько десятков американских дипломатов вопреки всем международным конвенциям, сама оказалась в подобной же ситуации. Но и действовать в ответ Иран решил по-американски. Иранские государственные средства массовой информации распространили заявление руководства страны о том, что Тегеран согласно Хартии ООН имеет право предпринять любые действия для освобождения своих граждан.
Как стало известно в начале этой недели, эксперты разведывательных агентств США предупредили Пентагон и администрацию президента о том, что в ближайшем будущем Иран может предпринять карательную силовую акцию против талибов. По их мнению, иранское вторжение в Афганистан неизбежно, неизвестно только время начала агрессии.
Еще несколько недель назад Тегеран обвинил талибов в эскалации напряженности на афгано-иранской границе и в проведении провокаций против иранских пограничников. Такая ситуация стала предлогом проведения иранскими вооруженными силами в приграничных с Афганистаном районах крупномасштабного учения «Ашура 3». Под прикрытием этих маневров в районе северо-восточной границы Ирана была сформирована мощная военная группировка - более 35 тысяч военнослужащих, 80 танков Т-72, 25 боевых самолетов, две батареи мобильных комплексов ПВО, 90 артиллерийских орудий и 60 единиц бронетехники.
Официальный Вашингтон пока хранит молчание по поводу возможности начала открытой войны между Ираном и Афганистаном и возникновения еще одной «горячей точки» в регионе. Однако, по сведениям американских масс-медиа, Белый дом оценивает состояние иранского руководства в настоящее время как «паническое» и не исключает возможности того, что оно, желая продемонстрировать талибам свою решительность, может дать приказ пересечь границу.
Наращивание военного присутствия Ирана происходит в районе города Ахмадабад. Кроме военной техники и военнослужащих из состава корпуса Стражей исламской революции, иранцы развернули полевой госпиталь на сто мест, имеющий отделения интенсивной терапии, хирургическое и переливания крови. Именно такой состав госпиталя и дал право аналитикам разведывательного сообщества США сделать вывод о том, что учения являются просто-напросто «дымовой завесой» для подготовки к реальным боевым действиям. По их сведениям, иранцы перебросили дополнительно 25 штурмовиков на авиабазу в районе города Машхад и полным ходом готовятся к боевым действиям.
О приготовлениях Тегерана к войне свидетельствуют и заявления иранских военачальников. На прошлой неделе официальное агентство новостей Ирана привело слова командующего гвардией генерала Рахима Сафари о том, что его страна не потерпит «вредительской деятельности и беспорядков» на своих границах со стороны любого государства. Он также заявил, что техника и войска, участвующие в учениях «Ашура 3», не покинут район развертывания и после их окончания.
По оценкам экспертов, возможным объектом удара иранских вооруженных сил будет афганский город Герат, расположенный на удалении 140 километров от границы. Имеются сведения, что в операции могут принять участие и около двух тысяч афганских бойцов, оставшихся верными бывшему мэру Герата генералу Исмаэлю Хану, покинувшему город после захвата его талибами в 1995 году и спасавшемуся все это время со своими сторонниками на территории Ирана. Американские военные полагают, что на первом этапе боевых действий иранцы ограничатся авиационными ударами и неглубоким вторжением сухопутной группировки на афганскую территорию.
Дальше все будет зависеть от реакции талибов на иранскую агрессию. Уже сейчас они, готовясь к отражению иранской агрессии, предприняли беспрецедентную акцию - раздали оружие мирному населению, проживающему вблизи иранской границы для самозащиты. Наблюдатели едины в том, что если война начнется, она будет длительной, кровавой и дорогостоящей. Эффективность борьбы регулярной армии с полувоенными мобильными отрядами уже продемонстрировала Советская армия за годы пребывания в Афганистане. Однако талибы наверняка не ограничатся боевыми действиями против иранцев на афганской территории, а будут проводить операции и на территории Ирана.
Наверняка не удержится от вмешательства в события поддерживающий «Талибан» Пакистан, тем более, что по некоторым данным, пакистанские подразделения уже сегодня воюют на стороне талибов. Россия и ее сателлит Таджикистан также не откажутся от возможности отбросить новых хозяев Афганистана подальше от границ СНГ. Кстати, по сообщениям «Вашингтон пост» уже сейчас между Ираном, с одной стороны и Россией, Узбекистаном и Таджикистаном - с другой, ведутся переговоры о координации деятельности, направленной на «уменьшение влияния «Талибана» на северные провинции Афганистана».
Как видно, в случае начала афгано-иранской войны весь регион может превратиться в сплошную «горячую точку». Единственной страной, которая может оказаться в выигрыше в этом случае, являются США. По заявлениям американских официальных лиц, Вашингтон не собирается вмешиваться в ирано-афганское противостояние. Помнится, точно такую же позицию американцы занимали и относительно войны между Ираном и Ираком, спокойно наблюдая, как оба потенциальных противника США обескровливают друг друга. Недавние ракетные удары по базам террористов в Афганистане свидетельствуют о том, что Вашингтон отказался от безоговорочной ставки на талибов как гарантов целостности Афганистана и единственной силы, способной прекратить войну в этой стране. Их связь с террористами поставила крест на стремлении США обеспечить свои экономические интересы в регионе с помощью «Талибана». Оказалось, что война не стоит свеч. Теперь американцы могут умывать руки и спокойно наблюдать, как Иран наживает себе новых врагов в регионе.