UA / RU
Поддержать ZN.ua

Иракское наследство Леонида Кучмы

Шокирующая гибель в Ираке восьми солдат и офицеров 72-го батальона вновь накалила атмосферу вокруг вопроса дальнейшего пребывания в этой стране украинского контингента...

Автор: Владимир Кравченко

Шокирующая гибель в Ираке восьми солдат и офицеров 72-го батальона вновь накалила атмосферу вокруг вопроса дальнейшего пребывания в этой стране украинского контингента. Следствию, которое проводят представители военной прокуратуры и Генерального штаба ВСУ, а также комиссия многонациональной дивизии «Центр-Юг», еще предстоит выяснить истинную причину взрыва боеприпасов близ Эс-Сувейра. Пока же украинские и польские военные, не отвергая версию человеческого фактора (согласно ей, казахские саперы вовремя не определили состояние авиационных бомб, а солдаты, участвовавшие в обезвреживании боеприпасов, нарушили ряд требований техники безопасности), все же склоняются к предположению, что взрыв был предварительно спланированной акцией.

Если это так, то ее организаторы — иракские партизаны, добивающиеся вывода из страны войск коалиционных сил и стремящиеся внести раскол в ряды союзников по антитеррористической борьбе, — в отношении Украины частично достигли своей цели: трагедия в Эс-Сувейре серьезно подкорректировала сроки пребывания нашего контингента в Ираке. Что же касается украинско-американских отношений, в которых немаловажную роль играет и украинская бригада в Ираке, то и здесь ситуация выглядит далеко неоднозначной. И для того, чтобы проблема украинских миротворцев не стала по-настоящему серьезной в отношениях Киева и Вашингтона, Виктору Ющенко придется заняться ею уже в первые недели своего пребывания на президентском посту.

Во вторник Верховная Рада конституционным большинством приняла постановление, предлагающее Президенту отозвать контингент. Решение, быть может, эмоциональное, принято под впечатлением от гибели большого количества наших солдат. Но Верховную Раду трудно заподозрить в непоследовательности, поскольку к теме военного присутствия Украины в Ираке парламентарии обращаются уже во второй раз за последний месяц. Между тем, как бы народные депутаты ни призывали Леонида Кучму немедленно вывести украинских миротворцев, сомнительно, чтобы это случилось уже в ближайшем будущем, хотя представители исполнительной власти и говорят о том, что ситуация в Ираке имеет тенденцию к обострению, и бригаде необходимо уходить. Среди других причин называются также выполнение контингентом своей миссии и отсутствие контрактов для украинских компаний. При этом особо отмечается, что уход солдат никоим образом не должен выглядеть как бегство.

Еще 28 сентября прошлого года Леонид Кучма подписал указ, которым ввел в действие решение СНБО о постепенном сокращении численности украинского миротворческого контингента. И.о. министра обороны Александр Кузьмук, по его словам, после рождественской поездки в Ирак подал на имя Президента рапорт о выводе миротворцев в первой половине текущего года. (Напомним, что еще осенью 2004-го г-н Кузьмук говорил о том, что украинский контингент покинет эту арабскую страну в конце будущего года.)

На следующий же день после трагедии Леонид Кучма провел совещание с исполняющими обязанности министра иностранных дел Константином Грищенко, министра обороны Александром Кузьмуком, вице-премьера Дмитрием Табачником и секретарем СНБО Владимиром Радченко, на котором обсуждалась ситуация с контингентом. Как сообщил журналистам Александр Кузьмук, «Президент поставил задачу министру обороны и министру иностранных дел неотложно приступить к планированию вывода украинского контингента из Республики Ирак в первой половине текущего года». Г-н Кузьмук пообещал, что поставленная Леонидом Кучмой задача по выводу миротворцев будет выполнена до 30 июня текущего года.

В оборонном ведомстве заверяют, что до апреля будут завершены все мероприятия по выводу 72-го батальона из района Эс-Сувейры. Речь идет, в первую очередь, о подготовке иракского батальона национальной гвардии, который должен взять на себя функции по поддержанию порядка в этом городе. В течение апреля батальон украинских миротворцев выйдет из Эс-Сувейры, а затем за два-три месяца будет выведен и весь остальной контингент, базирующийся в лагере «Дельта» близ города Аль-Кут.

По словам вр.и.о. командующего Сухопутных войск Владимира Можаровского, рассматриваются два варианта вывода войск из Ирака — с техникой и без нее. В случае первого варианта солдаты будут уезжать из Ирака в Украину через Кувейт, откуда личный состав полетит домой на самолетах военной авиации, а техника будет отправлена морем. Если же остановятся на втором варианте, то не исключено, что на родину миротворцы будут улетать на самолетах, использующих взлетную полосу аэродрома в Аль-Куте.

Но планы по выводу контингента — только часть необходимой работы. Вывод армии из горячей точки — одна из сложнейших военных операций. И чтобы она прошла нормально, без потерь для личного состава, а уход наших солдат из провинции Васит не имел бы катастрофических последствий как для безопасности в регионе, так и для международного реноме Украины, необходимо проведение консультаций с партнерами по антитеррористической коалиции. Прежде всего, с Соединенными Штатами, Великобританией, Польшей и правительством Ирака. Тем более что Киев связан договорными обязательствами со своими союзниками.

Минобороны и МИД уже начали подготовку к консультациям, на которых будет определен маршрут пути следования солдат, а также координированы действия с партнерами по коалиции. Причем не только по проблемам, связанным с безопасностью выхода из Ирака наших миротворцев, но и по вопросу передачи функций по поддержанию порядка в зоне ответственности украинского контингента. Но вот когда начнутся консультации — неизвестно. Судя по всему, Вашингтон и Лондон, для которых принципиальным остается вопрос сохранения многонациональной коалиции и стабилизация Ирака, намерены вести их уже с новым президентом и правительством.

Некий западный дипломат не раз повторил в беседе с автором этих строк, что «было бы немного странно, если бы правительство, которому осталось быть у власти еще неделю, приняло такое серьезное решение. Когда одно правительство уходит, а другое создается — это не лучшее время для принятия подобного решения». Собеседник «ЗН» предостерег официальный Киев от поспешных шагов: «Мне кажется, что опытные люди понимают: принятие такого решения после трагедии не принесет пользы стране в международных отношениях. У вас есть миротворческие силы и в других странах. Будет ли способствовать это решение безопасности ваших миротворцев в других местах?».

Публичная реакция Вашингтона на постановление Верховной Рады была столь же жесткой. Официальный представитель госдепартамента Адам Эрели заявил, что решение о выводе украинского миротворческого контингента из Ирака должен принимать новый президент Украины и новое правительство, а не Леонид Кучма. «Мы надеемся, что правительство Украины, когда вступит в свои права, тщательно рассмотрит этот вопрос и обсудит его с нами и с иракцами», — в свою очередь сказал другой представитель госдепартамента Ричард Баучер.

При этом г-н Баучер обратил внимание на тот факт, что принятый ВР по выводу украинских войск из Ирака документ не является обязательным, и Президент Украины Леонид Кучма в своем распоряжении «попросил лишь выработать запасной план». «Насколько мы видим, украинское руководство еще не приняло решения о выводе войск», — подчеркнул он, добавив, что оно будет приниматься новым правительством «после проведения полных консультаций со всеми нами».

Пока же Константин Грищенко встретился с послами Соединенных Штатов и Великобритании Джоном Хербстом и Робертом Бринкли, которым и.о. главы украинского внешнеполитического ведомства официально сообщил о данном Президентом поручении и принятом Верховной Радой постановлении. По нашей информации, на этих встречах американский и британский дипломаты высказали обеспокоенность возможностью вывода контингента до 30 июня сего года. Суть позиции их правительств сводится к тому, что 2005-й является очень важным для Ирака — в течение года планируется дважды провести парламентские выборы, и вывод столь многочисленного военного контингента может негативно повлиять на стабильность в стране в целом и провинции Васит в частности. Посему Лондон и Вашингтон просят Киев не спешить с принятием окончательного решения.

Между тем не вполне ясно, когда и кто подпишет указ, проект которого, как нам известно, уже подготовлен. (Впрочем, некоторые сведущие эксперты уверяют: для того, чтобы начать вывод контингента, не обязательно подписывать указ. Можно обойтись и президентской директивой. В крайнем случае глава государства может дать поручение Минобороны.) Хотя ныне действующий Президент Леонид Кучма и дал поручение подготовить планы по выводу бригады из Ирака, изрядно досадив тем самым американцам, он пока не берет на себя политическую ответственность.

Судя по всему, Леонид Кучма оставляет право принимать неоднозначное политическое решение Виктору Ющенко. Не исключено, что для лишенного политической щедрости Леонида Кучмы это не просто маленькая месть уходящего политика своему нежеланному преемнику. Ведь с приходом к власти Ющенко эксперты-романтики прочат украинско-американским отношениям «медово-сахарное будущее». Решение же о выводе украинских солдат из Ирака до 30 июня, если таковое примет Виктор Ющенко, значительно сузит поле для маневра нового лидера Украины, и уже в первые месяцы может серьезно осложнить его отношения с республиканской администрацией Белого дома, более чем заинтересованной в дальнейшем пребывании нашего контингента.

С другой стороны, нельзя не признать и правоту тех украинских политиков, которые полагают, что столь важное политическое решение должен принимать не Президент, пребывающий последние дни в своей должности, а новоизбранный руководитель государства, который и будет расплачиваться за последствия. Но готов ли к принятию этого решения сам Виктор Ющенко?

Во время своей предвыборной кампании лидер «Нашей Украины» не раз заявлял, что в случае своего избрания в числе первых документов подпишет и указ об отзыве контингента. И об этом знают в Вашингтоне и Лондоне. В свою очередь, Александр Зинченко на этой неделе уверял, что «обещание, которое дал Виктор Андреевич Ющенко украинскому народу, будет выполняться». Помнится, в штабе «оранжевых» в рамках предвыборной кампании даже подготовили проект указа, который должен был вступить в силу, как только состоится инаугурация Ющенко.

Впрочем, в нем речь идет не о немедленном уходе контингента, как об этом часто говорят оппоненты Виктора Ющенко, а лишь о том, что МИД и Минобороны должны в двухнедельный срок внести представление об отзыве миротворцев и графике их вывода. Но сегодня этот документ устарел: после встречи в понедельник Леонида Кучмы с Константином Грищенко и Александром Кузьмуком, оборонное и внешнеполитическое ведомства уже занимаются подготовкой графика вывода.

Поэтому, с учетом новой ситуации, от Виктора Ющенко уже в качестве главы государства потребуется четкое и недвусмысленное заявление о позиции в отношении вывода контингента из Ирака, а также проведение постоянных консультаций с партнерами Украины по антитеррористической коалиции. Судя по заявлению Александра Зинченко, что «выведение украинского миротворческого контингента из Ирака является сложной процедурой, которая отягощена политическими, финансовыми и военными процессами», в команде «оранжевых» понимают трудности процесса вывода бригады. Но осознает ли ближайшее окружение лидера «Нашей Украины» и сам Ющенко все последствия принятия решения о выводе контингента, в частности, для возобновленных украинско-американских отношений?

Перед Виктором Ющенко непростой выбор. С одной стороны, необходимо выполнять обещание, данное избирателям. К тому же, новоизбранный президент будет находиться под постоянным политическим давлением принципиальных противников нахождения украинских солдат в Ираке. А это не только вечные оппозиционеры — коммунисты, но и союзники Ющенко по коалиции «Сила народа» социалисты. А перед Соцпартией лидер «Нашей Украины» имеет обязательства, зафиксированные в политическом соглашении, подписанном 6 ноября прошлого года. С другой стороны, вполне возможное осложнение отношений с Соединенными Штатами и Британией, заинтересованных в дальнейшем пребывании украинских солдат в провинции Васит.

Как можно судить, Вашингтон и Лондон не занимали бы столь жесткую позицию, если бы украинская власть приняла решение вывести контингент в конце года. Возможно, будь такое решение сегодня принято Леонидом Кучмой, представители госдепа избежали бы в своих комментариях фразы, что вопрос о выводе миротворцев должен решать новый президент Украины и новое правительство. Однако уходящая украинская власть остановилась на дате 30 июня.

Создается впечатление, что если Виктор Ющенко будет гибок в вопросе сроков, то украинско-американские отношения не будут омрачены уже в самом начале его президентства. К тому же, в этом случае Киев может с помощью Вашингтона решить ряд весомых технических и финансовых вопросов, связанных непосредственно с выводом полуторатысячного контингента. Например, еще в прошлом году Александр Кузьмук сказал, что вывод контингента обойдется в 11 млн. долларов. Для бюджета украинского Минобороны это серьезная сумма. Вполне возможно, что украинцы смогут договориться, и Вашингтон компенсирует эти расходы. Также на переговорах можно обсудить и судьбу украинской военной техники, которая находится в Ираке: на консультациях украинцы могут поднять вопрос о том, чтобы иракцы на американские деньги выкупили это имущество.

Но если в окружении Ющенко возобладает точка зрения, что контингент необходимо выводить до 30 июня, сможет ли Вашингтон принять эту позицию и не охлаждать температуру двусторонних отношений, значительно потеплевших после 26 декабря? Прислушаются ли в Белом доме к мнению отставного дипломата Стивена Пайфера, который в своей предновогодней статье «Следующие шаги в Украине» в The Washington Post написал: «даже при условии, что создание коалиции в Ираке является чрезвычайно важным для администрации Буша, было бы ошибкой позволить этому вопросу стать доминирующим в двусторонних отношениях»?

И в этом контексте одна из главных задач, решением которой уже сегодня необходимо заниматься команде Ющенко, состоит в том, чтобы вывод украинского контингента из Ирака прошел с минимальными политическими, экономическими и имиджевыми потерями для Украины. Чтобы наша страна и ее новое политическое руководство достойно вышли из иракской истории, а человеческие жертвы не были бы напрасными.