UA / RU
Поддержать ZN.ua

Инвалидность нравственности I группы

При всех неопределенностях со сроками и процедурой оглашения имени нового президента Украины сегодня почти не подлежит сомнению тот факт, что затянувшаяся избирательная кампания завершилась...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

При всех неопределенностях со сроками и процедурой оглашения имени нового президента Украины сегодня почти не подлежит сомнению тот факт, что затянувшаяся из­бирательная кампания завершилась. И в пользу этого утверждения говорит не только восьмипроцентный перевес голосов на стороне фаворита гонки, но и отсутствие значительных нарушений в ходе голосования, которые могли бы исказить общий результат всенародного волеизъявления. Правда, у команды Виктора Януковича, не сумевшего в условиях более пристального контроля со стороны как отечественных, так и зарубежных наблюдателей, а также при почти бездействующем админресурсе подтвердить свое трехпроцентное преимущество, несколько иное мнение. Сине-белые утверждают: их былую электоральную мощь подорвали изменения, внесенные в закон о выборах президента, ограничившие голосование за пределами избирательных участков жест­кими рамками.
Кадры, показанные в воскресенье по УТ-1, невозможно было смотреть без содрогания. Преодолевая невероятные мучения, собрав в кулак остатки физических и моральных сил, к избирательным участкам тянулись вереницы немощных стариков и инвалидов. Происходили съемки на Луганщине. И, как сообщил «ЗН» представитель Комитета избирателей Украины Алексей Светиков, особо массовое скопление те­левизионных камер наблюдалось именно в тех местах, где появлялись люди, испытывающие трудности с пе­редви­жением. Судя по всему, так и не изобретя к так называемому третьему туру выборов каких-либо но­вых «фишек», с помощью которых можно было бы привлечь голо­са избирателей, штаб Виктора Януковича был вынужден сосредоточиться на самом примитивном способе борьбы — давить на жалость. И если самого Виктора Федоровича, усиленно разыгрывавшего в последние дни всеми обиженного и преданного оппозиционера, уже мало кому было жаль, то, переключив внимание общественности на проблемы обездоленных, можно было пожать кой-какие плоды.
Главное при этом ни в коем случае не вспоминать, что за тот законодательный пакет, в состав которо­го входили и столь возмущающие се­годня соратников Януковича изменения к закону о выборах, почти в полном составе (кроме двух депутатов) голосовала фракция «Регионы Украины». И, между прочим, аб­солютно все народные избранники, представляющие в парламенте СДПУ(о). В том числе и Нестор Шуф­рич, громче всех теперь, надо полагать, в силу своего статуса представителя Януковича в Центризбиркоме, кричащий о нарушении избирательных прав инвалидов. Ну и, ко­нечно же, не стоит углубляться в ис­торию вопроса, чтобы, не дай бог, ни у кого не возникло вопроса: а из-за чего, собственно говоря, Верховной Раде вообще пришлось городить весь этот действительно малопривлекательный огород с внесением в избирательное законодательство ограничений, связанных с голо­сова­нием на дому? Кто настоящий виновник неудобств, ухудшения состояния здоровья, а в отдельных случаях и, как сообщалось представителями штаба Януковича, смертей, последовавших в результате посещения участков для голосования людьми с ограниченными физическими возможностями? И не до­казано ли судом широкомасштабное использование права неспособных самостоятельно передвигаться людей на голосование за пределами избирательных участков для фаль­­сификации результатов выборов в прошлом туре? Фальсификации ни­как не в пользу соперника Викто­ра Федоровича по президентской гонке.
Но обо всем этом соратники пре­мьер-министра предпочитают помалкивать. Сосредоточившись на эмоциональной составляющей проблемы: рассказывая о тяготах и лишениях и без того наименее защищенной категории граждан, оказавшейся ущемленной еще и в своих избирательных правах. А также о ле­тальных случаях, которые, к всеобщему недоумению, зафиксированы во время голосования исключительно в Донецкой области. Кстати, ни один официальный источник не подтвердил «ЗН» факты смертей, связанных с процессом голосования 26 декабря. Трагическая история о пациенте кардиологического отделения одной из донецких больниц, умершего после того как он был вынужден спуститься из палаты на нижний этаж, чтобы исполнить свой гражданский долг, безусловно, впечатляет. Но не до такой степени, чтобы не задаться при этом вопросом: а что, в составе комиссии, члены которой отказались подниматься в палату к больному, были только лишь представители Виктора Ющенко?
Однако соответствующий эмоциональный фон в общественном сознании создается не просто так. Он, по замыслу авторов нового политтехнологического хода, должен подготовить почву для обжалования результатов выборов побежденной стороной в суде. Апеллировать к Фемиде команда Виктора Януковича, как известно, пыталась еще до дня переголосования. И в прошлом номере «ЗН» подробно описывало логику аргументации тех 46 народных депутатов, которые, как уже отмечалось, вначале проголосовали за изменения к закону о выборах, предусматривающие ужесточение правил голосования «надомников», а затем обратились в Конституционный суд с просьбой дать оценку этим изменениям на предмет их соответствия Основному Закону. В своем решении Конституционный суд практически согласился с опасениями истцов, но при этом не отменил, как можно было ожидать, ни всю статью №6 закона, вносящего изменения в избирательные правила, ни ее первую часть, вызывающую наибольшие споры. Судите сами: «Признать не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения части первой статьи 6 Закона Украины «Об особенностях применения Закона Украины «О выборах президента Украины» при повторном голосовании 26 декабря 2004 года», которые делают невозможным голосование за пределами помещения для голосования для всех остальных, кроме инвалидов первой группы, избирателей, не способных передвигаться самостоятельно». Проще говоря, неправомерным КС признал сужение категории граждан, не способных дойти до избирательного участка, до круга лиц, имеющих удостоверение инвалида первой группы. Таким образом, оставшееся в положении закона слово «инвалиды» при игнорировании фразы «первой группы» автоматически создает эффект распространения права голосовать на дому на инвалидов и второй, и третьей групп.
Указал Конституционный суд и на недопустимость столь суровых мер по предоставлению доказательств неспособности избирателей добраться до места голосования, которые предусматривались законом. Согласно ему, как известно, инвалид должен был подтвердить то, что прикован к постели, исключительно копией свидетельства об инвалидности или пенсионного свидетельства, заверенной у нотариуса либо руководства исполнительного органа местной власти того населенного пункта, в котором человек проживает. Такие требования, по мнению КС, не способствуют реализации избирательного права граждан, а, наоборот, усложняют его осуществление. Заметьте, усложняют, но не делают невозможными.
Оглашение выводов Конституционного суда состоялось утром 25 декабря, за день до переголосования. Сегодня члены Центризбиркома вспоминают прошлую субботу как страшный сон: тогда фактически возникла реальная угроза того, что выборы могут не состояться. На свой страх и риск, не дожидаясь официального письма из КС, воспользовавшись электронной почтой, центризбиркомовцы получили текст решения и на его основании в оперативном порядке разработали разъяснение для территориальных избирательных комиссий. Прежде всего им рекомендовалось продлить срок принятия заявлений от граждан, желающих голосовать дома, до 20.00. К тому же, разрешался более либеральный подход к контролю за достоверностью того факта, что избиратель не способен передвигаться. Теперь стало достаточным, чтобы справку об инвалидности заверял либо глава участковой комиссии, либо секретарь, либо два ее члена от обоих кандидатов.
Но представители Виктора Януковича не сдавались в своей отчаянной борьбе за уплывающий из рук чуть ли не последний способ повышения электоральной урожайности. Еще бы! Ведь, как выяснилось уже в день голосования, на избирательных участках в Донецкой, Запорожской, Николаевской, Луганской и некоторых других областях вовсю готовились к «домашнему» голосованию по тем же технологиям, что и во втором туре 21 ноября. Наблюдатели фиксировали, кое-где даже составляя об этом акты, наличие в комиссиях огромного количества заявлений, написанных якобы от имени инвалидов, но почему-то одним почерком. Как сообщил «ЗН» секретарь территориальной комиссии 51-го округа в Донецкой области Михаил Еремеев, существует видеозапись процесса переписывания членами комиссии заявлений тех избирателей, которые писали их еще перед прошлым туром выборов. А работавший на выборах наблюдателем в Николаеве Александр Ленгауэр поведал нам о том, что некоторые члены комиссий были снабжены пачками заявлений, напечатанных типографским способом, в которые проставлялись лишь фамилии и адреса граждан, якобы обратившихся с просьбой прислать к ним урну для голосования на дому. Представитель Комитета избирателей Украины в Луганской области Алексей Светиков своими глазами видел подобные документы, набранные на компьютере. Тогда как закон четко требует: заявления должны писаться от руки. По его словам, в Лисичанске по этому поводу были составлены акты, на основании которых наблюдатели от Ющенко направили обращение в прокуратуру. В своем стремлении подсобить любимому кандидату местные власти не знали удержу. В Северодонецке, например, зафиксированы случаи, когда из общего списка избирателей выделялись те, кто, по мнению членов комиссии, нуждался в приезде урны для голосования на дом, и составленную таким образом выписку подписывал… главный врач больницы. Конечно, теризбиркомы опротестовывали подобные действия участковых комиссий, но потом, когда «акт голосования» уже состоялся. На избирательном участке в Красном Луче подобное вольное обращение с правилами «домашнего» голосования повлекло за собой признание выборов недейставительными.
Однако масштабы такой «заботы» об избирательных правах могли быть куда больше. Группа поддержки Виктора Януковича во главе с Нестором Шуфричем пыталась оспорить правомочность разъяснения ЦИК в Верховном суде. Ранним утром 26 декабря, за три часа до начала голосования ВС вынес решение не в пользу истца. Надо полагать, бело-синие до последнего надеялись на сохранение неопределенности и сумятицы, связанной с голосованием на дому. Примечательно, что помогать им в этом пыталась уполномоченный по правам человека Нина Карпачева, весьма активно участвовавшая в рассмотрении вопроса в КС. Именно на ее данные ссылался Виктор Янукович, заявляя о том, что в Украине 4,5 миллиона инвалидов. Вообще-то, согласно данным Минсоцтруда, граждан с инвалидными удостоверениями у нас около 2,5 млн. человек, из них инвалидов первой группы — 319 тысяч. А что касается Нины Ивановны, то ее безудержная энергия по отстаиванию попранных прав человека была бы весьма кстати в те дни, когда миллионы людей в стране протестовали против циничного и грубого нарушения их права голоса.
Трудно наверняка предугадать исход судебной тяжбы, к которой готовится команда Януковича с целью оспорить результаты выборов. Однако их заявления о том, что инвалиды в массовом порядке не смогли волеизъявиться и это послужило причиной для искажения общей картины волеизъявления, выглядят малоубедительными. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на результаты голосования. Если в первом туре, 31 октября, согласно данным ЦИК, в голосовании приняли участие 28 035 184 избирателя, во втором, 21 ноября, — 30 511 289, то в третьем, 26 декабря, — 29 068 309. И где эти миллионы граждан, которые не смогли реализовать свое право голоса?
…Во вторник, явившись на заседание Центризбиркома в сопровождении оператора с телекамерой, представитель Януковича в ЦИК Нестор Шуфрич потребовал предоставить ему слово. После чего призвал всех присутствующих почтить минутой молчания умерших в день голосования 26 декабря избирателей. Скрывая замешательство, присутствовавшие встали. Почтили. После этого Шуфрич удалился. А вместе с ним и оператор с камерой. Пиар на инвалидах и умерших — достойный финиш избирательной кампании, построенной на лжи, подтасовках и унижении человеческого достоинства.