UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНДИЙСКИЙ ПАСЬЯНС

Когда в прошлом году к власти в Индии пришли националисты из «Бхаратия джаната парти» (БДП), мало кто из международных наблюдателей сомневался в том, что на властном индийском Олимпе продержатся они недолго...

Автор: Михаил Соколовский

Когда в прошлом году к власти в Индии пришли националисты из «Бхаратия джаната парти» (БДП), мало кто из международных наблюдателей сомневался в том, что на властном индийском Олимпе продержатся они недолго. Так и вышло. 17 апреля индийский парламент с перевесом в один голос отправил кабинет лидера БДП Атала Бихари Ваджпаи в отставку. Сегодня уже можно говорить, что правление его запомнится индийцам возобновлением Индией замороженных в 1974 году подземных ядерных испытаний, значительным увеличением военного бюджета страны и новым витком противостояния с Пакистаном.

Однако падение правительства Ваджпаи не принесло огромной стране облегчения. Между индийскими политическими партиями практически сразу же началась острая борьба за освободившееся место главы исполнительной власти государства, чем-то напоминающая украинскую спикериаду с ее ситуативными союзами, невыполненными обещаниями, изменами и предательствами.

Как и предполагалось, в рядах оппозиции, единодушно отправившей в отставку кабинет Ваджпаи, отсутствовало согласие относительно того, каким должно быть следующее правительство - снова коалиционным или однопартийным. Дело в том, что ни одна из оппозиционных партий не обладала достаточным количеством мандатов, необходимых для формирования нового кабинета.

Первой предъявили свои амбиции главные оппозиционеры страны из партии Индийский национальный конгресс (И). Они передали президенту резолюцию, принятую на заседании своей парламентской фракции. В ней было записано, что председателю партии Соне Ганди поручено «предпринять необходимые шаги по формированию правительства».

Однако ИНК(И) располагает лишь 145 голосами в 545-местной нижней палате парламента и могла бы получить право на формирование кабинета лишь при поддержке других фракций. Вместе с тем, Индийский национальный конгресс отклонил предложение других оппозиционных партий о создании нового коалиционного правительства. При этом партия Сони Ганди заявила, что единственную возможность выхода из сложившейся ситуации она видит в том, чтобы самостоятельно сформировать правительство меньшинства, опираясь на поддержку других партий, но без предоставления им министерских портфелей. Таким образом ИНК(И) хотел обезопасить себя от формального союза с некоторыми ненадежными партнерами и в случае неудачи не потерять лицо.

Как стало известно журналистам из неофициальных источников, на встрече Сони Ганди с лидерами некоторых партий, состоявшейся на прошлой неделе, им была предложена альтернатива: либо формирование правительства меньшинства под руководством ИНК(И), либо внеочередные парламентские выборы.

Ставя своим недавним союзникам такой ультиматум, Соня Ганди настолько была уверена в своей победе, что объявила об этом как о решенном деле, правда, скромно при этом отметив, что сама она может и не стать премьером. Возможно, она имела в виду формальную причину - парадокс, но Соня не является членом парламента. Однако этот момент можно было легко обойти: она могла стать членом верхней палаты из числа назначаемых президентом.

Но не все получилось так, как хотелось руководству ИНК(И). В свое время сама Ганди пообещала за два дня уговорить представителей других партий согласиться с ее планом. Время шло, а договоренности все не было.

Тут уже индийские газеты вспомнили, что президент страны Кочерил Раман Нараянан может, как это уже было дважды - в декабре 1997 года и в марте 1998 года после всеобщих выборов, попросить лидера партии, претендующей на формирование правительства, подтвердить, что за него проголосует минимум 271 член парламента. Эта процедура подразумевает подачу письменных заявлений от лидеров партий с гарантией того, что представляющие их парламентарии отдадут свои голоса за новое правительство при вынесении ему вотума доверия.

Но в конце прошлой недели стало очевидно, что это не понадобится. Крест на попытке Сони Ганди сформировать правительство был поставлен решением ее недавних союзников из Самаджвади джаната парти, имеющей в нижней палате парламента 20 голосов, отказаться от поддержки ИНК(И). Лидер этой партии из североиндийского штата Уттар Прадеш, бывший министр обороны Индии Мулаям Сингх Ядав направил президенту страны письмо, в котором официально уведомил, что его партия отказывается голосовать за правительство ИНК(И). Еще раньше об отказе поддержать Индийский национальный конгресс заявили Революционная социалистическая партия и Форвард-блок (обе они представляют левые силы).

Без этих голосов Соня Ганди не смогла бы получить поддержки, необходимой для формирования правительства, она обладала лишь 233 голосами из 270 необходимых. Наблюдатели опять заговорили о неумолимом движении страны к внеочередным парламентским выборам.

Одним из вариантов, которые могли предотвратить развитие ситуации по такому сценарию, могло стать предложение лидеров некоторых оппозиционных партий по созданию при поддержке со стороны ИНК(И) кабинета «третьего фронта» с премьером, приемлемым для всех представителей оппозиции. Однако Соня Ганди не согласилась на такой вариант. Вместе с тем, она и другие члены ее партии отдавали себе отчет в том, что процесс внутрипартийной перестройки, направленный на оживление жизни в ИНК(И) и возврат доверия избирателей, начатый год назад, весьма далек от завершения. Поэтому и на выборы Соне идти не очень хотелось: мало кто уверен в полностью благополучном их исходе для ее партии.

Между тем, воодушевленные разладом в стане своих оппонентов, свергнутые индийские националисты также стали «проявлять признаки жизни». На встрече с президентом они попросили дать им еще один шанс и разрешить сформировать свое правительство вторично. В качестве аргумента, один из руководителей БДП К.Л.Шарма заявил, что ИНК(И) и его сторонники «продолжают бродить во тьме без всякой надежды увидеть свет в конце туннеля». Однако Кочерил Раман Нараянан дал им понять, что Конституция страны не предусматривает реставрацию правительства с тем же премьер-министром после того, как этому кабинету был вынесен вотум недоверия в парламенте.

Хватаясь за соломинку, видный представитель ИНК(И) Арджун Сингх выступил с призывом к оппозиционным лидерам, отвергающим предложение его партии о создании правительства меньшинства, изменить свою позицию во имя солидарности антинационалистических сил. Однако к компромиссу их не смогла вынудить даже жесткая альтернатива: либо правительство меньшинства во главе с ИНК(И) при поддержке других партий, либо роспуск парламента и назначение досрочных выборов. И хотя такого оборота событий не хотел никто - ни члены парламента, ни представленные ими партии, ни народ страны - индийские внутриполитические процессы будут развиваться именно по этому сценарию.

В минувшее воскресенье Соня Ганди уведомила президента о прекращении всех своих попыток по формированию правительства и также заявила о невозможности участия ее партии в какой бы то ни было коалиции. На следующий день под председательством исполняющего обязанности премьера Ваджпаи состоялось заседание правительства, на котором было принято решение рекомендовать президенту страны официально принять отставку правительства, распустить парламент и назначить внеочередные всеобщие парламентские выборы. Президент согласился с этой рекомендацией, и теперь индийские избиратели опять пойдут на избирательные участки - в третий раз за последние три года. Точная дата проведения выборов будет определена позже.

Сегодня пока неизвестно, каким образом разложится очередной индийский пасьянс. Однако скептикам, утверждающим, что политическая система Индии по частоте смены правительств вскоре догонит итальянскую, можно возразить. При любом правительстве экономический курс страны сохраняется просто потому, что нет другого, тем более что в 1991 г. реформы начала именно партия ИНК(И). С другой стороны, несмотря на все заслуги последней перед Индией в деле обретения ею независимости, ее влияние постепенно снижается, а конкуренция со стороны других политических сил неизменно возрастает. Это можно считать признаком возникновения в Индии реальной многопартийной системы, являющейся главной гарантией демократического развития страны.