UA / RU
Поддержать ZN.ua

Индия—Пакистан: ВЗАИМНЫЙ ПРОИГРЫШ

В четверг произошло то, чего, откровенно говоря, опасались давно. Произведя пять подземных ядерных...

Автор: Михаил Соколовский

В четверг произошло то, чего, откровенно говоря, опасались давно. Произведя пять подземных ядерных взрывов, Пакистан присоединился к членам ядерного клуба, не позаботившись о том, чтобы спросить у них на это разрешение. Разумеется, спровоцировала его на это Индия, а чтобы ответ был убедительнее, Исламабад заявил, что теперь он готов снабдить ядерной боеголовкой свои баллистические ракеты «Гхори», имеющие дальность более 1300 километров и способные «накрывать» большую часть территории Индии.

Подземные взрывы были произведены на полигоне в пустынном районе Чагаи, в 50 километрах от пакистанской границы с Ираном и Афганистаном. И хотя мощность подорванных устройств определена не была, заявление правительства было подтверждено архитектором пакистанской ядерной программы Абдул Кадыр Ханом.

После успешно проведенных испытаний премьер-министр Пакистана Наваз Шариф не скрывал своей радости. «Теперь у нас с Индией счет ничейный», - заявил он, напомнив мировому сообществу, что оно так и не смогло применить к Индии серьезные карательные меры, тем самым не оставив его стране иного выхода, как прибегнуть к адекватным действиям.

Шариф в полной мере использовал восточное красноречие, заявив: «Сегодня воспламененный нами ядерный пожар уже погас, но я благодарен Богу, что мы бросились в него с отвагой». Он добавил, что Пакистан был чрезвычайно терпим к действиям Индии и мог бы произвести собственные ядерные испытания еще 20 лет назад. Не удержался он и от того, чтобы поблагодарить за оказанную техническую помощь еще одного индийского недруга - Китай, однако не уточнил, в чем она состояла.

Известие о проведении ядерных взрывов вызвало приток воодушевления у населения Пакистана, которое переросло в народные гуляния по всей стране. Радостные пакистанцы палили в воздух из всего имеющегося у них оружия и одаривали друг друга тортами и пирожными собственного приготовления. Таких празднеств страна не помнила уже давно.

Совершенно другая реакция наблюдалась в столице Индии. На заседании парламента члены оппозиции устроили националистическому большинству настоящую обструкцию, обвиняя его в нарушении существовавшего баланса сил в регионе, которое вылилось в начало гонки ядерных вооружений. В ответ на это индийский премьер Атал Бихари Ваджпаи заявил, что его правительство вынуждено было пойти на проведение ядерных испытаний для того, чтобы предупредить секретную программу создания Пакистаном новых вооружений, доклад о которой был подготовлен накануне индийской разведкой. Более того, Ваджпаи объявил, что в ответ на действия Пакистана Индия теперь может отказаться от своего решения «заморозить» программу дальнейшего проведения ядерных взрывов.

Если ядерные испытания, проведенные Индией, застали Соединенные Штаты врасплох, то подготовка к проведению их в Пакистане была под жестким контролем Вашингтона. Перед самым их началом президент США Билл Клинтон пытался убедить Наваза Шарифа отменить решение о проведении взрывов. Но безуспешно. Наверняка при этом разговоре пакистанский премьер напомнил своему американскому коллеге о тех истребителях Ф-16, за которые его страна уплатила полагающуюся сумму американцам, а те отказались их поставить, ссылаясь на санкции против стран, работающих над созданием оружия массового уничтожения.

Реакция США на действия Пакистана оказалась прогнозируемой. Клинтон уже объявил о введении против Исламабада санкций, аналогичных тем, что были введены двумя неделями раньше против Индии. Американский президент заявил, что, проведя ядерные испытания, Пакистан утратил истинную гарантию своей безопасности, потеряв доверие международного сообщества.

Экономические санкции могут оказать на Пакистан значительно большее воздействие, чем на Индию, ведь он значительно более зависит от международной помощи. Многие экономисты скептически оценивают возможность этой 140-миллионной страны произвести в июне выплаты по внешним займам суммой в 800 миллионов долларов. Дело в том, что страна тратит на свои оборонные статьи колоссальную сумму - более 25 процентов годового бюджета, который составляет 13 миллиардов долларов. Не секрет, что ядерные испытания добавили к этим расходам ощутимый «довесок».

Ну а самое неприятное - это возможность срыва украино-пакистанского танкового контракта. Ведь в первую очередь против Пакистана могут быть введены санкции, запрещающие продажу ему оружия. Ну и ко всему могут добавиться финансовые проблемы Исламабада, грозящие поставить под вопрос его платежеспособность.