UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНДИЯ И ИЗРАИЛЬ: СОСТОИТСЯ ЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Как и предполагалось, новый виток гонки вооружений на юге Азии не ограничился индийскими и пакистанскими ядерными взрывами...

Автор: Максим Череда

Как и предполагалось, новый виток гонки вооружений на юге Азии не ограничился индийскими и пакистанскими ядерными взрывами. На этой неделе противостояние между Дели и Исламабадом разгорелось с новой силой. Индийский парламент принял закон о бюджете, в котором определил значительное повышение расходов страны на военные нужды. В следующем финансовом году военные расходы страны увеличатся на целых шестнадцать процентов, причем на нужды ядерной энергетики будет потрачено на 68%, а на ракетную программу - на 64% больше средств, чем в текущем году.

В тот же день руководитель пакистанской ракетной программы объявил о том, что новая ракета с дальностью полета до 1800 километров будет готова для проведения летных испытаний в течение года, а другая, с дальностью 700 километров, - уже в течение нескольких ближайших дней.

Не преминул воспользоваться ситуацией и Китай. Министерство иностранных дел этой страны распространило заявление о том, что Пекин не может исключить возможности возвращения к проведению собственных ядерных испытаний, исходя из той угрозы, которую представляет его безопасности начавшаяся в регионе гонка вооружений.

Все происшедшее даже заставило президента США Билла Клинтона срочно сократить свою поездку по стране и немедленно вернуться в столицу, чтобы выработать с госсекретарем Мэдлин Олбрайт американскую позицию по этому вопросу на встрече в Женеве. Здесь ситуацию с появлением новых государств, обладающих ядерным оружием, обсуждали главы внешнеполитических ведомств стран, которые являются старожилами ядерного клуба - США, России, Великобритании, Франции и Китая. Кроме того, этот же вопрос 12 июня будет в центре внимания внеочередной встречи лидеров стран «большой восьмерки». Главная цель всех этих консультаций - убедить каждую из сторон конфликта не совершать дальнейшие провокационные шаги в отношении друг друга, а также отказаться от использования ядерных компонентов в военных целях. Ну и, конечно, ведущие государства мира обсуждали возможность пресечения возможного повторения примеров Индии и Пакистана другими «пороговыми» странами - Ливией, Ираном, Ираком и Сирией.

Опасения членов ядерного клуба не беспочвенны. В то время как практически весь мир осудил действия Пакистана, министр иностранных дел Ирана приветствовал проведение Исламабадом ядерных испытаний, заявив, что этим он поставил «исламский заслон» на пути ядерного оружия, которым, по его убеждению, обладает Израиль.

Между тем, многие специалисты сходятся во мнении, что Пакистан обладает не столько «исламской», сколько «китайской», имея в виду, что Пекин напрямую причастен к разработке Исламабадом ядерного оружия. Но упоминание Израиля в контексте противостояния Индии и Пакистана все же не случайно.

В связи с последними событиями на юге Азии, в прессе появилось много материалов относительно серьезного израильско-индийского сотрудничества, в первую очередь, в военной области. Все вдруг вспомнили, что в марте состоялся визит в Израиль начальника генерального штаба индийской армии, а между военными ведомствами двух стран давно уже налажены прочные связи, и происходит активный обмен техническим персоналом. Оказывается, израильское руководство неоднократно заявляло, что оно чрезвычайно заинтересовано в укреплении взаимоотношений с Индией вплоть до создания с ней стратегического союза по типу израильско-турецкого.

Активизация отношений Тель-Авива и Дели в области военного сотрудничества дала дополнительные аргументы Пакистану относительно необходимости укрепления своей национальной безопасности. В Исламабаде всерьез опасались, что для недопущения проведения Пакистаном ядерных испытаний, индийские и израильские бомбардировщики с военных аэродромов Индии могут нанести воздушные удары по полигону, на котором происходила подготовка к этим испытаниям. Кроме того, в пакистанской и египетской прессе появилась информация о том, что один из индийских подземных ядерных взрывов был произведен по «заказу» Израиля. При этом журналисты ссылались на данные, полученные от разведок некоторых арабских государств.

Однако такая версия никем в мире не была воспринята серьезно, и ни одна западная газета не отреагировала на нее. Никто не подтвердил и факт возможной переброски израильских самолетов на индийские авиабазы для совместных действий против Пакистана.

Но опасения исламского мира относительно того, что Израиль нашел себе в качестве нового союзника наиболее технологически развитую в регионе от Средиземного моря до Малакского пролива страну, не были беспочвенными. Отношения между двумя государствами, оба из которых имеют враждебно настроенных исламских соседей, могли быть и более тесными. Однако развитие их сдерживалось по инициативе Индии. В Дели не забывали о том, что в стране проживает второе в мире по численности мусульманское население, и что около миллиона индийцев в поисках работы нашли себе пристанище в арабских странах. Кроме того, Иран и другие страны Персидского залива являются главными поставщиками нефти для остро нуждающейся в энергоносителях индийской промышленности.

Опасения Индии испортить отношения с исламским миром стали причиной отмены начальником генерального штаба Израиля своего визита в Дели, запланированного на начало мая. Индийское руководство вынуждено было отозвать свое приглашение после демарша Лиги арабских государств, выразившей недовольство посещением начальником индийского генерального штаба самопровозглашенной Израилем зоны безопасности в южном Ливане во время своего визита в Тель-Авив в марте этого года.

Несмотря на все эти предосторожности, в ближайшем будущем все же следует ожидать определенного прорыва в индийско-израильских отношениях. Находящаяся у власти в Индии националистическая партия БДП никогда и не скрывала своей произраильской и антиарабской позиции. Индийские стратегические интересы имеют много общего с израильскими, а у населения растет уверенность в том, что стране при определении круга своих союзников, нужно руководствоваться не сентиментальными симпатиями к палестинцам, а стратегической целесообразностью. Сегодня Индия и Израиль имеют несколько совместных проектов в области технологий военного назначения. Ученые обеих стран вместе работают над разработкой новых систем наведения, специальных материалов и средств радиоэлектронной борьбы. Израиль поставил индийским вооруженным силам современное оборудование для радиоразведки. Кроме того, международные эксперты уверены в существовании скрытого сотрудничества между Индией и Израилем в ядерной сфере и в области ракетных технологий. Индийский военный специалист Абдул Калам, ставший известным благодаря последним ядерным испытаниям, неоднократно посещал Израиль в 1996 и 1997 годах. Ответные визиты в Индию осуществили и израильские ученые.

Если до последнего времени на взаимные симпатии Дели и Тель-Авива мало кто обращал внимания, то после обострения ситуации в регионе Южной Азии следует ожидать, что США серьезно потребуют от своего стратегического партнера свернуть военное сотрудничество с Дели. Кроме того, они будут добиваться того, чтобы Израиль присоединился к американским санкциям против Индии. Пока что Тель-Авив избегал открыто критиковать действия индийского руководства, однако, зная, какие рычаги воздействия на него имеет Вашингтон, нетрудно предположить, что союз между Индией и Израилем может и не состояться. С другой стороны, демонстративная позиция израильского премьера Биньямина Нетаньягу может, как и в мирном процессе на Ближнем Востоке, преподнести американцам неприятный сюрприз. Вот тогда-то никто не сможет дать гарантии, что гонка вооружений в Южной Азии будет остановлена.