UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИМЯ ДЕРЕВЯНКО СТАЛО РАЗМЕННОЙ МОНЕТОЙ В РУКАХ ПОЛИТИКОВ

Много ли вам, уважаемый читатель, известно случаев, когда вопрос о награждении или присвоении звания, посмертно, превращался в скандал?..

Автор: Нина Перстнёва

Много ли вам, уважаемый читатель, известно случаев, когда вопрос о награждении или присвоении звания, посмертно, превращался в скандал? Можно, конечно, до хрипоты обсуждать, спорить, возражать, если речь идет о живых. А если о мертвых?..

То, что происходит сегодня в Одессе с увековечиванием памяти редактора «Вечерней Одессы» Бориса Деревянко, убитого в августе прошлого года, иначе как цинизмом назвать нельзя. Это трудно себе представить, но то, что делается почтительно, с глубоким уважением, без лишних слов, тянется не один месяц.

Начиная с сентября вопрос об увековечивании поднимается на каждой сессии городского совета. Одна часть депутатов, их совершенное меньшинство, настаивает на присвоении Борису Деревянко посмертно звания Почетный гражданин Одессы и требует назвать одну из улиц его именем, а другая, составляющая большинство, уперлась и ни в какую.

- Нельзя предать забвению имя человека, столько сделавшего для города и погибшего от руки наемного убийцы, - доказывали одни.

- По положению «Почетный гражданин Одессы» - это звание присваивается только ныне живущим. И сам покойный был против этого, - возражали другие.

- Но разве нельзя сделать исключение? Мы же создаем почву для всякого рода спекуляций.

- Есть и другие имена не менее достойных людей, ушедших из жизни, но никто не ставит вопрос о присвоении им звания посмертно.

- Но если нельзя присвоить звание, то давайте хотя бы назовем улицу его именем…

Примерно так выглядят депутатские прения, отголоски которых потом выплескиваются на страницы газет. В результате комментарии пестрят выводами: «Продолжается борьба с неугодным редактором после его смерти», «Имя человека, который стал совестью Одессы, предается забвению» и так далее. Печатаются гневные письма горожан в адрес городского головы Эдуарда Гурвица, которого называют главным виновником того, что вопрос об увековечивании памяти до сих пор не решен.

Можно представить, что чувствуют при этом родные и близкие Бориса Деревянко. Конечно, раздаются здоровые голоса: пора прекратить терзать душу покойного. Но кто остановит это безумие?

Смерть Бориса Деревянко, и об этом в Одессе говорят в открытую, стала частью предвыборной борьбы в городе, а его имя - разменной монетой в руках политиков. Этим все и объясняется. Совершенно неожиданно своей главной задачей - сохранение памяти о Борисе Деревянко заявил вернувшийся в Одессу после долгих «странствий» по миру оппонент Эдуарда Гурвица на прошлых выборах в мэры Одессы Алексей Костусев, который возглавил им же созданный благотворительный фонд имени Б.Деревянко. Поговаривают, Костусев вернулся, чтобы в очередной раз попробовать свои силы на выборах городского головы. Судя по тому, как рекламируют его оппозиционные Эдуарду Гурвицу СМИ, это похоже на правду.

То, что происходит в Одессе, как говорится, нужно не мертвым, это нужно живым. Свое имя Борис Деревянко увековечил сам, оставив после себя созданную им газету. И это то, что действительно останется в памяти одесситов. Те, кто хотел отдать дань уважения этому человеку, уже отдали. Ну а тех, кто не хочет, не заставишь. Слова же о том, что имя Деревянко предается забвению, звучат не совсем искренне. Сегодня его именем названо рыболовецкое судно, улица в его родной Ивановке, где живет его мать, готовы документы на присвоение его имени Ивановской средней школе, где он учился. И на здании издательства «Черноморье», где находится «Вечерняя Одесса», установлена мемориальная доска в память об убитом редакторе.