UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Иллюзионист» Лавров и другие

Курить или не курить? Такая дилемма никогда не стояла перед главой российской дипломатии Сергеем Лавровым...

Автор: Владимир Кравченко

Курить или не курить? Такая дилемма никогда не стояла перед главой российской дипломатии Сергеем Лавровым. Во времена своей работы в Нью-Йорке он не раз вызывал зависть курящих функционеров ООН, вынужденных подчиняться внутренним правилам штаб-квартиры этой организации, запрещающим курение на рабочих местах: постоянный представитель России последовательно игнорировал этот запрет. Страстный курильщик, российский министр не в силах обойтись без затяжки-другой. В чем в минувшую среду непосредственно в Киеве могли убедиться и украинские дипломаты, вынужденные соблюдать Закон «О мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения». (Напомним, что статья 13 этого закона запрещает курение на рабочих местах, к которым, без сомнения, относится и стол переговоров.)

Впрочем, то, что Сергей Лавров нарушал украинский закон, менее всего волновало представителей украинского дипломатического корпуса, «в дружественной и конструктивной атмосфере» обсуждавших со своими российскими коллегами проблемные вопросы двусторонних отношений в рамках первого заседания подкомитета по международному сотрудничеству украинско-российской межгосударственной комиссии Ющенко—Путин. А это — делимитация и демаркация российско-украинской границы, соглашение о реадмиссии, экстрадиция граждан, подозреваемых в совершении преступлений как на территории нашей страны, так и России, необходимость признать со стороны Москвы голодомор в Украине геноцидом украинского народа, расширение сети пропусков через границу, вопросы социальных гарантий и пенсионного обеспечения etc. (По словам Бориса Тарасюка, на переговорах стороны обсудили более двадцати вопросов украинско-российских отношений.)

И можно понять украинских дипломатов, полагающих, что обращать внимание в нынешнее неспокойное время на маленькие слабости российского дипломата, равно как и на то, что он нарушает украинский закон, — еще один повод для скандала в украинско-российских отношениях, и без того обремененных проблемами и взаимными подозрениями. (Вот, например, Сергей Лавров говорит, что в настоящий момент в российско-украинских отношениях существуют две острые темы — тема голодомора в Украине и взаимного использования языков.) Тем более что во время встречи в МИДе дипломатам удалось достичь некоторого прогресса в решении ряда вопросов. В частности, россияне согласились в ближайшее время создать свою часть комиссии по демаркации украинско-российской сухопутной границы, а также изъявили готовность подготовить к следующему заседанию подкомитета (которое, возможно, состоится в первой половине следующего года), украинско-российское соглашение по реадмиссии.

Кстати, курение во время переговоров, хоть и считается моветоном, тем не менее допускается. Главное, чтобы противная сторона не возражала. Помнится, и Уинстон Черчилль все время дымил. Впрочем, сэр Уинстон курил сигары, а не сигареты. Но и Лавров — не Черчилль. Хотя в умении плести хитроумные дипломатические интриги российский дипломат имеет серьезный опыт. Да и всей российской дипломатии не откажешь в умении создавать иллюзии. Это одна из их фирменных штучек. Которая и была небезуспешно продемонстрирована во время нынешнего визита Сергея Лаврова в Киев.

Российский дипломат сразу же по прилете в Киев для участия в учредительном заседании подкомитета по международному сотрудничеству украинско-российской межгосударственной комиссии Ющенко—Путин заявил, что рассчитывает «на всесторонний обзор наших отношений с упором на международную деятельность». На переговорах россияне действительно сделали акцент на обсуждении международной проблематики, и после полуторагодичного перерыва возобновили попытки убедить украинцев в необходимости сотрудничества в международных организациях и выработки совместной позиции. Например, в ООН, Совете Европы, ОБСЕ.

По информации «ЗН», эта идея, которую россияне традиционно пытаются протолкнуть во время переговоров на высшем уровне, в очередной раз не была воспринята ни за столом переговоров на Михайловской площади, ни в стенах здания на Банковой. Проигнорировали пожелания российской стороны и на Грушевского, несмотря на то, что некоторые «орлы» из окружения Януковича пытались склонить своего шефа принять эту идею.

Но на пресс-конференции россияне получили некоторое удовлетворение. Так, российские журналисты решили воспользоваться совместным мероприятием украинского и российского министров иностранных дел и поинтересоваться у Сергея Лаврова, как обстоят дела с противостоянием в Киргизии и что там с резолюцией Совета Безопасности ООН по Ирану. В общем, действо проходило в лучших традициях американской журналистики, представители которой предпочитают спрашивать своих лидеров о ситуации в мире, игнорируя собственно тему пресс-конференции и ее второго участника. Не исключено, что россияне пошли по такому пути, чтобы лишний раз показать всем: мы — великая держава.

В среду, пожалуй, впервые можно было увидеть, как на пресс-конференции отмалчивался Борис Тарасюк. Обычно глава внешнеполитического ведомства Украины не упускал случая добавить свои «пять копеек» к ответам российских коллег. На этот раз министр иностранных дел ограничился только вступительным словом. Поведение украинского министра может показаться странным. Но удивляться нечему: на носу ведь 15 ноября, когда депутаты Верховной Рады должны заслушать отчет главы внешнеполитического ведомства. И сегодня Борису Тарасюку не с руки лишний раз махать красной тряпкой. Однако молчание украинского министра, не сказавшего ни слова об украинской позиции по этим международным проблемам, может дать повод ряду западных дипломатов и аналитиков воспринимать эту ситуацию (в контексте внутриполитических украинских событий), как начало того, что процесс «выработки совместной позиции по международной проблематике» уже начался…

Очевидно, что для главы российского МИДа встречи в Киеве с высшим политическим руководством страны — президентом, премьер-министром, спикером, министром иностранных дел — были не только очередными переговорами, на которых можно было лишний раз попросить не запрещать въезд в Украину российским политикам и политтехнологам или сообщить, что россияне таки окончательно выходят из проекта создания Ан-70 (российская сторона пообещала уже в ближайшее время направить в Киев соответствующую ноту). Ни в Киеве, ни, похоже, в Москве не рассчитывали, что пребывание Лаврова в украинской столице принесет какие-то конкретные результаты. Но этот визит стал хорошей возможностью для высокопоставленного российского дипломата собственными глазами увидеть процессы, происходящие в нашей стране, прочувствовать изменения политической ситуации с ее продолжающимся перераспределением полномочий и собственноручно прозондировать силу и слабость высшего политического руководства. Все это важно в контексте предстоящего приезда в Украину Владимира Путина, актуальность которого сохраняется.

По словам Сергея Лаврова, встреча президентов двух стран состоится после заседаний всех подкомитетов украинско-российской межгосударственной комиссии. «Мы сейчас провели первое заседание подкомитета по международным делам. Предстоит заседание подкомитета по гуманитарным вопросам. Рассчитываем, что подкомитет по безопасности также соберется в ближайшее время. После этого президенты будут определяться. Рассчитываем, что это не займет слишком много времени», — сказал журналистам глава российской дипломатии. Некоторые украинские чиновники не исключают, что приезд президента Российской Федерации в нашу страну может состояться уже в декабре. Ведь для российских политиков, помимо результативности переговоров с украинским руководством, сегодня также важен и постоянный диалог на персональном уровне, посредством которого можно и далее оказывать влияние на тех, кто принимает решения на Печерских холмах.

Не стоит сбрасывать со счетов и фактор Грузии в стратегических расчетах Кремля. Когда так важно продемонстрировать, что с одним лидером страны, где произошла демократическая революция, можно вести разговор и встречаться, а с другим — нельзя. Впрочем, не стоит исключать, что в Москве посчитают, что визит не имеет смысла организовывать, если не будет каких-то уступок со стороны официального Киева: как и любому политику, российскому президенту важно продемонстрировать свою успешность для собственных избирателей. Так что вопрос о приезде Владимира Путина в Украину остается открытым. Как, впрочем, и многие проблемные вопросы двусторонних отношений.