UA / RU
Поддержать ZN.ua

И НУЖЕН НАМ БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ, И ИМ УКРАИНА НУЖНА

Вылетев из Стамбула ранним утром и приземлившись в анкарском аэропорту «Ататюрк», проехав по прос...

Автор: Юлия Мостовая

Вылетев из Стамбула ранним утром и приземлившись в анкарском аэропорту «Ататюрк», проехав по проспекту имени Ататюрка, посетив музей и мавзолей Ататюрка, официальная делегация во главе с Президентом Украины прибыла в резиденцию президента Турции Сулеймана Демиреля, которая расположена недалеко от особняка, в котором жил Ататюрк. Официальный визит Президента Украины Леонида Кучмы в Турцию начался.

Треугольник

с натяжкой

Похоже, что изюминки, присущей визиту Президента Украины в Израиль, в этой поездке не было. Однако были три весьма серьезные причины, которые послужили толчком для официального посещения Леонидом Кучмой Турции. Во-первых, к этому моменту министерствами и ведомствами обеих стран была подготовлена весьма мощная договорно-правовая база, которую необходимо было узаконить двусторонними подписями, что и было сделано в ходе визита. Во-вторых, визит Президента Украины был намечен на 2-4 июля, однако перенос его был инициирован незадолго до конституционной ночи по причине «обострения конституционного процесса» в Украине. И третьей причиной, надо полагать, послужило стремление официального Киева проводить сбалансированную внешнюю политику: если в этом месяце главой государства был совершен визит в Грецию, то оставить Турцию без внимания было бы ошибкой.

Об украино-турецких экономических отношениях, занимавших достойное место в ходе визита, мы поговорим чуть дальше. А сейчас - немного о политике. Если в Израиле говорили о стратегическом партнерстве в треугольнике Украина-Израиль-США, то в Стамбуле, надо полагать, без озвучки витал проблемный треугольник Украина-Россия-Турция. Как известно, именно Турция зачастую представляется Россией, как фактор, вызывающий необходимость сохранения объединенного Черноморского флота в Крыму. Отвечая на вопрос «Зеркала недели», Леонид Кучма поставил под сомнение реальность такой угрозы. Он выразил уверенность в том, что в современных условиях ни одна страна в черноморском регионе не пойдет на открытую агрессию против другой по причине понимания страшных последствий, которые повлечет за собой открытый конфликт. В настоящее время Турция, имеющая ряд противоречий с Россией как в экономической, так и в политической сферах, всерьез заинтересована в экономической стабилизации и укреплении независимости Украины. Киев, в отличие от Москвы, не соревнуется с Анкарой во влиятельности на Балканах, а также в азиатских республиках бывшего СССР.

Вместе с тем Украине не стоит убаюкиваться дружескими заверениями, поскольку нашему народу всегда приходилось выбирать между турецким султаном и российским царем. В данном же случае украинским дипломатам было бы неплохо разработать концепцию сохранения ровных отношений как с одной, так и с другой стороной.

Достаточно много времени на переговорах было уделено вопросу расширения НАТО. Напомним, что турецкая армия является второй по численности в этом альянсе и единственная - с возрастающей численностью. Реально страной правит не премьер-министр, не президент и даже не министерство обороны, а Генеральный штаб, осуществляющий координацию затрат на военные нужды страны, которые колеблются между 10 и 12 млрд. долларов. На пресс-конференции Леонид Кучма заявил о том, что «решение о расширении НАТО, по большому счету, принято». В этих условиях, подчеркнул он, главной проблемой для Украины является «не стать линией раздела и буферной зоной». Именно поэтому Леонид Кучма высказался за учет интересов Украины и России в долгосрочном процессе расширения НАТО. По его словам, Украина поддерживает активный диалог между Россией и НАТО, а также желание Москвы подписать соглашение с альянсом. «Такое же желание есть и у Украины», - подчеркнул Президент. Примечательно, что в коммюнике, подписанном президентами двух стран, основным является тезис об общности взглядов на большинство международных проблем. «Мы все должны работать на всеобъемлющую безопасность», - заявил Леонид Кучма и добавил, что этот вопрос будет обсуждаться на саммите ОБСЕ в Лиссабоне, который пройдет 2-3 декабря.

В то же время Леонид Кучма отметил, что Украину не могут не беспокоить решения, посягающие на ее территориальную целостность, и высказался за необходимость «разработки механизмов, делающих невозможным подобные претензии». На этом фоне весьма однозначно можно воспринять заявление президента Турции о том, что его страна «полностью поддерживает принцип территориальной целостности и нерушимости границ Украины». Надо полагать, что это безадресное заявление турецкого лидера все же относилось к ряду решений Госдумы и высказываниям известных российских политиков. Хотя для Украины такое заявление может иметь двойную стратегическую ценность...

Татарский вопрос

и турецкий ответ

В своей приветственной речи президент Турции Сулейман Демирель не сказал о том, что Турция намерена открыть в Крыму свое представительство, но подчеркнул, что официальная Анкара расценивает крымских татар как «крепкий мост и цементирующий элемент в отношениях между Турцией и Украиной». Если учесть, что на приветственную речь отводится всего три минуты и в ней обычно тезисно оглашаются основные моменты стратегии двусторонних отношений, то можно с уверенностью сказать, что крымским татарам в Турции действительно уделяется большое внимание.

В то же время внимание это имеет весьма незначительное финансовое подкрепление. Уже несколько лет, как Турцией было объявлено о финансировании строительства тысячи домов для возвратившихся в Крым депортированных татар. Анонсировал это намерение президент Турции во время визита в Украину. Планы строительства давно готовы, но никаких средств по этой программе в Национальный банк Украины Турцией перечислено не было. Некоторые наблюдатели полагают, что определенное финансирование крымские татары с другого берега Черного моря все же получают, но идет оно, в основном, на политические цели. В ходе визита Президента Украины, которого сопровождали премьер Крыма Аркадий Демиденко и вице-спикер крымского парламента Рефат Чубаров, турецкая сторона вновь повторила свои обещания о финансировании. Однако, принимая во внимание 75-миллиардный внешний и 40-миллиардный внутренний долг Турции, в обещаниях турецкой стороны можно усомниться.

В принципе, Турция не скрывает своего внимания к крымским татарам, но не делает акцент на своей заинтересованности в политическом союзе с ними. В настоящее время Турция, тратящая огромные суммы на вооружение, сотрясаемая коррупционными скандалами, терактами курдов и занятая кипрскими проблемами, не может приступить к розыгрышу крымскотатарской карты. Да и сейчас Анкара не заинтересована в дестабилизации ситуации в украинском Крыму. В ее планы ни в коей мере не входит игра на руку России. По всей видимости, с турецкого берега на крымских татар смотрят как на хазарскую тысячу или «дружественный консервант», воспользоваться которым при необходимости можно будет в удобное время. От этого Украина не застрахована, во-первых, потому что в Турции проживает по разным оценкам от 4 до 8 млн. крымских татар, а во-вторых, потому что Турция, несмотря на свою светскость, сохраняет восточный менталитет, характерной чертой которого является легковесное отношение к данному некогда обещанию. В любом случае у Украины еще есть время пересмотреть свое отношение к крымским татарам. Нет сомнений в том, что в Украине действительно наработана самая либеральная законодательная база в области защиты прав нацменьшинств, в остальном же национальная политика в Украине осуществляется под девизом «Как-то, да будет». Экономия на помощи сегодня может завтра превратиться в колоссальный политический убыток. Надо сказать, что государство, в принципе, теоретически отдает себе в этом отчет, ибо на недавнем Совете безопасности был представлен весьма компетентный анализ татарской проблемы. Хорошо, что анализировать мы уже научились. Научиться бы еще действовать.

В ходе визита был развязан еще один небольшой узелок на крымско-турецкой нити. В данном случае не крымские татары, а руководство Крыма настаивало на открытии собственного представительства в Стамбуле. Центральная власть, не без основания убежденная в том, что никаких международных представительств у автономии не может быть, все же пошла на компромисс: штат торгпредства Украины в Турции в скором времени пополнит один крымчанин.

Если вы думаете, что Турцию с крымским регионом связывает только стремление оказывать в будущем политическое, а в настоящем - экономическое влияние, то ошибаетесь. Есть в этих отношениях и место романтике. Так, 90-летний гражданин Турции, чье имя держится в секрете, убедил украинские власти в том, что знает, где именно в Крыму 200 лет назад был закопан клад. Согласно утверждениям его представителя, на глубине 2,5-3 метров на территории Бахчисарайского царского дворца зарыто 200 кг золота и драгоценностей. Местонахождение клада передавалось из поколения в поколение, и вот теперь сокровища решено извлечь на свет Божий. Очевидно, доводы представителя турка преклонных годов показались убедительными украинскому руководству, и согласно распоряжению первого вице-премьера Василия Дурдинца на территории, охраняемой нацгвардией, в настоящее время ведутся миноискателями поиски клада. В случае его обнаружения, поведал премьер Крыма Аркадий Демиденко, 25 % стоимости клада будут деньгами отданы хранителю тайны его местонахождения, а все сокровища поступят в золотой запас Украины.

Вместе с тем, лидеры Украины и Турции не особенно полагаются на сказочные богатства, зарытые в землю. Их приоритеты находятся в более реальной сфере.

Мир - бизнесу,

война - баулам

По словам Сулеймана Демиреля, украино-турецкий товарооборот составляет 1 млрд. долларов. От 700 до 800 млн. к нему прибавила в прошлом году баульная торговля (именно таким официальным термином в Турции именуется новая профессия украинских инженеров, учителей, медиков и сотрудников НИИ). По мнению украинских дипломатов, щедрый на обещания премьер-министр Турции Эрбакан утверждает, что в следующем году украино-турецкий товарооборот будет доведен до 2 млрд. долларов.

В любом случае увеличение товарооборота между Украиной и Турцией не будет связано с баульной торговлей, поскольку украинское законодательство пополнилось рядом документов, весьма ограничивающих прибыли торговцев низкосортным турецким товаром. Другое дело, что турецкие ангорские кофточки у нас по-прежнему в моде по причине невыполнения предписаний, содержащихся в упомянутых документах. Почему так происходит, было бы неплохо спросить украинскую таможню. Но одно совершенно ясно: Украина будет стремиться к сокращению импорта и увеличению экспорта украинских товаров. Турция, соответственно, заинтересована в прямо противоположном развитии событий. Турецкие власти предлагают строительство прямо в аэропорту и в морском порту складов, на которых смогут отовариться украинские купцы, при этом даже не открывая визы. Можно легко понять, почему Турция так заинтересована в сохранении объемов баульной торговли: безработица в стране по прекращении сезонных работ иногда доходит до 50%. Турецкие власти идут даже на отказ от контроля и взимания налогов с базара, лишь бы удержать в узде значительную часть населения, кормящуюся производством и перепродажей, в большинстве своем, низкокачественного тряпья.

Если в этой сфере украино-турецкие интересы расходятся, то в сфере легального крупного и среднего бизнеса у них есть немало точек соприкосновения. В четверг Президент Украины Леонид Кучма встретился с группой турецких бизнесменов, имеющих или заинтересованных в бизнесе с Украиной. На этой встрече Леонид Кучма заявил о том, что между нашими двумя странами «практически завершен процесс становления договорно-правовой базы». По словам Президента, «в Украине будут приветствовать и поддерживать турецкий бизнес, инвестиции и деловые предложения». И тут, в первую очередь, речь идет о сотрудничестве в области сельского хозяйства, пищевой промышленности, развитии инфраструктуры туризма и медицинской сферы. Не исключено, что некоторые заказы получат и известные всему миру своим качеством турецкие строительные компании. Как сообщил Президент, в настоящий момент в Украине зарегистрированы 95 представительств турецких фирм, но в то же время посетовал, что только 25 совместных предприятий из 73 действуют в производственной сфере.

Безусловно, во время переговоров с турецким премьер-министром поднимался вопрос многострадального проекта строительства нефтепровода, по которому ближневосточная нефть могла бы попадать через Турцию в Украину. Президент Украины сообщил, что была «подтверждена взаимная заинтересованность в подписании такого соглашения». Надо сказать, что турецкая сторона к этому историческому моменту уже готова давно. Украина же никак не найдет в себе силы принять окончательное решение. Это как раз тот момент, когда и хочется, и колется, ибо, с одной стороны, у нас в стране много говорят о диверсификации источников поставки энергоносителей, а с другой стороны, опасаются российских политических последствий в случае принятия решения об участии Украины в этом проекте. Затронутым оказался и вопрос о прохождении нефтяных танкеров через Босфор. Как известно, Турция ввела ограничения на использование танкеров длиной более 100 метров и с осадкой более 13. Такие гиганты составляют в украинском парке 30%. Поэтому больших проблем у Украины с Турцией в этом вопросе не возникает. Неудовлетворенность таким решением турецких властей громче всех высказывает Россия. Леонид Кучма заметил в данной ситуации, что «односторонних решений в этом плане не должно быть, так как это затрагивает интересы многих государств». Вместе с тем, сказал он, «не понимать Турцию, учитывая опасность, в том числе и экологическую, мы не имеем права».

Послесловие

По мнению всех членов делегации, израильско-турецкий вояж Президента Украины удался, хотя на турецкой земле его результативность была достигнута во многом не благодаря, а вопреки работе украинского посольства в Анкаре, чья организационная работа не выдерживает никакой критики и поэтому достойна отдельного повествования.

Уладив дела на Западе и Востоке, Президент вернулся в руководимую им страну, где любые «розовые замки» цивилизованных отношений могут быть разрушены бульдозером внутриполитических и внутриэкономических реалий. Теперь на повестке дня, по большому счету, поиск выхода из тупика во взаимоотношениях с северным соседом.

Посещая храм Святой Софии в Стамбуле, Леонид Кучма не смог отказаться от соблазна загадать еще одно желание теперь уже у христианской стены. Надо полагать, хоть один из двух Богов будет с Президентом Украины.