О том, что влияние электрического поля на вещества в любом агрегатном состоянии (жидкость, газ, твердое тело) приводит к определенному изменению их свойств, известно еще со школьной скамьи. Но одно дело теория, а совершенно другое - практика. Именно на практике специалисты научно-исследовательской лаборатории «Реактор» Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» доказали, что изменение свойств таких веществ, как горючее для двигателей внутреннего сгорания, может принести Украине значительный экономический эффект.
Сегодня снижение токсичности двигателей, повышение их экономичности и надежности являются весьма актуальными проблемами, решаемыми в глобальном масштабе научными центрами многих известных зарубежных автомобильных компаний. Это и неудивительно: во многих странах законодательно оговорены требования экологической безопасности. В настоящее время основным техническим средством, которое в той или иной степени решает вышеупомянутые проблемы, является каталитическая трехкомпонентная камера. Однако использование в ней таких благородных металлов, как платина, родий и палладий, делает ее стоимость очень высокой, иногда достигающей десяти процентов стоимости автомобиля. Кроме стоимостного фактора, выступающего в данном случае как недостаток, вышеупомянутые трехкомпонентные каталитические камеры имеют ограниченный ресурс эксплуатации, достигающий приблизительно шестидесяти тысяч километров. После отработки ресурса камера уже не выполняет свои функции и подлежит замене. Срок эксплуатации камер может также сокращаться и при невыполнении автомобилистом правил ее эксплуатации - таких, как применение этилированного бензина, неотрегулированность системы зажигания, что приводит к повышению температуры газов до 1000 °С и деструкции компонентов топлива. И еще один факт не в пользу камер: они могут работать при температуре двигателя не менее 300 °С. А это говорит о том, что при запуске холодного двигателя и до выхода его на соответствующий рабочий температурный режим выхлопные газы не очищаются. Многие страны и ведущие фирмы объединяют как свои научные потенциалы, так и финансирование для создания «чистого» экологичного двигателя. Во Франции, например, создано объединение по экономическим интересам GIE. В него вошли такие компании, как PSA, Renault, a также государственные организации. Объединением GIE запланированы расходы по этой программе в сумме 1,2 миллиарда франков, что в три раза больше, чем было истрачено за последнее десятилетие.
Тем более удивительным на этом фоне кажется факт создания (практически на голом энтузиазме) нашего украинского модификатора топлива - почти миниатюрного технического устройства, которое положительно отличается по своим функциональным и стоимостным показателям от описанных выше каталитических камер по всем параметрам.
В чем же состоит позитив модификатора киевских политехников? «Во-первых, - говорит Николай Степанов, заведующий лабораторией «Реактор», - наш модификатор имеет невысокую стоимость. При собственной массе 300 граммов он позволяет снизить расход топлива на 15%. При его использовании автомобиль выбрасывает в атмосферу значительно меньше вредных веществ: оксида углерода, оксида азота, углеводородов. Испытания мы проводили на автомобилях Волжского автомобильного завода марок 2106, 21063, 21013, а также на автомобиле УАЗ-31512. Полученные результаты нас приятно поразили». «Кроме того, наше устройство, - добавляет научный руководитель разработки, доктор химических наук профессор Владимир Ледовских, - выполняет роль фильтра тонкой очистки, что позволит уменьшить изнашиваемость топливного оборудования и поршневой системы двигателя. Вместе с тем, при его использовании гидродинамика процесса подачи топлива в двигатель не нарушается».
На мой взгляд, разработчикам удалось добиться уникального результата: соединить воедино обычно трудносовместимые факторы - малую стоимость и высокие технические показатели.
Простота конструкции этого модификатора действительно поражает. Поистине: все гениальное - просто!