UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХОЛОДНО... ТЕПЛЕЕ... ГОРЯЧО... О! ЧЕРНОМЫРДИН!

ТЕПЛЕЕ...горячо... О! Черномырдин! К сожалению, весть о том, что Леонид Кучма вылетел в Москву в прошлую пятницу, пришла в редакцию «ЗН» уже после того, как газета была отправлена в типографию...

Автор: Юлия Мостовая

ТЕПЛЕЕ...горячо... О! Черномырдин!

К сожалению, весть о том, что Леонид Кучма вылетел в Москву в прошлую пятницу, пришла в редакцию «ЗН» уже после того, как газета была отправлена в типографию. Весь следующий день никакой информации о визите главы государства в сопредельную страну добыть не удалось никому. Официального подтверждения не следовало. СМИ были вынуждены дедуктивным методом «вычислять» программу Леонида Кучмы в Москве. И «вычислили» правильно. Осторожное ОРТ, сославшись на «Интерфакс», сообщило в субботу вечером о том, что «Президент Украины находится с рабочим визитом в Москве и, по всей видимости, встречается с Виктором Черномырдиным». При этом российские журналисты не приминули съязвить по поводу «ставших традиционными тайных визитов лидеров СНГ в Москву». Обидно, конечно, но в данном случае обижаться на коллег не стоит, ибо они лишь использовали неаккуратно предоставленный повод для ерничания.

О предстоящем визите Президента действительно не знал никто. Ни Верховная Рада, ни Кабмин (по крайней мере заблаговременно), ни пресса. Глава администрации Президента Дмитрий Табачник не находит в этом ничего странного и напоминает на брифинге о имевших постоянный характер встречах покойного президента Франции Франсуа Миттерана и канцлера ФРГ Гельмута Коля. Об этих дружеских беседах «за кружкой пива» на пресс-конференциях после встречи с Борисом Ельциным рассказывал и сам Леонид Кучма. Но с Ельциным пива не получилось. Что получилось с Виктором Черномырдиным - также неизвестно, но если что-то и употреблялось, то не в российском Белом доме, а на даче премьера РФ.

В условиях перманентной напряженности в украино-российских отношениях подобные визиты можно было бы только приветствовать, не проходи они под покровом таинственности и в условиях скоропалительности, а впоследствии - ограничения информации о результатах самого визита.

По словам Президента Украины, на встрече стороны «полностью достигли договоренности по вопросу Черноморского флота и по вопросам торговли, в том числе о взимании НДС на импорт украинских товаров». Леонид Данилович сообщил о том, что с премьером России у него «разногласий нет», а также о том, что правительственные комиссии обязаны завершить начатую работу, чтобы в октябре состоялся официальный визит Виктора Черномырдина в Киев, в ходе которого могут быть подписаны «все соглашения, а нам с Борисом Николаевичем остался только большой договор». Как говорится, с точностью до миллиметра, этот текст спустя день повторил в Москве и Виктор Черномырдин. Иная информация ни на миллиметр не выставила ушки из-за забора договоренности молчать (если не считать, конечно, источников в российском правительстве, которые инкогнито утверждали, что стороны продвинулись в переговорном процессе, но никаких окончательных договоренностей не достигли). Однако одно уже ясно сегодня: по самому актуальному для Украины вопросу, а именно - о не введении Россией НДС на украинские товары - Леониду Кучме с Виктором Черномырдиным договориться не удалось. Налог введен. Тут Украина стопроцентно проиграла.

Имеющаяся в наличии информация о результатах визита, а также об условиях его прохождения, оставляет большое количество вопросов. Во-первых, почему визит Президента проходил в стиле «блиц»? Почему на переговоры по широкому перечню важнейших вопросов Президент Украины, который, безусловно, компетентен во многом, но не может знать всего, летал один? Почему его не сопровождал ни Геннадий Удовенко, ни Дмитрий Табачник, ни Владимир Горбулин? Возможно, Президент затрагивал с главой российского правительства весьма щекотливые вопросы, при обсуждении которых не нужны были посторонние - даже ожидающие в приемной? Интересно, что это - недоверие к своему окружению или вынужденная осторожность?

Все тот же Дмитрий Табачник акцентировал на необходимости установления между руководителями стран частых личных контактов, в ходе которых решается больше вопросов, нежели в ходе официальных визитов. Не подвергая этот тезис сомнению, заметим, что с Виктором Черномырдиным Леонид Кучма знаком много лет. Личный контакт ему устанавливать нет необходимости. Другое дело, что необходимо провести ревизию отношений, по всей видимости, не только межгосударственных, но в данном случае - межличностных. Межгосударственные, в первую очередь, могут лежать в плоскости поиска решений раздела ЧФ, поставки энергоносителей и уточнения схемы их оплаты, а также украинской задолженности (реальной или списанной под честное слово премьера Украины). Межличностные - это в общем-то приватное дело Леонида Кучмы. По крайней мере, мы можем лишь предполагать, стали или не стали эти отношения столь же теплыми, как между Черномырдиным и Лазаренко.

Не исключено, что целью визита Президента Украины в Москву было не только показать - «кто в стране на самом деле Ленин», но и разобраться с тем, кто имеет реальные возможности получить пост вождя в России. Безусловно, все прогрессивное человечество желает Борису Николаевичу не только крепкого здоровья, но и долгих лет. Но не сантиментами едиными живо это человечество, а тем более - его руководство. Совершенно очевидно, что в России в борьбе за президентское кресло схлестнутся два тандема: Чубайс-Черномырдин и Лебедь-Лужков. Первые имеют власть и деньги, вторые - деньги и симпатии электората. Конечно, Украине было бы лучше поставить на правозащитника Сергея Ковалева. Но исключительно ввиду того, что правозащитнику операцию на сердце уже провели, а не только назначили, выбирать придется между вышеперечисленными. Учитывать при этом приходится и то, что пока Чубайс с Черномырдиным, имея за плечами Бориса Ельцина, побеждают. Мало того, украинские дипломаты (из числа сведущих) склоняются к мысли, что в ходе возможной президентской кампании отношения к Украине у двух тандемов будут существенно разниться. Черномырдин и Чубайс, закаленные украинскими неплатежами и политическими баталиями, попытаются проводить ельцинскую политику последних месяцев - на разумный компромисс с Украиной, Лужков и Лебедь же, напротив - будут раздувать разногласия с Украиной, спекулировать на теме ЧФ и т.д. Но тут же не стоит забывать об одном простом факте: не только мы присматриваемся к московской элите, но и она к киевской. Дело в том, что официальная Москва, находившаяся на постах три года назад, убеждена в том, что Леонид Кучма обманул ее, взяв курс на отстаивание государственности Украины, проявил не проэсэнговские, а прозападные настроения и вдобавок ко всему не воспротивился к расширению НАТО на Восток. Именно поэтому идея найти украинского Лукашенко плотно засела в российских политических умах. Ни Кучма, ни Мороз, ни Марчук на такую роль как бы не годятся. Любопытно, на кого же пал выбор Москвы? Смог ли его Президент откорректировать в ходе своего визита? Да и потом, занимался ли он этим?

В любом случае ответы на все поставленные вопросы мы сможем получить уже в октябре в момент совершения официального визита Виктора Черномырдина в Украину. Он обещает быть удачным и результативным. При условии, конечно: своевременной проплаты оптовыми поставщиками за российский газ; включении в условия предоставления Украине кредита EFF в размере 6-7 млрд. долларов пункта расходов на оплату импортных (читай - российских) энергоносителей; при удачной работе правительственных комиссий, на которых теперь лежит полная ответственность за подготовку документов к подписанию. Надо полагать, что на краю зимы Украина станет более податливой в переговорных процессах. Это - жестокая реальность. И от искусности наших дипломатов и экономистов будет зависеть степень ее смягчения. В противном случае Виктор Черномырдин может вслед за Борисом Ельциным «продинамить» визит... Это в лучшем случае.

Что касается Черноморского флота - не исключено, что эта набившая всем оскомину проблема все-таки будет решена в ближайшее время. Как стало известно из информированных источников, самое больше отступление, которое может себе позволить Украина, - это два штаба в Севастополе и одна украинская бухта - Стрелецкая. Но варианты, как известно, возможны. В первую очередь они касаются денег за аренду и ее сроков. В любом случае, невзирая на заявления Лужкова и Лебедя, вопрос ЧФ движется. Это утверждает и министр иностранных дел Геннадий Удовенко. По крайней мере есть основания говорить об интенсивном переговорном процессе, поскольку 2 октября на самолете премьер-министра в Москву были доставлены украинские эксперты по этому вопросу. Сам же Павел Лазаренко также находился на борту. Но чем он занимался в Москве - не известно вообще никому... У ОРТ есть повод съязвить еще раз, а у народа Украины узнать обо всем, как в старой доброй поговорке, последним.