UA / RU
Поддержать ZN.ua

Харьков меж трех отставок

Харьков ждет отставки. Губернатора. Или мэра. В крайнем случае, хотя бы секретаря горсовета. Все они, похоже, ожидаемы настолько, насколько недостижимы...

Автор: Елена Львова
Геннадий Кернес

Харьков ждет отставки. Губернатора. Или мэра. В крайнем случае, хотя бы секретаря горсовета. Все они, похоже, ожидаемы настолько, насколько недостижимы.

Отставка секретаря

Никаких сомнений в роли господина Кернеса нет. Все понимают ситуацию. Но каждый делает из этого свои выводы. Проблема в том, что вывод должен быть один и одна реакция на происходящее — однозначное осуждение и немедленные меры. Как минимум отставка, конечно. Немедленная отставка.

Арсен Аваков, MediaPost, 16 января 2007 г.

Фракция «Наша Украина» на ближайшей сессии собирается инициировать отставку секретаря горсовета Геннадия Кернеса. Нашли чем испугать! И кто? Фракция из шести человек! И где? В горсовете, где из 100 депутатов 54 регионала. И кого? А вот с этого момента поподробнее. Геннадий Кернес — особстатья харьковского политикума. Гражданин и секретарь. Ему до всего есть дело. Личность неуемная и непредсказуемая, готовая решать вопросы и делать дела двадцать четыре часа в сутки. Привлекался. Замечен был в порочащих его связях. Равно, как и в разных видах бизнеса, многочисленных судебных процессах, оппозиции к прежним двум мэрам, на харьковском майдане и в гуще событий на улице Клочковской 16 декабря прошлого года (об этом — чуть позже). Вызывает живой интерес правоохранителей и отвечает им взаимностью. Неравнодушен к пиару, митингам, громким разоблачениям и эпатажным поступкам вплоть до задержания сотрудника СБУ при исполнении.

Геннадию Кернесу прочили место в заведомо проходной части списка НСНУ в горсовет, но он вовремя сделал ход конем: вступил в «Регионы» и возглавил избирательную кампанию оппозиционного кандидата на пост городского головы Михаила Добкина. Когда Добкин стал мэром, Кернес стал секретарем горсовета. Во второй раз. И смог развернуться по-настоящему (в первый раз помешал Владимир Шумилкин, отправивший деятельного секретаря в отставку через месяц-другой после избрания): снос киосков, наведение порядка на рынках, «упорядочение» наружной рекламы, реформа ЖКХ, борьба с «конфликтными» стройками — пожалуй, ни одно громкое начинание горсовета не обошлось без активного участия секретаря.

Собственно, с митинга против конфликтной стройки и началась история второй отставки Геннадия Кернеса. Дело было 16 декабря, на улице Клочковской, аккурат рядом с участком, отведенным прежней властью для строительства супермаркета, нынешней властью запрещенного.

На почве запрета и сошлись избиратели и избранные. Слова ораторов о «преступном поведении предпринимателей» и «вырубленных ими столетних деревьях» встретили живой отклик в толпе: «Долой забор!». И — как и надо: подъехала техника (судя по надписям, принадлежащая коммунальным предприятиям). Вдоль забора, ограждающего стройку, — кордон спецподразделения «Беркут». Геннадий Кернес обвинил милиционеров в попытке затеять драку и провокациях. «Беркут» ушел, а рабочие (судя по курткам — тех же коммунальных предприятий) по команде начальника горуправления коммунального хозяйства Виктора Китанина начали сносить забор. За забором завязалась драка: кто первый начал, не разберешь. Но то, что люди в белых перчатках бьют тех, что без перчаток, — заметно. В результате «мирного митинга с участием городских властей», по данным правоохранителей, пострадали 28 человек.

История обещала быть громкой. СБУ возбудило дело по статье «организация массовых беспорядков» (второе за всю историю независимости Украины, первое было после известных мартовских событий в Киеве времен «Украины без Кучмы»). Были задержаны подозреваемые. В кулуарах шептали, что не сегодня завтра правоохранители вплотную займутся городскими властями. Если не первыми лицами, то хотя бы начальниками управлений. Но те по разным причинам оказались от госпитализации.

Неудивительно, что после этого Аваков заговорил об отставке Кернеса.

Неудивительно, что Михаил Добкин высказал прямо противоположное мнение: «Коммерческие структуры, которые организовали бойню на Клочковской, которые, выдавая себя за видных оппозиционеров, пытаются дестабилизировать ситуацию в Харькове».

Удивительно другое. Василий Салыгин, главный регионал области, заявил, что исполком областного отделения Партии регионов «даст оценку деятельности члена Партии регионов, секретаря Харьковского горсовета Геннадия Кернеса».

Заявление Салыгина произвело настоящий фурор. Если предположить, что инициативу «Нашей Украины» поддержит хотя бы часть фракции «Регионов», вопрос отставки секретаря перестает быть чисто политическим и переходит в практическую плоскость. При том, что вероятность поддержки со стороны БЮТ и Блока Владимира Шумилкина «За Харьков» довольно высока, шансы отставить секретаря не словом, а делом заметно возрастают. Вернее, могли бы возрасти.

Спустя буквально несколько часов Салыгин со свойственной ему непосредственностью еще раз спутал наметившиеся было политические расклады и объяснил, что конкретно он имел в виду: «Как товарищ старший по партии я безусловно его поддерживаю. У меня есть ряд критических замечаний к его работе, может быть, замечаний к нему, над чем ему стоило бы больше сосредоточить свои усилия. Это действительно будет беседа, поверьте мне, дружеская беседа единомышленников. Критику, которую я сегодня наблюдаю с телеэкранов, порой уже даже переходящую в оскорбление секретаря горсовета, я считаю неправильной».

Но Аваков все равно считает: инициировать вопрос об отставке надо: «Думаю, важно не то, проголосуют ли сами депутаты с первого раза за это предложение одной из фракций. Важна постановка такого вопроса и важно, чтобы подавляющее большинство харьковчан, которые, уверен, придерживаются такой точки зрения, понимали, что эта точка зрения присутствует не только среди людей, но и среди нашего городского политикума. А в успехе я абсолютно убежден, это будет рано или поздно».

Отставка мэра

И то, что некоторые люди пытаются назвать «сбор подписей для создания инициативных групп для референдума по отставке действующего городского головы» — не более чем инсценировка, а значит, чистой воды блеф.

Геннадий Кернес,
«Главред», 18 января 2007 г.

Отставка Михаила Добкина — голубая мечта братьев Протасов, персонажей, до недавнего времени мало известных в Харькове, в отличие от сети их супермаркетов. Громкие конфликты с властью торговая группа уже проходила. Но совсем по другой схеме. Когда в 2004-м Леонид Кучма во всеуслышанье связал Target и незаконный водкооборот, команду «фас!» отработали налоговики, милиционеры и прочие проверяющие — вплоть до губернатора, устроившего показательную контрольную закупку сомнительно дешевой водки с не менее показательным разносом для прессы, владельцы супермаркета повторяли, как аутотренинг: чистое недоразумение, никакой политики.

Теперь же все наоборот. Политика, политика и еще раз политика. В затяжном конфликте торговой группы с городскими властями, которые запретили строить супермаркеты на пресловутом участке на Клочковской и на еще одном, в центре города, Протасы видят политическую подоплеку. «Решения горсовета — это не что иное, как мелкая месть и сведение счетов со структурами, которые финансировали на выборах политических оппонентов «Регионов», — утверждает младший из братьев, Владислав. (Сам он баллотировался в облсовет по спискам Блока Владимира Шумилкина, главного конкурента Михаила Добкина на выборах городского головы, а Александр Протас хотел стать депутатом от НСНУ). Законно или незаконно горсовет запретил строительство — до сих пор толком неясно. Этот вопрос рассматривают сразу несколько судов в разных точках Украины.

Идея ответить на запреты референдумом по вопросу недоверия городскому голове возникла у Протаса-младшего еще в июле. С тех пор перечень претензий записных оппозиционеров к власти пополнился еще несколькими пунктами, среди которых и повышение жилищно-коммунальных тарифов. А организация референдума — все там же, в начальной стадии. Владиславу Протасу не удалось даже зарегистрировать инициативные группы по сбору подписей в поддержку референдума. Часть собраний была сорвана. И тут, как уверяет Протас, без городских властей не обошлось. Те же называют протасовские инициативы в лучшем случае блефом. А то и просто игнорируют.

Отставка губернатора

Могу сказать лишь одно: политических распрей между бело-синим мэром Михаилом Добкиным и оранжевым губернатором Арсеном Аваковым не будет.

Михаил Добкин,
«Зеркало недели»,
8 апреля 2006 г.

Отставка оранжевого губернатора — цель, которую перед местными регионалами еще до выборов-2006 поставил Евгений Кушнарев. Он же после выборов бдительно следил, чтобы товарищи по партии не отклонялись от намеченного им курса. Первое же голосование по вопросу о недоверии губернатору принесло желаемый результат («за» — больше двух третей от списочного состава облсовета), но не дало ожидаемого эффекта. Аваков пошел на принцип и в суд — с требованием отменить решение сессии, как принятое с нарушениями. Дело «Аваков против облсовета» прошло уже через три суда (местный, апелляционный и Высший административный, результат — 2:1 в пользу облсовета) и сейчас готовится к четвертому — Верховному.

Отношения между оранжевым губернатором и бело-синим облсоветом все больше напоминают если не мир, то перемирие. Василий Салыгин дальше критики вице-губернатора по гуманитарным вопросам не идет. А на коллегиях Арсен Борисович и Василий Викторович демонстрируют полное взаимопонимание.

Зато с городскими властями дипломатические отношения разорваны. Из мэрии то и дело раздается: «Хочу посоветовать Авакову написать заявление об увольнении», «на Харьковщине нет губернатора», «безнаказанность Арсена Авакова закончится вместе с губернаторством Арсена Авакова» и т.п.

Это реакция на резкие заявления Авакова в адрес городских властей. Губернатор неоднократно связывал с первыми лицами города беспорядки на Клочковской. Кроме того, с точки зрения Авакова, весьма сомнительным выглядит КП «Жилкомсервис», структура, созданная горсоветом под девизом реформы ЖКХ. Это предприятие с уставным фондом в четыре тысячи гривен и штатом несколько человек заключило с харьковчанами договор на оказание услуг по содержанию домов и придомовых территорий весьма оригинальным способом — путем публикации текста договора в газете горсовета. Отсутствие письменного отказа от заключения договора означает заключение договора. Варианты: не получал газету, договора в глаза не видел — не считаются.

Губернатор обратился к прокурору области с просьбой проверить создание и деятельность этого предприятия, а харьковчан призвал не платить «Жилкомсервису». По крайней мере, пока.

***

Харьков — меж трех отставок, как в ленте Мебиуса: «… переползание с одной стороны на другую, незаметное, поскольку границы между плоскостями нет и нельзя сказать, на какой из них находишься сейчас, быть может, на обеих, и так без конца, — медлительнейшее, мучительное движение, ползком…» От отставки к суду. От суда к отставке. И так без конца...