UA / RU
Поддержать ZN.ua

Грядущее повышение цен на газ с 1 июля — это пока разминка

На заседании Кабинета министров Украины 31 мая одобрено дифференцированное повышение цен на энергоносители для населения в зависимости от объемов потребления...

Автор: Алла Еременко

На заседании Кабинета министров Украины 31 мая одобрено дифференцированное повышение цен на энергоносители для населения в зависимости от объемов потребления. Повышение цен ожидается с 1 июля. Но перед этим, 8 июня на заседании Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) повышение цен должно быть утверждено этим уполномоченным госорганом и затем зарегистрировано Минюстом.

После заседания Кабмина министр топлива и энергетики Иван Плачков заявил: «Принципиальное решение принято, но мы будем продолжать (разрабатывать. — Ред.) механизм повышения тарифов, чтобы не задеть малообеспеченные слои населения». В то же время, в отличие от премьера и главы НКРЭ, И.Плачков склоняется к установлению единой (по двум категориям — для населения и промышленности) цены на газ.

И тому есть объяснение — с учетом газопотребления в стране не все гладко, во многих квартирах нет счетчиков газа, так что критерии деления по категориям снова окажутся среднестатистическими и говорить о дифференциации в таком случае можно весьма условно.

Однако премьер-министру Юрию Еханурову идея дифференциации оплаты газа в зависимости от уровня потребления приглянулась, и он в связи с этим заявил: «Наконец-то осуществится то, что богатые поделятся с бедными».

Как это будет происходить, и что за всем этим стоит, мы и попытались разобраться. И для начала обратились непосредственно в НКРЭ к Сергею ВОЛОСУ, начальнику управления ценообразования в газовом секторе.

Что такое оптовая цена газа и чем она отличается
от дифференцированных цен

С.Волос уточнил, что пока окончательное решение о повышении и дифференциации цен на газ не утверждено НКРЭ, возможны уточнения и изменения. Поэтому к вопросу о дифференциации, особенно ценовой, пока стоит относиться как к возможному варианту, а не как к уже принятому и окончательному решению.

Хотя, честно говоря, если учесть настрой главы НКРЭ Валерия Кальченко, вопрос походит на бесповоротно решенный. Тем более что и Кабмин принципиально согласился на повышение тарифов на газ для населения с 1 июля до 414 грн. за 1000 кубометров (такой уровень оптовых цен значится в уже утвержденном на сегодня финансовом плане НАК «Нафтогаз України»). А по словам председателя НКРЭ В.Кальченко, цена на газ 414 грн. за 1000 кубометров является экономически обоснованной. «Оптовая цена 414 грн. не подлежит сомнению. Она, по нашим расчетам, даже больше», — заявил он. В.Кальченко подчеркнул, что по расчетам НКРЭ, экономически обоснованной ценой газа для населения является 424 грн. за 1000 кубометров.

Однако оптовая цена и дифференциация всех потребителей газа на четыре категории — это, как говорится, две большие разницы.

Как объяснил С.Волос, предварительно плательщики разделены на несколько категорий. К первой (а по мнению НКРЭ, это около 70% потребителей газа) отнесены те, кто использует в месяц не более 350 кубометров газа. Так вот тарифы для этой категории планируется оставить на уровне, установленном с 1 мая.

Напомним, что с 1 мая вступили в силу решения Национальной комиссии регулирования электроэнергетики от 30 марта о повышении на 25% тарифов на газ и электроэнергию для населения. В итоге стоимость природного газа для населения повышена с 185 до 231,25 грн. за 1000 кубометров. А для бюджетных организаций — с 231 до 341 грн. за 1000 кубометров, для предприятий теплокоммунэнерго — с 210 до 310 грн. за 1000 кубометров.

Ко второй категории отнесены те, кто потребляет от 350 до 550 кубических метров. Для них цена за 1000 кубометров поднимается до 510 грн.

Больше всего придется платить третей категории газопотребителей — тем, кто использует более 550 кубометров газа в месяц. Для них тариф составит 960 грн. за 1000 кубометров.

Таким образом, по мнению НКРЭ и Минтопэнерго, наименее социально защищенные слои населения пока будут платить намного меньше. А экономия природного газа может составить 3–5 млрд. кубометров в год. Плюс хороший стимул для установления приборов учета газа и воды — чтобы впоследствии легче было наконец подсчитать, сколько и чего потребляется каждой семьей.

Но пока обольщаться не стоит. Правительству еще предстоит найти источники в бюджете для дотаций на общую сумму около 360 млн. грн. Хотя при нормальном экономическом развитии это вовсе не проблемная сумма.

Составляющие оптовой цены на газ

В то же время есть интересная и немаловажная деталь — НАК «Нафтогаз України» планирует получить в 2006 году около 3,5 млрд. грн. дохода от повышения цен на газ для потребителей. И это обстоятельство порождает массу логичных вопросов. Ведь для обеспечения населения и комбыта, а также бюджетников используется газ, добываемый в Украине в основном предприятиями НАК. Так что вполне могут оказаться правы и те, кто утверждает, что за счет такого повышения цен на газ отечественной добычи «Нафтогаз» просто пытается решить свои корпоративные проблемы. Ведь изначально «Нафтогаз» обосновывал необходимость повышения цены. А дальше он только торгуется с НКРЭ и в основном выигрывает. И хотя комиссия старается несколько умерить аппетит монополиста, можно не сомневаться, что в НАКе постарались изначально включить все, что только возможно, в так называемую формулу оптовой цены на газ украинской добычи. Так что наверняка на конечную цену газа повлияло и солидное автопредприятие НАКа, и обслуживание автопарка, которое выливается в 100 млн. грн. в год. А еще непрозрачные тендеры, на которых оборудование закупается по цене, которая в 4—8 раз выше нормальной. И тому подобные нюансы….

А теперь вернемся к новой цене в 414 грн. за 1000 кубометров газа отечественной добычи и посмотрим, из чего складывается такая сумма. По данным той же НКРЭ, непосредственно добыча газа обходится в 93 грн. Так откуда же взялись 414 грн. и тем более обоснование предельного уровня цены в 423 грн.? Это ведь недалеко от цены импортного газа!

В НКРЭ нам напомнили структуру себестоимости газа отечественной добычи, которая включает три составляющие. Те самые 93 грн. — затраты, связанные с добычей полезного ископаемого; затраты на геологоразведочные работы. Затем обязательный платеж — рентная плата. Вместе получается уже 123 грн. Плюс затраты на капитальное строительство — порядка 130 грн. Вот когда все это сложили, то, как уверяют в «Нафтогазі» и НКРЭ, получилось, что себестоимость добычи 1000 кубометров газа в Украине составляет 253 грн. Это без НДС. Теперь добавьте 20% НДС и получится 303,6 грн. за 1000 кубометров.

Но и это еще не все. В этой ценовой формуле учитывается зарплата сотрудников НАКа (а также стотысячные премии замам и их секретаршам за внеурочную работу по подготовке документов...) и общий рост зарплат в стране. Плюс еще один обязательный платеж — целевая надбавка, составляющая 2% от 303,6 грн.

Следующая составляющая — тариф на транспортировку газа газораспределительными сетями, еще недавно составлявший около 57 грн. за транспортировку 1000 кубометров газа. Теперь он увеличен до 84 грн. (это и зарплата работников облгазов, и рентабельность этих предприятий по газообеспечению, и удорожание сопутствующих услуг, и программа установки счетчиков газа, и технологические потери). Словом, так вот и насчитали в НАКе, а затем и в НКРЭ и Минтопэнерго не менее 423—425 грн. (см. табл. 1).

У нас нет возможности доподлинно проверить оправданность составления подобной формулы цены на газ отечественной добычи, а главное — составляющих ее компонентов. Поэтому мы готовы выслушать всех, кто может внести ясность в эту тему.

Тарифы на электроэнергию

Теперь несколько слов об экономически обоснованной цене в 34,25 коп. (это без НДС) за 1 кВт•ч для населения. Еще недавно (и то лишь с апреля 2006 года) в среднем все платили около 16 коп. До этого тариф на электроэнергию для населения был фиксированным и не изменялся в течение 1999—2005 годов. И при этом якобы считалось, что, установив половинную стоимость потребляемых киловаттов, таким образом проявили заботу о малоимущих. Мол, ведь платят же не полную стоимость. Так что якобы дотация. Но в том-то и дело, что таким образом дотации получали (через потребление значительно большего количества электроэнергии) люди, которые в принципе могут себе позволить безболезненно платить полную стоимость потребляемой электроэнергии. Например, какой-то пенсионер использует в месяц около 50 кВт•ч, а какой-то бизнесмен (у которого дом напичкан электротехникой под завязку) потребляет 600 кВт•ч. Так кто из них на самом деле получает скрытую дотацию? Конечно, бизнесмен, который получает такой дотации в 12 раз больше, чем пенсионер. Так что относительно повышения цен на электроэнергию, наверное, не стоит роптать. По крайней мере тем, кто регулярно оплачивает счета за нее и в целом коммунально-бытовые услуги.

Впрочем, нас предупредили в НКРЭ, что грядущее с июля повышение цен — это только начало. Более того, Национальная комиссия регулирования электроэнергетики предложила Кабмину утвердить график поэтапного повышения тарифов на электроэнергию для населения, где следующей датой повышения тарифов будет 1 сентября — на 25% (см. табл. 2).

Таким образом, после увеличения тарифов с 1 мая на 25% НКРЭ предлагает поэтапно повышать их тоже на 25% с 1 сентября 2006 года, с 1 апреля и 1 сентября 2007-го, также с 1 мая 2008 года.

Напомним, с 1 мая в Украине на 25% были повышены тарифы на электроэнергию для населения и населенных пунктов. Такое решение приняла НКРЭ на своем заседании 30 марта нынешнего года.

Таким образом, цена электроэнергии для городского населения повышена с 15,6 до 19,5 копеек за 1 кВт•ч (с НДС), а для населения в сельской местности — с 14,4 до 18 копеек за 1 кВт•ч (с НДС).

Для населения, которое проживает в домах, оборудованных кухонными электроплитами и электрическими отопительными установками (в том числе в сельской местности) тариф повышен с 12 до 15 копеек за 1 кВт•ч.

Ранее комиссия намеревалась до 2008 года раз в полгода повышать цену на 25%, при условии принятия решения о повышении тарифов на газ и электроэнергию для населения с 1 мая.

Населению, конечно, правительство попытается смягчить удар от резкого повышения цен — за счет дотаций и льгот. Но беда в том, что эти дотации носят немонетарный характер. То есть нуждающиеся люди не получают конкретную сумму для того, чтобы из этих средств заплатить за тот же газ или электроэнергию. И пока дотации будут такими виртуальными, пользы от них будет немного. Это вечно какие-то зачеты газо- и энергопоставщиков перед бюджетом, а не конкретная помощь людям. К тому же перекрестное субсидирование населения за счет других потребителей (прежде всего промышленности) через механизм дотационных сертификатов только усложняет проблему. А перенесение практически во всех регионах основной величины платы на промышленность на самом деле переносится на выпускаемую в регионе продукцию, которая в итоге просто дороже обходится якобы дотируемому через низкие тарифы населению.

И еще один существенный нюанс по поводу субсидий. Когда-то очень давно в принимаемом законе о субсидировании населения была установлена такая норма: субсидии начисляются в том случае, если на оплату коммунально-бытовых услуг (без электроэнергии, телефонной связи) плательщик использует более 20% своего дохода. И в этом смысле не столь важно, сколько будет стоить газ, услуги по водоснабжению и водоотводу, плата за квартиру, вывоз мусора (а все это входит в понятие жилищно-коммунальных услуг): если это все вместе превышает 20% дохода плательщика, ему государство обязано возместить разницу.

Разумеется, существующая система субсидирования далека от совершенства. Можно, наверное, даже сказать, что она полусоздана, так как без ее монетаризации у людей просто нет стимула заниматься экономией энергоносителей, тепла, воды. Так что если уж думать о дифференциации тарифов, то параллельно следует заниматься и дифференциацией платежей, и монетаризацией системы субсидирования.

Информация к размышлению

Наряду с рассмотрением возможности повышения цен на газ с 1 июля Министерство труда и социальной политики Украины уже приступило к поиску компенсационных средств для населения, особенно социально незащищенного.

А заодно наглядно (в цифрах) представило предварительные (!) расчеты возможных будущих платежей за коммунально-бытовые услуги населения в связи с подорожанием оных.

К коммунально-бытовым услугам отнесены: квартплата (тариф: 0,50–051 грн. за 1 кв. м); центральное отопление (тариф за 1 кв. м — 0,80 грн); горячее водоснабжение (12 грн. на одного человека); водоснабжение и водоотвод (4,51 грн. на человека); газопоставки (1,86 грн. на человека) — без счетчика газа, при наличии газовой плиты и горячего водоснабжения; электроэнергия (0,156 грн. за 1 кВт•ч — при норме 90 кВт•ч в месяц).

Так вот, если до повышения тарифов семья из двух человек, проживающая в однокомнатной квартире площадью 40 кв. м, платила в среднем 103,18 грн. в месяц, то с 1 июля, возможно, за те же услуги придется платить 185,33 грн.

Семья из трех человек, проживающая в двухкомнатной квартире площадью 50 кв. м, до подорожания платила в среднем 134,74 грн.; после возможного подорожания — 245,19 грн.

Семья из четырех человек (трехкомнатная квартира площадью 70 кв. м) сейчас платит 179,34 грн., а будет, возможно, платить 329,15 грн.

Семья, состоящая из супругов-пенсионеров (двухкомнатная квартира площадью 50 кв. м) платит 116,28 грн., а будет, возможно, платить 209,56 грн.

Все эти данные предварительных расчетов мы приводим вовсе не для того, чтобы запугать читателей. Подорожание неизбежно и с этим придется смириться. Мы пишем об этом, чтобы, во-первых, государственные мужи крепко подумали, чем и каким образом они будут помогать выжить прежде всего пенсионерам и малоимущим людям. А во-вторых, чтобы мы были хотя бы теоретически подготовлены к пролонгированному подорожанию коммунально-бытовых услуг. Предупрежден — значит, вооружен. Информационно.