UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГРУЗИЯ НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ —

К середине сентября избирательная кампания в Грузии вышла на финишную прямую (парламентские выборы назначены на 31 октября 1999 г.)...

Автор: Рустем Джангужин

К середине сентября избирательная кампания в Грузии вышла на финишную прямую (парламентские выборы назначены на 31 октября 1999 г.). Если рассматривать многофигурную композицию, составленную из политических партий, блоков и альянсов, то она представляется весьма пестрой по своему составу и маловразумительной по заявленным программным документам сюрреалистической картиной, непонятной не только для рядового избирателя, но и для искушенного политика. Чтобы не быть голословным, представим ее.

Центральный избирательный комитет Грузии зарегистрировал в своих списках 42 партии, выразившие свое намерение участвовать в выборном состязании. Примерно такое же количество партий объединились в 13 избирательных блоков. В реальности это означает, что в бюллетени партийных списков будет внесено 55 субъектов, то есть даже больше, нежели на предыдущих (1995 года) парламентских выборах, когда в выборной кампании участвовало 53 партии и блока. И это - при довольно высоком избирательном пороге, который поднялся до 7% (против 5% на предыдущих выборах).

Если сравнивать предстоящие выборы с предшествующими, то тогда лишь три партии - «Союз граждан Грузии», возглавляемый Эдуардом Шеварднадзе, «Союз возрождения Грузии» (Аслан Абашидзе) и «Национально-демократическая партия Грузии» (Ирина Сатишвили-Чантурия) сумели преодолеть пятипроцентный порог. В сумме они набрали тогда 37% голосов всех избирателей, а остальные 63%, поданные за партии и блоки, не преодолевшие избирательный барьер, были пропорционально перераспределены между победителями. Похоже, что и на этот раз ситуация повторится.

В партийных списках, зарегистрированных ЦИК, большинство наименований ни о чем не говорят не только рядовым избирателям, но и профессиональным политикам. Некоторые из них представляют профессиональные и общественные союзы, которые в цивилизованном мире не превышают статуса любительских клубов «по интересам». К примеру, политическое объединение «Союз лекторов Грузии», «Партия ветеранов Грузии», «Союз спортсменов Грузии», «Союз защиты прав пенсионеров», «Союз защиты женщин Грузии» и т.д. Следует ли говорить о том, что в партийных списках ЦИК зарегистрированы также весьма специфические объединения - «Спортивная Грузия», «Лига интеллектуалов Грузии», «Союз реалистов Грузии» и «Царская лига Грузии». Широко представлены на предстоящих выборах и представители трудящихся сельскохозяйственного сектора: «Аграрная партия Грузии», «Всегрузинский союз земледельцев», «Союз реформаторов и аграриев Грузии». Весьма широко представлены разобщенные нынче коммунисты и им сочувствующие граждане: «Партия коммунистов Грузии», радикально-коммунистические партии «Сталинист», «Единая коммунистическая партия Грузии», «Советы трудящихся Грузии», «Партия возрождения коммунистов Грузии», а также либерально-коммунистическое движение «Демократический союз Грузии». О своем участии в выборах объявили также партии «Родина», «Дом нации» и «Храм Божий».

Однако, при всем этнографическом интересе к перечисленным субъектам предстоящих парламентских выборов переключим все же внимание в сторону главных игроков предстоящего события. По мнению наблюдателей, вполне совпадающему с результатами открытых и закрытых опросов общественного мнения, семипроцентный избирательный барьер преодолеют лишь четыре субъекта. Это - «Союз граждан Грузии», блок «Возрождение Грузии», «Лейбористская партия Грузии» и национально-демократический альянс «Третий путь».

«Союз граждан Грузии» формально выступает отдельным партийным списком. Однако, по самой своей сути является все же блоком. Ко всему тому, «Союз» представляет собой довольно пестрый конгломерат, состоящий из разноидейных, а чаще и вовсе безыдейных политических функционеров. В его списки влились представители исчезнувшей с политической палитры партии «Абхазия - наш дом» под руководством Тамаза Надареишвили и политическое объединение «Леми» (этнические сваны - горные грузины), что вызывает небезосновательное подозрение некоторых наблюдателей в субэтнической ориентации этого блока. Похоже, что в многоквартирном «Союзе…» бесследно растворилась и мертворожденная партия «Новая Грузия», укомплектованная в своей основе ветеранами компартийной и советской номенклатуры. Если рассматривать ситуацию в отрыве от современных реалий, то для Тамаза Надареишвили - председателя Верховного Совета Абхазии в изгнании, а в последующем партии «Абхазия - наш дом», его вхождение в «Союз…» равнозначно политическому самоубийству. Ведь он буквально со дня окончания военных действий в Абхазии (в результате которых этнические грузины вынуждены были оставить свои дома и искать защиты во внутренней Грузии) публично выступал в роли непримиримого реваншиста, неустанно твердившего, что «потерянное в войне можно вернуть лишь войной». Поверить в метаморфозу, что фактический лидер «Союза…» Э.Шеварднадзе превратился в «ястреба войны», столь же невероятно, как и в то, что «горячий грузинский джигит» Т.Надареишвили - в «голубя мира». В реальности же все происходит гораздо прозаичнее: место в парламенте - это та самая пресловутая «синица в руках». Ну а с «журавлем в небе» - с потерянной родиной Абхазией - можно до поры и подождать.

Не вызывает сомнения, что самую острую конкуренцию «Союзу…» в борьбе за парламентские кресла окажет «Батумская коалиция», взявшая на предстоящих выборах в качестве своего партийного псевдонима привлекательно-нейтральное название «Возрождение Грузии». Ее харизматический лидер - Аслан Абашидзе - собрал под свои избирательные знамена довольно пеструю команду в составе собственно «Всегрузинского союза демократического возрождения Грузии», «Социалистической партии», «Союза грузинских традиционалистов», «Общества Константине Гамсахурдия» (классика грузинской советской литературы, отца покойного экс-президента Грузии Звиада Гамсахурдия), движения «Чкондидели» и еще одного движения - «Дом нации». О последних двух движениях сказать что-либо трудно, кроме того, что вместе с «Обществом Константине Гамсахурдия» эти организации представляют «звиадистов» - радикальных сторонников покойного экс-президента З.Гамсахурдия, а значит - непримиримую оппозицию ныне действующему президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе. Что же касается участия в этом блоке левых социалистов и правых традиционалистов, то их трогательное содружество лишь подтверждает старый тезис о том, что «Париж стоит мессы».

Многие эксперты вполне резонно считают, что эта коалиция окажется жизнеспособной лишь в том случае, если сумеет завоевать парламентское большинство. Если этот альянс окажется в результате подсчета голосов на вторых ролях, его состав может резко поредеть за счет перехода части депутатов в лагерь победителей.

В последнее время на политической арене Грузии отмечается все большая активность «Национально-демократического альянса - «Третий путь», в который вошли «Национально-демократическая партия Грузии» (НДПГ), «Республиканская партия Грузии» (РПГ) и «Партия промышленников Грузии» (ППГ). В отличие от своих основных соперников - «Союза граждан Грузии» и блока «Возрождение Грузии» - этот альянс не располагает властными рычагами, а его финансовые возможности никак не сопоставимы с возможностями его главных политических оппонентов. Однако не следует снимать со счетов и то немаловажное обстоятельство, что лидер альянса - Ирина Сатиашвили-Чантурия в течение последних пяти-шести лет неизменно входит в пятерку (а чаще всего - в тройку) наиболее популярных в стране политических лидеров. Возглавляемая ею партия «Народно-демократическая партия Грузии» представляет собой хорошо структурированную, функционально эффективную и достаточно политически искушенную организацию. Что же касается политических партнеров НДПГ - РПГ (лидеры - Ивлиан Хайндрава, Давид Бердзенишвили и Роман Гоцеридзе), то она уже давно заявила о себе как вполне состоявшаяся, профессиональная политическая партия вполне западного образца.

«Партия промышленников Грузии» (лидер - Бесо Джугели) в короткое время превратилась в проводника политических чаяний мелкого и среднего бизнеса страны и, похоже, будет наращивать свой электорат по мере роста нового класса цивилизованных национальных предпринимателей.

В пользу наших позитивных оценок альянса «Третий путь» говорит и та технология, которая легла в основу создания этого предвыборного блока. Близкие по идеологии и программным политическим целям, они начали консультации по объединению еще в январе текущего года. При этом был детально проработан весь спектр политических вопросов, согласован единый список кандидатов, выдвигаемых ими совместно. И только после этого - в мае месяце лидерами партий было официально объявлено о создании альянса.

Неплохие шансы получить достойное представительство в новом составе парламента, по мнению экспертов, имеет и «Лейбористская партия Грузии» (лидер - Шалва Натенашвили). Однако эти же эксперты отмечают, что по мере приближения к выборам шансы лейбористов понемногу уменьшаются.

Итак, предвыборный этап парламентских гонок вошел в свою последнюю стадию. Однако сомнения и колебания пока еще не определившегося рядового избирателя, похоже, не переросли в твердую убежденность поддержать ту или иную политическую силу, обещающую ему те или иные блага.

За пределами нашего анализа остались те силы, которые могут осуществлять (реально осуществляют?) режиссуру предстоящего политического действа. Если же рассматривать ситуацию с еще более общей перспективы, то можно почти безошибочно предположить, что за импровизированными политическими кулисами предстоящих выборов проявляются силуэты подлинных авторов сценария будущего развития Грузии - те силы, которые формируют в регионе глобальные рынки. Именно от их стратегических планов, а также от того, каковы место и роль в этих планах отводятся Грузии, будет во многом зависеть будущее страны и ее граждан.