UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОСУДАРСТВО НА ГРАНИ СРЫВА

В начале 60-х годов прошлого века один из представителей либеральной оппозиции (некий Симсон) в пру...

Автор: Дмитрий Джангиров

В начале 60-х годов прошлого века один из представителей либеральной оппозиции (некий Симсон) в прусском парламенте остроумно сравнил канцлера Отто фон Бисмарка с «канатоходцем, в котором людей восхищает лишь то, что он не падает». Примерно такие же чувства, и не только у оппозиции, вызывал и отечественный премьер Валерий Пустовойтенко, два с половиной года балансировавший над украинской политической бездной, иногда даже в отсутствие каната. Но вот канатоходец упал - впервые при «помощи» парламента, и олигархи, аплодирующие этому падению, еще не вполне осознали в какую политико-экономическую «халепу» они влипли вместе с властью и вообще со всей страной…

Когда и поговорить не с кем…

Столь серьезное событие, каковым является отставка премьер-министра, породила целый ряд далеко идущих последствий, самым мелким из которых является ставший уже абсолютно очевидным скорый крах Народно-демократической партии. Как показал пример аналогичной «партии власти» - движения «Наш дом - Россия», подобные политологические уродцы, не имея реальной социальной базы, а существующие исключительно на административном ресурсе, не в состоянии надолго пережить «отключение» этого самого ресурса. Однако уже предрешенная гибель НДП никоим образом не отразится на ситуации в стране. Чего не скажешь о срыве переговоров с Россией по вопросам поставки (и главное - оплаты!) энергоносителей. Дело в том, что до утверждения нового премьера и назначения первого вице-премьера (или вице-премьера по вопросам топливно-энергетического комплекса) российской стороне просто не с кем вести переговоры - Украина не имеет возможности послать в Москву представителя, чья подпись имела бы юридическую силу. Более того, в период «безвременья» долг за газ будет неизбежно расти, а Россия вряд ли сможет отказывать себе в удовольствии поигрывать газовым краником в ответ на слишком уж прозападные высказывания украинского руководства («нефтегазовую» реакцию Москвы на пренебрежительные заявления нашего Президента в адрес российско-белорусского договора о создании союзного государства мы уже видели, а жители многих регионов даже ощутили на себе).

Еще одно серьезное негативное последствие отставки Валерия Павловича - практически неизбежный срыв бюджетного процесса - бюджет-2000 не будет принят в срок. Это не только дает Президенту дополнительные козыри в борьбе с парламентом, но и серьезно осложняет следующему премьеру ведение переговоров с МВФ по вымаливанию очередного транша кредита EFF, без которого мартовский дефолт неизбежен. (Впрочем, даже выделение этого транша, по-видимому, лишь отсрочит объявление дефолта).

Реформирование сука,

на котором сидишь

К сожалению, получение кредитов от международных финансовых организаций уже давно является не средством, а целью структурных преобразований (или их имитации). И за очередной транш отечественное руководство готово заплатить необычайно высокую цену: провести de facto аграрную реформу и сократить вдвое региональные бюрократические аппараты. В целом эти решения Президента можно было бы только приветствовать, если бы не одно «но» в виде трехмесячных сроков на их выполнение. Этого самого «но» достаточно для того, чтобы признать благие пожелания по деколлективизации и «дебюрократизации» непродуманной авантюрой с самыми непредсказуемыми последствиями. Так, фактическое введение президентским указом частной собственности на землю без разработанной и научно обоснованной законодательной базы может привести лишь к весенней посевной со всеми вытекающими последствиями. Ибо за три месяца невозможно урегулировать такие сложнейшие вопросы, как дележ техники и правопреемственность по долгам коллективных хозяйств, кредитование частных хозяйств под закупку минудобрений и ГСМ, превращение земли в объект залога и, в связи с этим, создание института стоимостной оценки земли и т. д. и т.п.

А самое пикантное в этом аграрном блицкриге заключается в том, что претворять его в жизнь должны региональные чиновники. Те самые безропотные Иван Иванычи, которые на своих плечах вынесли всю тяжесть избирательной кампании нынешнего Президента и каждого второго из которых через три месяца, по окончании официальных сроков аграрной реформы должны сократить. И вопрос, можно ли поручать этим самым сокращаемым Иванам Иванычам столь серьезную, важную и одновременно деликатную задачу, как реформирование земельных отношений, является абсолютно риторическим.

Последняя миссия Иван Иваныча

Однако борьба с колхозами, судя по всему, будет не последним заданием для сокращаемого регионального чиновничества (которое рассматривает грядущее 50-процентное «обрезание» как черную неблагодарность в ответ на верность, проявленную в ходе президентских выборов). Иван Иванычам, судя по всему, предстоит еще вынести на своих плечах всю тяжесть всеукраинского референдума (референдумов?), инициируемого Президентом. То есть собрать 3 миллиона подписей, провести агитацию, обеспечить явку людей и тщательно посчитать голоса. И все это в условиях хронических невыплат зарплат и пенсий (на «маленькое чудо» в виде хотя бы частичного погашения задолженности средств уже просто не осталось), многочасовых веерных отключений электричества и газа, роста цен на основные продукты питания, дефицита хлеба и т.п. Если искать аналогию в морской тематике, то это напоминает ситуацию, когда кораблю с открытыми кингстонами необходимо вести бой с кораблями противника, одновременно высаживая десант на берег. Моряки, верные приказу, скорее всего, поднимут вымпел «Погибаю, но не сдаюсь!» Наши чиновники, как известно, и не сдаются и не погибают. Они все превращают в фарс.

Что касается 50-процентного сокращения бюрократического аппарата, то я не сомневаюсь, что оно произойдет. На бумаге. Там же - на бумаге - будет зафиксирована окончательная победа крестьянина-единоличника над колхозным строем. Да и результаты референдума, объявленные г-ном Рябцом, уже через пару минут после закрытия участков, будут ярко свидетельствовать о всенародной поддержке Президента-реформатора.

Только в экономике не будет никаких изменений. Она будет стабильна. Стабильна в своем падении, ибо экономика у нас политически неграмотная: президентских указов и прочих документов, направленных на ее подъем, не читает. И, ввиду этой неграмотности, так сильно страдает от всех наших политических и административных передряг.