UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СВОБОДА В СВОБОДНОМ ГОСУДАРСТВЕ,

или Ненаучно-псевдопрактический комментарий к первой постконституционной речи Президента В одно...

Автор: Ирина Погорелова

или Ненаучно-псевдопрактический комментарий к первой постконституционной речи Президента

В одном из интервью Киевскому радио, рассказывая о грандиозном строительстве, развернутом в столице накануне празднования пятой годовщины провозглашения Акта о государственной независимости Украины, ныне исполняющий обязанности главы киевской госадминистрации А.Омельченко обмолвился: грядущее торжество поименовал «пятилеткой». Ничего компрометирующего в такой обмолвке, конечно, нет - просто нормальная человеческая инерция мышления подсказывает штампы, наиболее точно отражающие представление о происходящем. В данном случае строительная штурмовщина накануне торжества не могла не вызвать в сознании руководителя, сформировавшегося в 60-80-е годы, аналогии с «пятилетками» советской эпохи. И разве август 1996 года не будет полон тех же рапортов о «выполнении и перевыполнении» приватизации, тех же оптовых награждений «передовиків державотворення», тех же мешков с поздравлениями по случаю юбилея в адрес Президента... И не только от коллег-президентов, но и от трудовых коллективов, колхозов и передовых ...ну, ладно, не производственных объединений, а акционерных обществ, не от учреждений, а от банков, не от комсомола и одного профсоюза, а от всех партий и всех независимых профсоюзов...

От парламента рапорт уже как бы поступил: Конституция. От правительства, разумеется, будет - выплату зарплаты, скажем, за июль, а отпускных, скажем, за август, «нестандартные» меры, применяемые Кабмином, обеспечить смогут. Сам Президент не мог избрать лучшего праздничного подношения своему народу, как отмену, возможно, временную - введения «элементов чрезвычайного положения». А вот подарков от иностранных друзей, судя по юбилею Чернобыля, ждать не приходится. И дело даже не в постизбирательном периоде в России, где уже выполнение собственных обещаний перед электоратом оборачивается для хронических должников вроде Украины тем самым «ужесточением диалога», который заранее предсказывали киевские государственные деятели. Тут, может быть, Украине самой придется сделать кое-какие подарки победившей в России демократии, в виде, например, отмены некоторых «неоправданных таможенных барьеров», после чего таможенный союз станет делом техники... Дело также и не в предизбирательном периоде в Америке, и не в европейских натовских хлопотах... Просто в последнее время нам все чаще напоминают, что, дескать, независимость - это как раз и есть самостоятельность, то есть опора преимущественно на собственные силы. А бесплатная раздача ядерного оружия, да перекачка драгоценного газа в дармовой металл, да бюджетная поддержка нерентабельных отраслей, да тенизация всей без исключения экономики - это внутренние проблемы, которые не только не заслуживают снисхождения, но даже весьма и весьма настораживают прежде очень покладистых кредиторов... Возможно, именно последнее обстоятельство и является реальной причиной того, почему уже сегодня «международная» часть торжества нашей «пятилетки» планируется очень скромной.

По той же причине, как представляется, и торжественная речь Президента Л.Кучмы (которая уже сейчас пишется им в бывшей летней резиденции президента СССР) будет обращена не так к мировому сообществу, как действительно к согражданам. О чем и свидетельствует ее рабочее название «Без свободы нет государства, без государства нет свободы», что едва ли можно предложить изощренному в вопросах свободы и государственности мировому сообществу как новость, тем более как рецепт. А своим согражданам можно, и, по-видимому, нужно. То есть нужно что-то новенькое. Ибо следует учесть, что в пятую годовщину независимости Украины Л.Кучма еще только вступает в «решающий» год собственной «пятилетки». И чтобы этот «решающий», а за ним «определяющий» и «завершающий» для самого Президента прошли благополучно, самое время именно сейчас попробовать возобновить диалог с собственным народом. На предмет доверия. Не того, которое ставилось бы на кон в случае проведения референдума, а того, без которого продолжать делать что-то в стране (решился ли ты на чрезвычайное положение или на национальное примирение) - бессмысленно.

Несмотря на то, что все и всяческие программы поручено теперь писать премьеру, речь Президента на праздновании пятой годовщины независимости должна, кажется, стать программной. В том случае, разумеется, если Президент как глава государства все еще продолжает считать себя, а не руководителя исполнительной власти, целиком и полностью ответственным за страну. Программный характер готовящейся речи, следует полагать, определяется еще и тем, что от прежних программ уже, по сути, ничего не осталось после многочисленных коррекций, внесенных временем, политической и экономической конъюнктурой, да и не предусмотренной в прежних программах Конституцией. Если Президент все еще дорожит репутацией реформатора (а ни на какую другую он никогда и не претендовал), то, по-видимому, ему придется прибегнуть к таким обязательным реформаторским атрибутам, как очередное установление «макроэкономических маяков», очередное определение сроков максимального падения и начала относительного подъема производства и т.д. Да, придется признать ошибочность прежних прогнозов, да, кое-что свалить на подчиненных (уже уволенных), побольше записать за оппозицией (благо, ее оберегают как зеницу ока именно для подобных целей). Но придется и что-нибудь пообещать. Кроме свободы, разумеется, о которой, как уже понятно, в докладе будет сказано предостаточно. Так что пообещать? И - кому?

Будет совершенно несправедливо предполагать, что в настоящее время пообещать чего-либо хорошего некому и нечего. Принцип «голосуй, а то проиграешь» действует в Украине не менее эффективно, чем в России. Прежде всего, хоть и не предвыборные, а потому, возможно, и более реалистичные обещания могут быть адресованы государственной бюрократии. Для нового государства плодящаяся и размножающаяся бюрократия, то есть государственное чиновничество - единственная преданная опора и надежда. Не без того, конечно, чтобы время от времени припугнуть ее «сокращением» - последний раз, кажется, называлась цифра 10 тысяч... Но, памятуя о непобедимости самого объективного из законов общественного развития - закона Паркинсона - не делать ставку на бюрократию, этот могущественнейший двигатель государственности, просто невозможно. А пообещать ему можно практически все, если употребить одну фразу, уже все активнее возвращающуюся в наш обиход: государственное регулирование, государственный контроль, государственные акции, государственное агентство по... ну, и так далее. Самым же лучшим обещанием будет посула очень жесткого контроля за их деятельностью, при котором, в случае чего, последует увольнение с должности без конфискации имущества. Такой способ приватизации, активно применявшийся до сих пор, может выступить одним из высших достижений первой украинской реформаторской пятилетки, которое заслуживает только всяческого поощрения.

С промышленными отраслевыми лобби сложнее, но тоже ничего. Им уже почти бесполезно обещать государственные приоритеты, поскольку пустой бюджет никому не интересен. Поэтому следует обещать иностранные инвестиции, но под государственные гарантии для все тех же приоритетов. Главное же, что можно обещать всевозможным отраслевым «королям», это что социальные последствия снижения ими расходов на рабочую силу (когда ВС вычистит из законодательства все социальные траты, а также изменит порядок начисления себестоимости продукции, в результате чего не будет смысла накручивать фонды оплаты труда) возьмет на себя государство, то есть силовые и правоохранительные органы. Последним ничего обещать не надо. Им уже все обещали, когда назначали их руководство в новый Кабмин. Банки также едва ли заслуживают, чтобы уделять им особые части доклада. В конце концов, сами сориентируются, если называются частными собственниками.

Ну, наконец, что же может быть обещано народу? Думается, исторический момент доклада Президента мог бы заключаться в том, что как раз народу-то и следовало бы просто сказать правду. Относительно того, что до состояния электората ему еще два-три года тянуть, а пока пора бы выполнять свою историческую миссию, на которой и построены все будущие успехи страны. А именно - стать наконец единственным реальным ресурсом Украины, то есть дешевой рабочей силой, исключительно ради которой и могут прийти сюда обильные иностранные инвестиции. Сказки о возможности каждому гражданину стать частным собственником придется отбросить: готовящиеся законы о налоге на имущество в сочетании с дальнейшим ростом всех и всяческих цен на жизнеобеспечивающие источники (коммунальные они, продовольственные или еще какие) не позволят ничего скопить никому, кто еще не скопил, причем в особо крупных размерах.

Вообще предлагаемая автором идея - украсить президентскую речь нелицеприятными истинами, по возможности наиболее отвечающими самочувствию большинства украинского народа, как сказал сам Президент, - отнюдь не противоречит стилю самого Леонида Даниловича и его собственной политической карьере. По крайней мере за три года до выборов самому Президенту это ничем не угрожает, даже наоборот. А какой успех ожидает Президента, если к словам будут прибавлены сообщения о радикальном изменении структуры правительства и президентской администрации, причем изменения понятные, отражающие хоть мало-мальское представление главы государства о дальнейшей деятельности этих структур. И уж просто фурор может вызвать смена Президентом хоть некоторых лиц, символизирующих для всей Украины откровенно теневую политику, которая выражается в том, что чем хуже дела в государстве, тем прочнее положение этих лиц. Будем откровенны, пока вновь утвержденная часть Кабмина отнюдь не проливает свет на вопросы об обновленной экономической политике Президента. А вот если бы Президент решился провести серьезные перестановки в исполнительных структурах не после или во время ожидаемых осенних катаклизмов, а до них и ради их предотвращения, это была бы понятная, перспективная, наступательная, а не «жертвенная» политика.

Кстати, в этом случае, как представляется, меньше слов пришлось бы тратить на описание ужасов пятой власти и на грандиозность задач по ее уничтожению. Потому что подобные речи ничего, кроме ощущения мифологизации данного явления, уже давно не вызывают. Между прочим, в данном случае у Президента есть прекрасная возможность доказать свои сверхконституционные полномочия: даже Конституция не предусматривает отделения исполнительной власти от «пятой», а Президент мог бы продемонстрировать такое разделение, и никакой парламент к подобным действиям никакого бы «вето» не применил. Причем, все простили бы главе государства, если бы он само сращение этих двух ветвей списал бы на пережитки советского государственного монополизма: ведь ребенку понятно, что при этой самой монополии не снизу коррумпируются государственные структуры, под видом «профессионализма» сохраняющие дивную преемственность, несмотря на частую смену руководителей правительств, а сверху насаждается теневая экономика. И именно так называемые профессиональные, а не политически конкурирующие правительственные команды, вполне профессионально планирующие, как и когда они будут менять параметры налоговой политики, ставки, квоты, льготы и лицензии, устанавливают совершенно определенные правила теневой игры и взносы игроков.

Что же касается концептуальной связки «государство - свобода», которая пока заложена, как говорят официальные представители Президента, в его доклад, то это, что ни говори, сила. Это такой мощный удар по всем, и не только марксистским, политологическим штампам. Это снятие всех и всяческих противоречий, даже просто диалектических, а не только антагонистических, между государством, обществом и личностью. Это - крест на многопартийной возне и суете, это выжигание священным каленым железом каких-либо ростков гражданской структурированности общества. Это - тот самый порядок, который наступает сразу же после материализации духов.

Впрочем, может быть, Президент будет говорить о чем-нибудь совершенно другом. Возможно, мы немного спешим со своими предположениями - очень уж давно не приходилось слышать президентских докладов, как и его диалога с журналистами в нормальном открытом режиме. А без установок Президента как-то неуютно. И потом. Созданная им комиссия по подготовке празднования независимости высказала намерение заложить основы новой традиции государственного праздника. Учитывая, что старые традиции предполагали обязательное лживое восхваление несуществующих успехов, новую традицию нельзя не представить в виде, простите, обнаженной истины, и, может быть, не одной. Поскольку, по слухам, шоковые эффекты сразу же после праздника нам уже уготованы, предварить их соответствующим вступлением главы государства было бы только полезно.