UA / RU
Поддержать ZN.ua

Голос твой теряется вдали

На электоральном поле Украины есть один участок, виды на урожай с которого строить не принято. Слишком невелик он по объему и неудобен для возделывания...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

На электоральном поле Украины есть один участок, виды на урожай с которого строить не принято. Слишком невелик он по объему и неудобен для возделывания. Хотя бы потому, что находится за пределами страны. Наши соотечественники, которые служат, работают, учатся и отдыхают за границей, до сих пор не отличались повышенной активностью на выборах, будь то президентских или парламентских. Их вклад в общую копилку голосов, отданных за того или иного кандидата на выборах президента в 1999 году, был более чем скромен. Из зарегистрированных в качестве потенциальных избирателей 121 тысячи украинских «иностранцев» во втором туре выборов принял участие лишь каждый четвертый. Это меньше одного процента от общего количества граждан Украины, имеющих право голоса. На парламентских выборах-2002 и зарегистрированных, и явившихся на избирательные участки за границей было больше. Но не настолько, чтобы заметно повлиять на результаты всенародного волеизъявления. Нынешние же президентские выборы, похоже, имеют шансы войти в украинскую историю как первые, на которых «заграница» сыграет весомую роль.

Основанием для такого предположения, прежде всего, может служить то, что количество украинцев, выезжающих в поисках лучшей жизни в другие страны, неуклонно растет. Первой, кто обнародовал связанные с этим цифры, была украинский омбудсмен Нина Карпачева. И хотя приведенная в одном из ее выступлений статистика носила неофициальный характер (иной она быть не могла по определению), объявленные пребывающими за границей на нелегальном положении пять-семь миллионов украинцев на многих произвели неизгладимое впечатление. В электоральном исчислении это от 13 до 18 процентов. Кусочек немаленький, даже если его слегка ужать из расчета неполной явки.

Но проблема как раз и состоит в том, что речь идет о так называемых нелегалах. Людях, покинувших страну по всем установленным правилам (имея заграничный паспорт и визу), но оставшихся в чужом государстве на постоянное или временное проживание, не имея на то соответствующего разрешения от его компетентных органов. Как стало известно «ЗН», у отдельных руководителей дипломатических представительств Украины в государствах, где отряды наших нелегалов особенно многочисленны, появились по поводу организации выборов некоторые сомнения. Так, посол во Франции Юрий Сергеев, как сообщили нам представители украинского студенчества в этой европейской стране, направил в МИД Украины (с тем, чтобы тот обратился с соответствующим запросом в Центризбирком) представление относительно толкования одной из статей закона о выборах президента.

В этой статье говорится, что гражданин Украины, который в период проведения выборов находится за границей, переехав через границу на законных основаниях, реализует право своего голоса на общих основаниях. У работников посольства возник вопрос: можно ли считать, что гражданин выехал из страны на законных основаниях, если цель его выезда оказалась не той, которая была зафиксирована в выездных документах? Ведь выходит, что человек сознательно подавал органам государственной власти заведомо ложную информацию относительно своего отъезда. В такой постановке вопроса легко обнаружить стремление не допустить нелегально проживающих на территориях иностранных государств украинцев к участию в избирательной кампании. А если к тому же учесть, что подавляющее большинство этих людей — выходцы из западных регионов Украины, становится понятным, о чьем потенциальном электорате идет речь.

За разъяснениями по этому поводу «ЗН» обратилось в Центральную избирательную комиссию. Где, прежде всего, выяснилось: запросы подобного содержания в ЦИК не поступали. По словам члена Центризбиркома Юрия Данилевского, ведомство Сергея Кивалова уже неоднократно обсуждало проблемы организации голосования за пределами нашей родины с представителями Министерства иностранных дел. В том числе и принципы работы с нелегалами. Мнение же Юрия Николаевича об этом таково:

— Согласно части 6 статьи 2 закона о выборах президента Украины, гражданин Украины, который проживает либо пребывает в период подготовки и проведения выборов за пределами страны и пересек государственную границу Украины на законных основаниях, реализует свое право голоса на общих основаниях. Поэтому если гражданин выехал, например, во Францию на законных основаниях, он имеет право принять участие в выборах, в независимости от того, легальным или нелегальным является его дальнейшее пребывание в этой стране.

— Допускаете ли вы, что нелегалы побоятся идти на участки голосования за рубежом из-за того, что там их могут поджидать представители местных правоохранительных органов?

— Ходить на выборы или не ходить — личное дело каждого гражданина. Если он захочет, то придет, если нет — не станет участвовать в голосовании. Конечно, логично предположить, что человек, находящийся в чужой стране нелегально, скорее всего, не риснет и участвовать в голосовании. Поскольку будет опасаться, что может подвергнуться санкциям со стороны соответствующих органов той страны. Это я допускаю.

— А почему, по-вашему, вопрос о толковании статьи закона о выборах президента, описывающей принцип голосования украинских граждан, проживающих за рубежом, возник вообще?

— Лично я неоднократно пытался привлечь внимание наших законодателей к этой статье закона. Ведь если идти от обратного тому, что в ней говорится, то получится, что граждане, которые пересекли границу Украины на незаконных основаниях, лишены права голоса. Но факт незаконного пересечения государственной границы или нелегального нахождения гражданина на территории иностранного государства не является юридически значимым для избирательного законодательства. Потому что 70-я статья Конституции предусматривает только одно ограничение права голоса: установленная судом недееспособность человека. Поэтому, на мой взгляд, часть 6 статьи 2 закона о выборах президента Украины противоречит части 1 статьи 64 Конституции Украины, где говорится, что конституционные права и свободы гражданина Украины не могут быть ограничены, кроме случаев, установленных Конституцией Украины. Слова «который пересек государственную границу Украины на законных основаниях» необходимо исключить из текста закона о выборах президента. Тогда все украинские граждане, на момент выборов находящиеся за границей, имели бы право голоса.

Нужно заметить, что глава ЦИК абсолютно солидарен в вопросе о праве голоса нелегалов со своим коллегой, о чем и поведал на днях в интервью одной из радиопрограмм. Проявив, кстати говоря, последовательность. Поскольку несколькими месяцами ранее в интервью одной из украинских газет Сергей Кивалов заявил, что любому украинцу за рубежом достаточно прийти на избирательный участок, предъявить паспорт и никто не в праве ему отказать в его желании проголосовать.

Правда, здесь глава ЦИК все-таки несколько преувеличил степень демократичности процедуры голосования. По словам нашего посла во Франции, с которым мы связались по телефону, на самом деле предметом его обращения в Центризбирком была другая статья закона о выборах президента. Та, в которой говорится о списках избирателей. Так вот, эти списки за границей составляются на основании консульского учета. И просто так прийти на участок в день выборов, показать паспорт, свидетельствующий об украинском гражданстве и получить бюллетень для голосования нашему «иностранцу» не удастся. Поскольку заявить о своем желании приобщиться к празднику всенародного волеизъявления он, согласно статье 35 закона о выборах президента, может не позже, чем за неделю до дня голосования. И путь все тот же — через консульский учет. Право являться на избирательный участок хоть в день выборов гражданину дает открепительный талон. Но это, как вы понимаете, не в случае с нелегалами, которые не станут рисковать блиц-поездкой домой и обратно лишь для того, чтобы его вычеркнули из списков избирателей на родине. Вот это, собственно говоря, и есть тот камень преткновения, о который дружно споткнулись работники дипломатических представительств за рубежом, члены Центризбиркома на родине и рядовые украинские граждане, живущие в разных частях планеты.

Как сообщили «ЗН» в ЦИК, в посольские и консульские учреждения Украины за границей недавно направили разъяснение по этому вопросу. А представитель блока «Наша Украина» Александр Гудыма назвал этот документ директивой и заявил, что в нем дано указание вносить в списки избирателей лишь тех граждан, которые постоянно проживают за границей. «Это значит, что граждане, которые живут за рубежом временно или нелегально, — считает г-н Гудыма, — а это более пяти миллионов «заробитчан», теряют право голоса на президентских выборах». По сути, так и есть. Поскольку украинцы, незаконно проживающие в иностранном государстве, вряд ли осмелятся становиться на консульский учет даже ради выполнения своего гражданского долга. Но по форме Центризбирком прав — закон не дает возможности иного толкования процедуры голосования. По словам того же Юрия Данилевского, поступить иначе невозможно даже по техническим причинам. ЦИК должна знать хотя бы примерное количество потенциальных избирателей, чтобы снабдить участки необходимым тиражом бюллетеней. «Если дефицит бюллетеней возникает на каком-то из участков внутри страны, мы можем в срочном порядке их допечатать и довезти. А если факс с просьбой прислать дополнительные бюллетени придет в день выборов из Австралии?» — задается вопросом г-н Данилевский.

Судя по разговорам с представителями украинского «зарубежья», интерес среди наших граждан, подавшихся на поиски лучшей жизни за границу, к предстоящим выборам довольно велик. Из социологических опросов и просто кухонных разговоров следует, что эмигранты со стажем даже не знают, что происходит сегодня в Украине. А вот те, кто уехал из страны года два-три назад и не теряет надежды вернуться в Украину, четко осознают, что эти президентские выборы могут стать действительно переломными. И они хотят, чтобы их услышали. При этом легко догадаться, что симпатии этих людей будут явно не на стороне кандидата от власти. Власти, которая, собственно говоря, и вынудила их покинуть родину.

Оппоненты же власти в такой ситуации могут делать громкие разоблачительные заявления и апеллировать к мировой общественности. А могут попытаться решить проблему конструктивными методами. Например, инициировать внесение изменений в закон о выборах президента. А лучше обратиться с представлением в Конституционный суд о нарушении Основного Закона в отношении избирательных прав граждан, проживающих за рубежом. А еще лучше — сделать и то, и другое. Ну и, конечно же, постараться, чтобы эти люди не утратили желания быть причастными к происходящему на родине. Иначе эти да и следующие президентские выборы так и не станут такими, на которых урожай с заграничных участков электорального поля будет не ниже среднего по стране.