«Пропади оно все пропадом, теперь болею за хохлов, все равно мир перевернулся и сошел с ума». Это написал какой-то российский болельщик на гостевой книге сайта московского «Спартака» после игры Украина—Швейцария.
Когда-то Пеле спросили; «Скажите, когда сборная СССР станет чемпионом мира по футболу?» «Когда сборная Бразилия станет чемпионом мира по хоккею», — ответил он.
Сборная СССР не станет чемпионом мира никогда. И о прогнозах Пеле давно известно — все в жизни происходит с точностью до наоборот. Но уж больно красивая аналогия: представьте себе, что в четвертьфинале чемпионата мира по хоккею с Чехией играет сборная Сан-Паулу, до этого победившая …ту же Швейцарию, кстати.
Кто-то сказал, что чемпионат мира по футболу— это фестиваль народов, одним из элементов которого является футбол. И это правда. Именно потому разговор о ЧМ стоит начать с тех, ради которых все, собственно, и происходит.
Фаны
Чемпионат мира по футболу устанавливает свои правила пребывания в чужой стране . И есть огромная разница между туристом, приезжающим страну посмотреть, праздно пошататься, и болельщиком. Турист за свои деньги валяет дурака и никому не интересен. Фан исполняет важную миссию. Он участник действа, он, если хотите, его атрибут. Турист заслуживает невнимания, фан — уважения.
Фаны разных стран вызывают разные, соответственно, чувства. Бразильцы в Германии удивили количеством намотанных на них ленточек национальных цветов и девушками. На одну из них даже была надета лента «Мисс мира», и ее в связи с этим особенно заботливо пропустили на стадион. Хотя те, которые были «не мисс», ничем ей не уступали.
Голландцы проявили себя как особенно морально неустойчивый народ. В смысле, неустойчивый к пиву и прочему, поскольку за три часа до игры пьяным был минимум каждый четвертый.
Хорваты запомнились только шахматными цветами. Имеется в виду, что у них национальный флаг в клеточку.
Испанцы после игры с Украиной на травке пытались изобразить что-то типа фламенко, но в исполнении голых по пояс и нетрезвых мужчин это скорее напоминало ламбаду. Еще они кричали украинцам что-то не очень обидное. Или это по жаре казалось, что не обидное…
Фаны Саудовской Аравии… Можете смеяться, но и такие были. Человек 100.
Немцы. До 9 июля там фаны почти все, включая бабушек, помнящих Вальтера Ульбрихта. За все время пребывания в Германии был обнаружен только один таксист, который на выученном в детстве русском признался, что ему этот футбол по барабану. Все остальные официанты, волонтеры, таксисты и просто прохожие блистали эрудицией и шапками закидывать никого не собирались. Почти все, например, знали, что Германия в групповом этапе выглядела не очень, и, скорее всего, Аргентине проиграет. Правда, к концу турнира настроение менялось: появились шапки.
Англичане. С ними надо соблюдать одно правило: у них должно быть много пива и они должны смотреть футбол. При отсутствии одного из двух факторов они звереют, после чего ищут то и другое. В процессе поиска происходят драки с полицией и тому подобное.
Ну и вполне законный вопрос, как же на этом фоне смотрелись наши? Ответ: наши фаны удивительным образом соответствовали игре нашей сборной. За пределами стадиона они мирные и спокойные. Они абсолютно достойно прочесывали центр Берлина в поисках сувениров и употребляли в положенных местах, которые в Германии на время футбола расположены везде.
Они, в отличие от голландцев, держались на ногах, что неудивительно: что нам их пиво? Но обычаев наши люди забыть не могли! Представители какой еще страны в ночном поезде Гамбург—Берлин расстелят газетку, аккуратненько порежут сало, огурчики и помидорчики и тихо, размеренно, без криков и песен примут свои 150? Никакой.
Фаны поразили, когда после проигрыша Испании минут пять скандировали «Украина!», размахивая вовсю национальной атрибутикой. Любой нормальный европеец оплевал бы после такой игры соотечественников на поле, а эти, видите ли, аплодировали!
Фаны поразили своим количеством в Гамбурге на игре с Саудовской Аравией, когда нашим был, казалось бы, весь этот удивительно уютный и удобный стадион. Наших было тысяч 15, но вместе с примкнувшими к ним немцами их стало около 40.
Это было удивительно трогательно, и только потом пришло понимание одного простого факта: только футбол (и ничто больше!) может собрать за границей Украины такое количество народа со всего света, одновременно исполняющего национальный гимн.
Да что там за границей… «Я вышел на балкон и орал во все горло. Потом понял, что это же происходит во всех домах вокруг. Мы вышли во двор, и человек тридцать старых и молодых мужиков в центре Донецка спели гимн Украины». Это пишет человек на сайте фанов «Динамо» (Киев). А следующий ему отвечает: «Ха, в Донецке он орал... Я тут в Ташкенте подушку в рот засунул, три часа ночи на дворе, все спали уже».
Один вопрос не в тему, а потом вернемся к футболу: что должна сделать власть, чтобы люди в центре Донецка сами (!) пели гимн Украины? Один ответ — она ничего такого сделать не может, хоть и очень хочет. И то, что ей так хочется, сделал футбол.
Команда
Один и главный вопрос интересует как тех, кто футболом увлекается, так и тех, кто недавно узнал, сколько футболистов играют в команде: «Почему?». Что случилось такого, что после многих лет унижений Украина получила сборную, способную достойно смотреться на высшем футбольном уровне?
Что у нас есть такого, чего нет, например, в набитой деньгами России, которая смотрит ЧМ по телевизору, а об участии в Японии и Корее в 2002-м старается не вспоминать, чтобы не ранить душу? И вообще, а может, это все ставший уже знаменитым фарт Блохина и дикая случайность? Или это просто чудо?
В вопросе о случайности ничего унижающего национальное достоинство нет. Сколько существует футбол, столько спорят о роли в нем удачи и фарта. И доля эта, безусловно, высока. Думаю, где-то процентов 50. Особенно, когда речь идет об игре на высшем уровне и в кубковых турнирах.
Да, нам попала, наверное, не самая сильная группа. Правда, положа руку на сердце спросим, а чем тот же Тунис слабее Кот-д’Ивуара или Того? А Саудовская Аравия, которая пусть при другом тренере, но в отборочном турнире дважды вынесла Южную Корею?
Да, Швейцария, наверное, слишком лихо прошла контрольные игры и старт турнира, всем понравилась, но затем подсела, да и звезд в команде не было. И Франция, где Зидан, Виейра и Анри еще могут выдать главный для них матч, видимо, организовала бы нам проблемы.
Все это правда. Но это чемпионат мира, а не Лига чемпионов протяженностью восемь месяцев. Давным-давно тренер сборной Германии, чемпиона мира 1954 года, Зепп Гербергер сказал: «Чтобы стать чемпионом мира, совершенно необязательно быть лучшей в мире командой. Надо лишь выиграть турнир, который называется «Чемпионат». Он знал, о чем говорил, — лучшая в мире на тот момент Венгрия чемпионом не стала.
Фарт нужен, причем приходит он совершенно неожиданно и так же неожиданно уходит. Украине дико не повезло в игре с Испанией, когда первый гол Хаби Алонсо забил после рикошета от стоявшего в воротах Гусева, а второй Вилья — после рикошета от Русола. В итоге Испания стала в группе первой, а Украина второй.
Но после этого Испания играла с Францией и после срезки Хаби Алонсо и рикошетом от стоявшего в воротах Пуйоля Виейра забил решающий гол. И Украина играет в четвертьфинале, а Испания едет домой. Фарт побыл на базе сборной Испании и тоже уехал.
А теперь о закономерном и, прежде всего, главной из всех закономерностей — Олеге Блохине и Семене Альтмане. Блохин как тренер рождался не на наших глазах, а в Греции. И, наверное, слава Богу. Потому что на выходе получился думающий, умеющий учиться, жесткий и даже наглый в хорошем смысле слова тренер. Тренер, который наверняка будет признан в этом году одним из лучших в мире.
Блохин, в принципе, сделал всего лишь две важные вещи: установил в команде жесткую игровую дисциплину и привил психологическую устойчивость. Дисциплиной и многим другим команда Блохина очень напоминает чемпиона Европы 2004 года Грецию Отто Рехагеля. С той лишь разницей, что у греков были полузащитники, способные отдать последний пас, а в Украине — Шевченко, а не Харистеас.
Если грубо, подход простой — каждый игрок в защите и середине поля имеет свою зону, обязан закрыть ее и страховать соседа. И когда в игре со Швейцарией все это работало, расхваленный всеми их полузащитник Барнетта вынужден был по очереди проходить Воробея, Несмачного и Ващука. Где-то по дороге он и останавливался.
Еще в отборочном цикле стало заметно, что команде Блохина, по большому счету, наплевать, с кем играть. Не в смысле тактики, а в смысле отсутствия дрожи в коленях, с которыми украинские футболисты как в сборной, так и в клубах выходили против любого мало-мальски сильного соперника.
Он постоянно жалуется, что ему некого ставить на игру, в итоге на игру выходят Гусев, Свидерский, Русол и Ротань , которых в Европе просто никто не знает, выполняют команды тренера и смотрятся людьми уровня минимум французской лиги.
Блохин, не имеющий опыта подготовки к чемпионату мира как тренер, сумел вывести из разобранного состояния игроков «Динамо» и «Шахтера», в котором они пребывали в конце чемпионата. Помнится, глядя на «золотой матч», становилось страшно за будущие игры сборной.
Блохин был личностью, когда играл и, постоянно ворча и жалуясь на здоровье, годами в одиночку вытаскивал «Динамо». Он остался таким же, ругаясь с журналистами и рассказывая, что в игре со Швейцарией сам с Кузнецовым и Балем выйдет на поле, потому что в центр защиты ставить некого.
Думаю, наши журналисты ему простят все. Иностранные не простят, но это уже проблема не Блохина, который журналистов терпеть не может, а PR-служб, которые по факту отсутствуют. И еще одному человеку надо сказать большое спасибо — Семену Иосифовичу Альтману, который многое дал команде в плане тактики и понимания игры соперников.
И еще одна закономерная вещь — это все, что было вложено в последнее время в футбол прежде всего хозяевами «Динамо» и «Шахтера». Раздача мячей Федерацией футбола в школы, уроки там и прочее — дело, конечно, нужное, но сработает не скоро. А вот то, что у молодежи есть где на родине играть и зарабатывать неплохие деньги — это стимул, который молодых, конечно, подтягивает.
Тут есть другая проблема — роста этих же людей в клубах. Не будь сборной, мы бы уже и не вспомнили, как могут играть Воробей и Гусев, например. Видимо, им в клубах хорошо. Настолько хорошо, что стремиться уже вроде бы не к чему.
Говоря о мотивации, не могу не вспомнить Шеву. Судя по общению с болельщиками, полстраны убеждено в том, что звезда наша просто бережет ноги для «Челси» и Абрамовича. Можно достаточно уверенно утверждать, что это не так. Тут дело другое — Шева, по-видимому, уверен, что лучше всех знает, как ему форму сохранять и как набирать. Наверное, знает не все. Наверное, надо было настоятельно попросить его приехать на тренировочный сбор в Турцию, где и долечить и натренировать. В итоге в первых трех играх мы получили капитана сборной, но не ее лидера.
Но даже в таком состоянии Шева был незаменим. Ведь все прекрасно понимают — упади в игре с Тунисом в штрафной Милевский, судья бы и бровью не повел. А тут — ну раз уж сам Шева грохнулся, ну точно чего-то да было.
Завтра
Чемпионат еще не закончился, эти строки пишутся до игры с Италией, а некоторые соображения уже приходят в голову. Вы обратили внимание, что все победы — и в Германии, и на молодежном чемпионате Европы в Португалии — пришли к нам в то время, когда футбол перестали путать с политикой?
Ведь это еще совсем недавно на выборы 1998 года шла «команда молодости нашей», еще около двух лет назад президентская ложа на играх «Динамо» и «Шахтера» была битком набита народом, многие из которых этот футбол терпеть не могли, но терпели, потому что «папа» был рядом и имелся шанс порешать вопрос-другой.
И игры «Динамо» и «Шахтера» были исключительно футбольно-политическими играми, где доказывалось, кто круче не только на поле, а в масштабах всей страны, ее экономики и в том числе топливно-энергетическом комплексе.
В принципе, VIP-ложа на стадионе в Берлине немного напомнила старые, добрые времена. Были там и Ринат Ахметов, и Игорь Коломойский, и другие уважаемые люди. Даже Виктор Медведчук был. Вот только прошел он мимо Ахметова как-то... Может, конечно, они раньше поздоровались. А может, почетный президент «Шахтера» просто не понял, кто перед ним. А действительно, кто?
Политическая реформа и выбор президента в пользу пчел сделали свое дело. Надо сказать, очень полезное для футбола дело. Григорий Суркис теперь абсолютно органично смотрится в роли, которая ему просто по душе. И говорит он о футболе с болью после неудач, и смотрится счастливым после побед. Сборная Украины в Германии — это и его победа.
Поменялось многое, в том числе и примета о фартовости президента. Многие знают, что появление на игре сборной Леонида Кучмы считалось предвестником поражения. Многие думали, что дело в должности. Нет, редкие появления на стадионе Ющенко да и звонки его перед игрой пока что не подводили.
Возникает вопрос о трансферной политике наших клубов. Ведь что получается: они покупают румыно-бразило-сербо-хорватский легион не первого уровня за достаточно большие деньги. В итоге все сборные Восточной Европы вылетают на ЧМ быстро, кое-кто с треском, а Украина с двумя легионерами (не считая российских) проходит в четвертьфинал.
Так, может, не стоит собирать уж в таком количестве дублеров тех, кто оказался ниже нас? Может, стоит промотивировать наших же пацанов, для чего не платить им сразу несоразмерные их мечтам деньги, а перспективку показать — мол, будешь работать, сынок, и твои $30 тыс. в месяц никуда не денутся?
Футбол отбился от политики, но не стал бизнесом. Речь, конечно, не идет об окупаемости клубов, что в наших (да и не только в наших) условиях вещь нереальная. Речь идет о том, чтобы вернуть народ на стадионы. Точнее, удержать тех, кто осенью обязательно пойдет посмотреть на своих героев. Лучшего времени для того, чтобы включить маркетинговые механизмы, не будет.
Кстати, все ли помнят, с кем сборная Украины будет играть в отборочном турнире чемпионата Европы-2008? С Францией и Италией. Три четвертьфиналиста ЧМ в одной компании. Какую там в Германии группу называли «группой смерти»?