Как уже сообщало «ЗН», на прошлой неделе стало известно о том, что Виктор Ющенко подписал указ об отставке с поста первого заместителя председателя Службы безопасности Украины Александра Скибинецкого, назначенного на эту должность новым руководителем службы Александром Турчиновым. Один из наиболее опытных сотрудников спецслужбы, Скибинецкий стал известен широким кругам после того, как в ноябре 2004 года, в разгар оранжевой революции, обратился к сотрудникам правоохранительных органов от имени ветеранов СБУ с призывом не допустить кровопролития на улицах.
Кадровое решение Президента подвигло председателя СБУ на беспрецедентное заявление. Отставку Скибинецкого он назвал неожиданной и предположил, что данный шаг «стал следствием интриг и доносов со стороны секретаря СНБОУ Петра Порошенко». При этом Турчинов заявил, что считает Скибинецкого высокопрофессиональным, честным и принципиальным офицером.
В ответ на это секретарь Совбеза сообщил, что лично он к Скибинецкому не имеет никаких претензий. Однако заметил, что не видит ничего противоестественного в том, что «новая власть исправляет определенные кадровые ошибки». И в свою очередь обвинил Турчинова в неуважении к главе государства, намекнув, что авторы подобных заявлений должны уходить в отставку.
Турчинов в отставку не подал. И уволить опального Скибинецкого из органов государственной безопасности не дал. Как стало известно «ЗН», в настоящее время генерал-лейтенант является руководителем группы советников при главе СБУ. Однако, по нашим сведениям, его пребывание в рядах сотрудников Службы безопасности не будет долгим. Утверждают, что бывший первый зампред спецслужбы задержался на Владимирской по личной просьбе Александра Турчинова, чтобы помочь новому руководителю войти в курс дел. Как только Александр Матвеевич справится со своей миссией, он уйдет из СБУ.
Нам известно, что целый ряд изданий пытались взять комментарий у г-на Скибинецкого, однако он отказывался идти на контакт с прессой. Для «Зеркала недели» генерал сделал исключение.
— Вы покинули стены СБУ, уйдя с поста первого зама еще во времена Деркача. Не согласились возглавить службу в последующие годы. Отказались работать с Радченко и Смешко. Почему Вы согласились работать при этой власти?
— Я хотел помочь новой власти изменить к лучшему положение в стране, в частности, в том, что касается работы Службы. Лично для себя я ничего не искал. Ни чинов, ни должностей. За шесть лет после моего первого ухода из Службы я нашел свое место в жизни, и никакие чины, награды и материальные блага меня не интересовали и не интересуют.
— Какая причина Вашего увольнения содержалась в указе Президента о Вашей отставке, и вообще знакомы ли Вы с текстом указа?
— Указ подписан 17 марта, ознакомили меня с ним 18 марта. Причина увольнения в тексте указа не содержалась.
— В своем заявлении глава СБУ Александр Турчинов отметил, что причиной Вашей отставки стали доносы секретаря СНБОУ Петра Порошенко. О какой информации, повлиявшей на решение Президента и переданной ему Петром Порошенко, идет речь?
— Трудно сказать, кроме туманных намеков о причинах моей отставки мне конкретно ничего не известно. Но мне как гражданину, живущему в правовом государстве, а по-моему, именно за это боролись люди на Майдане, хотелось бы знать, кто, на каком основании, с чьей санкции и по чьему заданию собирал обо мне «секретную информацию», кто ее засекретил и положил на стол Президенту? Возможно, я даже обращусь в Генпрокуратуру, чтобы проверить правомерность таких действий.
— Приходилось ли Вам ранее пересекаться с Петром Порошенко и возникали ли при этом конфликтные ситуации?
— Не пересекался и не планировал.
— В каких отношениях Вы находитесь с Владимиром Сивковичем?
— С Сивковичем меня связывают достаточно давние отношения как с коллегой по работе в органах госбезопасности. Я действительно руководил его избирательным штабом во время парламентских выборов 2002 года. На те ошибки, которые он совершает, как человек и как политик, в том числе и как глава парламентской комиссии по расследованию обстоятельств отравления кандидата в президенты, я ему всегда указывал прямо и открыто. Добавлю, что не я приглашал Сивковича возглавить эту комиссию, а как раз те, кто сегодня тычут в меня пальцем. Если мое знакомство с Сивковичем является компрометирующим, то еще могу добавить информации подобного рода. Я уроженец Донбасса, более того, я родился в одном городе с активным участником избирательной кампании Януковича Иосифом Кобзоном.
— Правда ли, что именно Вы по распоряжению главы СБУ Александра Турчинова руководили операцией по пресечению не совсем законных попыток захвата облэнерго, предпринятых Константином Григоришиным?
— Я действительно занимался, в пределах компетенции Службы, вопросом недопущения противоправных силовых действий в процессе изменения собственников ряда облэнерго.
— Как восприняли в Службе безопасности Вашу отставку?
— Реакция председателя Службы известна. А в коллективе, насколько я понимаю, восприняли с большим недоумением. Особенно удивляет комментарий о «кадровой ошибке». Я боюсь, что самая большая кадровая ошибка у нас в стране и занимается дезинформированием общественности, в том числе и Президента. Такие действия явно не укрепляют авторитет новой власти.
— Многие в Службе безопасности восприняли приход Александра Турчинова весьма настороженно и даже конфронтационно. Удастся ли ему, по Вашему мнению, стать ни номинальным, а реальным главой СБУ?
— Если и была настороженность, то она быстро улетучилась. На удивление многих гражданский председатель быстро вошел в курс дела и нацеливает Службу на решение конкретных задач, одной из которых является выработка новой концепции реформирования СБУ с целью повышения эффективности ее работы по предотвращению реальных угроз национальной безопасности страны.
— Кого Вы хотели бы видеть на своем месте (месте первого зампреда) и есть ли на сегодняшний день у Турчинова кадровое решение этого вопроса?
— На месте первого зампреда я бы хотел видеть компетентного, опытного профессионала, хорошо знающего Службу безопасности изнутри, который мог бы стать надежной опорой председателю Службы. Варианты решения этого вопроса имеются.