UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГДЕ НАМ ТАКОГО ВЗЯТЬ?

Уже который месяц в Украине пытаются осознать, кто же из ведущих кандидатов на пост президента страны может заслужить российскую поддержку...

Автор: Виталий Портников

Уже который месяц в Украине пытаются осознать, кто же из ведущих кандидатов на пост президента страны может заслужить российскую поддержку. Оговорюсь, что с моей точки зрения сама постановка этого вопроса является спекулятивной. Говорить о российской поддержке вообще не приходится. Вопреки телевизионной реальности, российская элита все еще разобщена — у составляющих ее группировок различные представления о своих интересах. А ведь с их точки зрения интересы России — это и есть интересы их группировок. Далее следует понять, какой именно поддержки ожидают в Украине. Денег? Благословения Путина? Отчетливого понимания, к кому именно благоволят в Кремле? Но что изменит это понимание? И что смогут всерьез изменить эти деньги?

Для того, чтобы понять, кого может поддержать российская элита, необходимо помнить, что это класс энергичных реалистов с фантастическим мышлением. Россияне — реалисты в экономике, в том, что сами они считают бизнесом. Но о своей стране, о ее истории, соседях, месте в мире представления у них совершенно фантастические. Исходя из этого, попробуем представить, кого предпочла бы российская элита, если бы ей удалось достичь единства по украинскому вопросу.

Если бы российская элита мыслила исключительно экономическими категориями, она предпочла бы Виктора Ющенко. Бизнесмены, окружающие бывшего премьер-министра, по уровню своего влияния и количеству аккумулированных денег не сравнимы с олигархами у трона Леонида Кучмы. Отсутствие у Ющенко собственных глобальных экономических интересов россияне зафиксировали еще в период, когда Виктор Андреевич возглавлял украинское правительство. Проще говоря, если бы приватизация «Криворожстали» проходила бы при президенте Ющенко, хозяином кампании мог бы стать Алексей Мордашов, а не Ринат Ахметов с Виктором Пинчуком. Не утверждаю, что это действительно было бы так — имею в виду, что в России могут так думать. Но этого недостаточно.

Потому что образ Виктора Ющенко в России таков: он — прозападный, он — американский проект, он женат на иностранке-американке. Его сторонники — националисты из западных областей Украины, те самые, которые никак не могут согласиться с очевидной мыслью о том, что Украина — это просто выдумка. Таким образом, победа Ющенко будет восприниматься как однозначное поражение России, как переход Украины в пресловутую американскую сферу влияния... Поскольку же Кремль мыслит еще и телевизионными категориями, напрашивается: это будет плохо смотреться по телевизору.

Зато хорошо будет смотреться победа Виктора Януковича. Представитель восточных областей Украины, выдвиженец власти, сторонник российско-украинского экономического сотрудничества, всяких там ЕЭПов — чего еще желать? Но поддержке Януковича мешает железная хватка — лично премьера и родных ему «донецких». Если до истории с «Криворожсталью» у россиян еще были подозрения, что в случае победы Януковича на президентских выборах они вряд ли смогут рассчитывать на участие в разделе украинской собственности, то после не самого элегантного отлупа, полученного Алексеем Мордашевым, все стало ясно окончательно. И то, что в приватизации украинского металлургического гиганта участвовали именно Виктор Пинчук с Ринатом Ахметовым, — более чем символично. Потому что демонстрирует и российским предпринимателям, и лоббирующим их интересы политикам простую вещь: россиянам нечего ожидать ни от донецких, ни от семейных. Так почему, скажите на милость, нужно поддерживать Януковича? Только из-за предпочтительности телевизионной картинки?

Еще большее раздражение может вызвать в Кремле донецко-ющенковская коалиция, о которой так любят рассуждать некоторые украинские политики и наблюдатели. Для украинских кланов такая коалиция — действительно любопытное изменение ситуации. А для россиян прозападный президент Ющенко и неуступчивый продонецкий премьер Янукович в одном флаконе — что нож вострый. Таких ни по телевизору не покажешь, ни денег с ними не заработаешь... Ну и зачем они России нужны?

Можно еще представить себе, что Россию устроил бы Леонид Кучма — если бы решился пойти на третий срок. Но пока что Президент уверяет, что баллотироваться не собирается. В Москве вообще могут считать, что Кучма, если решится задержаться на Банковой, обойдется без поддержки извне. И, кроме того, особого рвения в поддержке действующего Президента также проявлено быть не должно. В особом внимании к российским экономическим интересам Леонид Данилович был замечен только тогда, когда эти интересы совпадали с его собственными — экономическими или политическими... В конце концов, «Криворожсталь» остается не где-нибудь, а в семье Президента...

Об интересе к другим украинским претендентам говорить пока что не приходится. В Москве привыкли ставить на победителей: представить себе, что таким победителем окажется Мороз или Кирпа, действительно непросто. Железнодорожный монарх, впрочем, еще может быть воспринят благожелательно, если его хотя бы приватно назовут кандидатом власти. Мороз же символизирует левые силы, которые в Кремле не в чести — не говоря уже о том, что бывший спикер сочетает левые убеждения с государственнической риторикой, не вызывающей у наших соседей особого энтузиазма...

Складывается, таким образом, парадоксальная ситуация. Россия может повлиять на украинские выборы, но ей некого на этих выборах поддерживать. Сама логика развития политических процессов в Украине входит в противоречие с российскими интересами. России нужен такой президент Украины, который выступал бы с громкими интеграционными заявлениями и отдал бы россиянам все, что они не попросят. Ну и где нам такого взять?