До сих пор Париж не баловал Киев особыми проявлениями внимания. Отношения развивались, - как бы это сказать поделикатнее, - почти самплывом, лишь с легким, косметическим вмешательством правительственных и дипломатических структур. Шутка ли - Франция является единственным государством Европейского союза, чей не только президент, но даже премьер-министр или хотя бы министр иностранных дел ни разу не посетили Украину.
Впрочем, с визитом министра иностранных дел вроде бы наметились положительные изменения. Согласно данным, просочившимся из французских дипломатических кругов, господин Юбер Ведрин запланировал осуществить поездку в Киев до конца нынешнего года. Что касается президента Ширака, его официальный визит в Украину вписан в распорядок поездок на будущий год. Президентская администрация осторожно обещает уточнить дату к концу года.
Ведрин, имеющий репутацию убежденного сторонника расширения ЕС на Восток, начинает потихоньку пробовать на зуб новых потенциальных кандидатов в Европейский союз. И хотя Украина еще не заявляла вслух о своей целенаправленной ориентации на Запад, многие политологи прогнозируют, что подобное вполне может случиться через каких-нибудь пару лет.
О том, что французы большей частью не знают Украину, давно известно и подтверждено цифрами. Французские инвестиции в украинскую экономику представляют собой лишь 1% от общей суммы капиталовложений (11-12 миллионов долларов). Товарооборот-96 между двумя странами составил порядка 3793 млн. долларов, причем Украина имеет в нем негативное сальдо. Состояние банковской системы, равно как и украинской экономики в целом, не позволяет предполагать, что прямо завтра ситуация рывком изменится к лучшему. И все же положительные сдвиги - налицо.
До сих пор официальный Париж считал, что не знать Украину - не такое уж большое упущение. И только сейчас, на шестом году украинской независимости, Франция начала осознавать, что достаточно перспективный рынок почти полностью уплыл из ее рук. И что пора бы перейти к решительным мерам.
Доказательством такого «прозрения» являются сразу два коллоквиума, состоявшиеся на этой неделе на достаточно серьезном уровне. Один из них, чисто экономический, организован Торгово-промышленной палатой Франции для предпринимателей, собирающихся инвестировать в Украину.
Приятным сюрпризом был общий доброжелательный тон докладчиков, каждый из которых имеет опыт работы с украинским партнером. Выступали высокие ответственные лица «Credit Lionnais», работающие в украинском филиале, представитель крупнейшей пищепроизводительной фирмы «Beigne», директор филиала косметической фирмы «L'Oreal», директор «Alcatel-Europe», экономический советник французского посольства в Киеве… Все они, более или менее сдержанно, приглашали французский бизнес работать на украинском рынке.
Любопытные бизнесмены заполнили зал до отказа. Большинство слушателей представляло средний и крупный бизнес; как выяснилось в кулуарах - подавляющая часть фирм «еще не работают, но подготовили проект» для Украины. По системам страхования предприятий, банковского аудита, переработке сельскохозяйственной продукции, электроники, торговли, строительства… Во время неформальных дебатов французские предприниматели достаточно настойчиво высказывали подозрения, что «некоторые заинтересованные в украинском рынке страны нарочно сгущают краски, изображая ужасы украинского кризиса, чтобы получше укорениться самим».
Поворотным моментом бизнес-идеологии французов можно считать слова господина Клода Моран-Фера, директора французского предприятия «Agroprom»: «Наши друзья немцы и американцы давно протоптали дорожку на украинский рынок. Они присылают специалистов в совершенстве владеющих либо украинским, либо русским языком. Немцы продают свой йогурт, сделанный не на молочной основе, а на порошках. И украинцы покупают только потому, что это красиво упаковано. Наши, французские, йогурты вкуснее и качественнее! Почему мы не продаем их украинцам?»
Реакция поступила незамедлительно. Представитель фирмы «Beigne» в Украине Ив Массо сообщил, что его предприятие как раз разработало соответствующий проект и ищет надежного местного партнера.
Второй, политическо-культурнический коллоквиум организован Институтом славянских исследований. Он назывался «Опыт политической и социальной трансформации в России и Украине: взгляд из Восточной Европы и взгляд из Франции». Украину представляли редакторат журнала «Політична думка» Владимир Полохало и Олег Билый, зав.кафедрой политологии Киево-Могилянской академии Александр Дергачев, зав.отделом Института философии АН Украины Евгений Быстрицкий, вице-президент фундации «Українська перспектива» Николай Томенко и сотрудница Института социологии Вера Вовк.
Политологам приходится сложнее, чем коммерсантам, которые без колебаний идут на запах денег. Образованные французы, заучив смолоду пророссийские исторические клише, переучиваться больше не желают. Причем чем престижнее диплом, тем упорнее отстаивается собственная эрудированность, а значит - идеи «колыбели трех братских народов», «единых корней», «общей культуры» и т.д.
Коль скоро парижские гуманитарии охочи до всяческих семинаров и дискуссий, Институт славянских исследований и особенно профессор Даниэль Бовуа (кстати, ни капли украинской крови не имеющий) вынуждены демонстрировать чудеса терпимости, десятки раз доказывая с пеной у рта, что «Украина - это не Россия», а украинский язык существует как самостоятельная лингвистическая система не одну сотню лет. Увы, это пока единственное крупное научное учреждение во Франции, серьезно изучающее Украину.
Конечно, совпадение двух коллоквиумов во времени - еще не аргумент в пользу потепления отношений по оси Париж-Киев. Хотя отношения не могут потеплеть, ибо их никто специально не замораживал. Они просто еще не начались по-настоящему.