UA / RU
Поддержать ZN.ua

Формирование интеллектуальных активов — наша опора в третьем тысячелетии

Среди факторов успешного существования компаний третьего тысячелетия международные специалисты...

Автор: Сергей Мосов

Среди факторов успешного существования компаний третьего тысячелетия международные специалисты выделяют несколько составляющих интеллектуального капитала: рыночные и человеческие активы, интеллектуальную собственность и инфраструктуру знаний. Анализируя приоритетность каждой составляющей, следует подчеркнуть, что основополагающими являются человеческие активы, а все другие — производные от них. И среди последних приоритет следует отдать в первую очередь интеллектуальным активам — результатам умственной деятельности человека.

Наиболее актуальной для современной Украины является проблема интеллектуальной собственности, поскольку в условиях обострения глобальной конкурентной борьбы стране необходимо как можно быстрее найти еще не занятые ниши в мировой экономике.

Термин «интеллектуальная собственность» обычно применим к патентам, авторским правам, товарным знакам, производственным секретам, оригинальным технологиям и ноу-хау.

Патент как право собственности, предоставленное изобретателю государством, является исключительным. Наличие же портфеля патентов выступает активом лишь в случае грамотного управления им. Патенты можно использовать как для защиты права собственности, так и для конкурентной борьбы на рынке. Ряд патентов, например, оформляется лишь для того, чтобы помешать конкуренту в выпуске нового товара на рынок или для возведения барьеров инвестициям в коммерческое производство изобретенного товара. В таких случаях могут возникать патентные войны.

Поучительным примером негативных последствий таких войн является ситуация, набирающая обороты в Российской Федерации. В начале 90-х ранее засекреченные российские предприятия и работающие на них инженеры начали выходить на внешние рынки. Одновременно экономический кризис и сокращение внутренних заказов на вооружение поставили оборонные предприятия на грань выживания. Этой ситуацией не могли не воспользоваться крупные зарубежные производители вооружений и военной техники — тем более что Россия начала предпринимать попытки продвижения своей качественной и относительно дешевой оборонной продукции на новые рынки. Первые же исследования, проведенные ФАПРИД (федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения) показали, что ситуация близка к катастрофе: сотни изобретений российских авторов, применяемых как на существующих, так и на только разрабатываемых системах вооружений и военной техники, уже запатентованы зарубежными фирмами и юридически больше не принадлежат российским предприятиям.

А какова ситуация в Украине? По данным Государственного департамента интеллектуальной собственности, с 1999 года активно растет количество заявок, подаваемых иностранными заявителями, на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В первом полугодии 2005-го доля заявок от иностранных заявителей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 10% (с 26 до 36% ). На рынке интеллектуальной собственности Украины активно действуют Россия, США, Германия, Франция, Великобритания и Швейцария. Патентуют свои изобретения также Беларусь, Чехия, Польша, Эстония, Республика Корея.

Возрастание доли иностранных заявителей в общем количестве поданных заявок на изобретения до 36% должно стать серьезным звонком для правительства. Если такой рост происходит в условиях действия постановления КМ Украины от 23 декабря 2004 года №1716, в котором были учтены финансовые требования Соглашения ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности) в связи с курсом Украины на вступление в ВТО, то какие последствия для страны может иметь принятие правительством предложений Минэкономики по увеличению размеров сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности?! В соответствии с этими предложениями, для национальных заявителей из числа юридических лиц сборы увеличиваются в 15—30 раз, из числа физических лиц — в 3,3—7 раз.

Это может привести не только к ограничению существующих прав граждан Украины и сделать невозможным для значительного количества потенциальных заявителей — граждан и бюджетных организаций — осуществление прав на охрану их творческих достижений, но и к значительному росту доли иностранных заявителей, которые могут использовать полученные патенты не столько для защиты своих прав, сколько для организации в ближайшем будущем жесткой конкурентной борьбы на украинском рынке товаров. Более того, такой шаг может привести к ситуации, когда украинский интеллект станет перетекать к иностранным компаниям, а авторами патентов, которые будут принадлежать иностранным компаниям, могут стать украинские изобретатели. Украина не должна и не имеет права наступать на «интеллектуальные грабли», на которые, как указывалось выше, уже наступила Россия.

Другой составляющей интеллектуальной собственности, имеющей важное значение для существования компании на рынке, является товарный знак, который, как служебный пропуск, выполняет четыре основные функции: различает соответствующие товары и услуги, указывает на их происхождение, определяет их качество и способствует их продвижению на рынке.

Сегодня, наряду с тенденцией общего увеличения количества заявок на знаки для товаров по национальной процедуре от украинских заявителей, наблюдается и тенденция активного роста числа заявок от иностранных компаний. Так, в первом полугодии 2005 года доля «иностранных» заявок в общем их объеме составляет 20%, а за аналогичный период прошлого года — 14%. При этом наибольшее количество заявок подают заявители из США, России, Германии и Швейцарии.

Несомненно, еще одной важной составляющей интеллектуальной собственности является авторское право. Это также актив, поскольку его обладатель может продавать такие оригинальные авторские произведения, как книги, живопись, архитектура, музыкальные композиции и компьютерные программы, выдавать на него лицензии, приумножая таким образом свое благосостояние. Только в США такой сектор экономики, как индустрия создания произведений, охраняемых авторским правом, ежегодно приносит стране доход, превышающий 238 млрд. долл.

Что касается Украины, то за последние годы предприняты активные шаги по разработке необходимой правовой базы по защите авторского права, которая в целом создана и позволяет надлежащим образом осуществлять защиту авторского права и смежных прав.

Еще одним компонентом интеллектуальной собственности является производственный секрет, то есть информация, которой не владеют остальные представители данной отрасли. Производственные секреты, как правило, защищаются посредством заключения конфиденциальных соглашений или договоров о неразглашении, в которых указывается срок действия данного соглашения и условия сохранения тайны.

И последняя составляющая интеллектуальной собственности — ноу-хау, определяемая как совокупность человеческих знаний (явных/скрытых) по определенной тематике. Несмотря на существование некоторых компьютерных систем, демонстрирующих в целом ряде случаев осмысленную работу, ноу-хау все еще остается исключительным продуктом деятельности человеческого мозга.

Учитывая важность интеллектуальной собственности как актива, каждая украинская компания, стремящаяся преуспеть в третьем тысячелетии, должна ответить на вопрос о том, какие интеллектуальные активы способствуют или каким образом будут способствовать достижению ее целей? За последнее десятилетие именно развитие экономики, технологий и права обусловили повышение международного внимания к интеллектуальной собственности. Глобализация и либерализация мировых рынков обострили конкуренцию между компаниями. Ресурсы интеллектуального характера, в противовес материальным активам, приобретают решающее значение для обеспечения устойчивого развития благодаря своим уникальным особенностям. В частности, в связи с тем, что в отличие от таких традиционных ресурсов, как земля, труд и полезные ископаемые, интеллектуальный ресурс является неистощимым и возобновляемым.

Знания и изобретения всегда играли важную роль в прогрессе человечества в целом. Но особенно в последние годы их развитие стало главным фактором стимулирования экономического роста. Одним из наглядных примеров является Финляндия, которая вошла в ХХ век экономически отсталой страной и, казалось, была обречена веками оставаться на задворках мировой экономики. Но за несколько десятилетий финны смогли построить экономику, которая по данным Всемирного банка, занимает сегодня 14-е место в мире по ВВП на душу населения. Другой пример — побежденная, разрушенная войной, опустошенная двумя ядерными взрывами, безвылазно сидящая на голодном нефтяном пайке Япония. Но вот проходит полстолетия — и мир в изумлении от «японского чуда» ХХ века: экономика выходит на второе место в мире по валовому доходу, ежегодно производя товаров на 4,8 трлн. долл. Главный секрет успеха экономик этих стран в том, что финны и японцы смогли найти свои уникальные ниши на мировом рынке благодаря разработке и внедрению новых технологий в перспективных ключевых отраслях, развитие которых было ориентировано на мировой спрос в ближайшие десятилетия.

Существуют ли потенциальные прорывные ниши на мировом рынке для Украины? С учетом результатов опроса, проведенного в прошлом месяце среди ведущих экономистов страны газетой «Аргументы и Факты в Украине», к самым привлекательным отраслям Украины следует отнести: 1) информационные технологии (прежде всего программное обеспечение), 2) высокотехнологичное машиностроение (в первую очередь авиастроение) и 3) военно-промышленный комплекс.

Информационные технологии выступают локомотивом мирового прогресса и являются основой конкурентоспособности ведущих экономик мира. Украина имеет шанс для прорыва на рынке информационных технологий благодаря накопленному интеллектуальному потенциалу, и обладая молодой, но быстрорастущей индустрией информационных технологий. Подтверждает этот вывод и анализ результатов исследований консалтингового агентства «Маркет-Визио». Так, объем экспорта услуг и продуктов в сфере информационных технологий вырос за 2004 год на 40% и составил около 70 млн. долл. Украинская отрасль по экспорту информационных технологий находится в фазе активного развития. Около 60% всех отечественных компаний было основано в течение последних пяти лет. На этот же период приходится и начало экспортной активности 75% компаний. В экспортную деятельность вовлечено более 300 украинских компаний. В них работают около десяти тысяч специалистов по вопросам информационных технологий, большая часть которых имеют высокий уровень квалификации и владеют самыми современными технологиями.

Сегодня крупнейшие компьютерные компании Украины рассматривают вопрос разработки стратегии создания «восточноевропейской силиконовой долины» — системы десятков компактно расположенных научно-исследовательских и производственных компаний, специализирующихся на разработке, усовершенствовании и продаже компьютерных программ и новейшего оборудования.

Достаточно высок интеллектуальный потенциал Украины и в авиастроении. Наша страна входит в пятерку стран, которые также имеют новейшие технологии в этой сфере. Именно в Украине построен самый большой в мире грузовой самолет АН-124-100 «Руслан». Согласно экономическим прогнозам, мировой спрос на наши «Русланы» будет ежегодно расти на 8—15%. Особого внимания заслуживает военно-транспортный самолет АН-70, который в случае запуска в производство не будет иметь конкурентов в ближайшие 50 лет.

Уже не первый год Украина входит в десятку стран по экспорту вооружения и военной техники, который ежегодно приносит в казну страны не менее 500 млн. долл. Кроме традиционных вооружений, Украина может предложить новую высокоточную и высокотехнологичную военную технику. Например, образцы новых современных радарных систем, систем радиоразведки и радиоподавления, а также системы управляемых на последней стадии полета снарядов. Именно украинские «Кольчуги» в результате бесплатной, хотя и скандальной рекламы стали, пожалуй, самой известной в мире системой пассивного слежения.

Однако следует отметить, что в развитии интеллектуального потенциала страны существуют объективные барьеры, которые необходимо преодолевать. Первый из них — недостаточное финансирование науки, которое за последнее десятилетие ни разу не достигало того порогового значения, начиная с которого можно надеяться на существенное влияние науки на развитие экономики. При этом доля бюджетных ассигнований на науку до последнего времени демонстрировала выразительную тенденцию к уменьшению: с 2,3% ВВП в 1990 году до 0,31% ВВП в 2002-м. Характерно, что доля ВВП, которая расходуется на научные исследования в Украине, в 2—2,5 раза меньше по сравнению с уровнем ведущих стран мира.

Как же можно в таком случае надеяться на дальнейшее развитие и усиление интеллектуальных активов в перспективных для Украины сферах, если соответствующие затраты на научные исследования из расчета на одного ученого в Украине (по данным Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М.Доброва НАН Украины) почти в три раза меньше по сравнению с Россией, в 18 раз — Бразилией (!), в 34 раза — Южной Кореей и более чем в 70 раз — по сравнению с США. В то же время следует отметить, что этот параметр становится одним из важнейших показателей, который обязательно будет учитываться при вступлении страны в Европейский Союз.

Второй барьер — образовательный. Известные экономисты высказывают предположение о том, что накопление знаний является движущей силой экономического роста. Согласно этой точке зрения, для стимулирования экономического роста государственная политика должна поощрять капиталовложения в новые исследования и разработки, а также субсидировать программы, развивающие человеческие ресурсы. Высокие мировые стандарты требуют улучшения знаний не только у работников, но и у руководителей. К примеру, в Южной Корее ежегодно на образование государство тратит около 13% ВВП (для сравнения, в Украине — 4,5%), при этом основные средства выделяются под ключевые для страны секторы экономики. А потому не стоит удивляться, что с таким подходом Южная Корея смогла стать одним из лидеров среди «восточноазиатских тигров».

В Украине нет пока единого понимания необходимости активного развития человеческих активов. Сегодня, к сожалению, уже возникли проблемы, связанные даже с дошкольным образованием, особенно в сельской местности. А ведь без этой первичной системы предоставления знаний достаточно сложно в перспективе сформировать нужную обществу творческую личность. В Украине, по данным ООН, дошкольным образованием охвачены только 45% общего количества детей дошкольного возраста, хотя для некоторых регионов этот показатель значительно ниже: 22% — в Ивано-Франковской области и 26% — во Львовской и Ривненской областях.

Учитывая стремление Украины стать одним из лидеров в ключевых для страны отраслях, следует, по нашему мнению, направить сегодня государственную политику на разработку стратегии создания, накопления и развития человеческих и интеллектуальных активов, а также на совершенствование методов эффективного управления ими. Это позволит реализовать оптимистичные прогнозы экономистов, которые говорят, что через 50 лет Украину в мире будут узнавать прежде всего по ее информационным технологиям, авиакосмической и военной технике.