В четверг, 19 декабря, в Париже Международная группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем, рассматривала украинский вопрос. Итоги для Киева оказались не слишком утешительными. FATF рекомендует странам—членам организации ввести санкции в отношении Украины. Мотивируется это тем, что наша страна не приняла эффективного соответствующего мировым стандартам закона о предотвращении отмывания средств, полученных преступным путем. Как отмечают в FATF, Украина в декабре приняла закон о борьбе с отмыванием «грязных» денег, однако этот документ не учитывает пожелания FATF, высказанные в июне 2001 года.
Киеву, правда, предоставили небольшую отсрочку. 12—14 февраля будущего года борцы с «грязными» деньгами снова соберутся на свое пленарное заседание в Париже, и тогда украинская тема зазвучит снова. FATF выражает надежду, что «в оставшееся до заседания время Украина внесет необходимые дополнения в свое законодательство».
По иронии судьбы, на том же заседании FATF решила не применять санкции к Нигерии, которая 14 декабря приняла закон о борьбе с отмыванием «грязных» капиталов. Эти изменения в нигерийском законодательстве удовлетворили комиссию, и в далекой африканской стране сейчас могут перевести дыхание. Ну а прекратится ли поток знаменитых «нигерийских писем», покажет ближайшее будущее.
Объявленные против Украины санкции оказались едва ли не юбилейными. Год назад первой страной, против которой их ввела FATF, стал столь любимый украинскими банкирами остров Науру. Теперь добрались и до нас.
Парижское решение не обещает нашим банкирам ничего хорошего. Для кредитной организации, зарегистрированной в стране, против которой введены санкции FATF, резко затрудняется поддержание корреспондентских отношений с зарубежными банками. Все перечисления денег с участием банков из такой страны подвергаются жесткому контролю, а нефинансовым учреждениям Организации экономического сотрудничества и развития рекомендуется проявлять «повышенную осторожность» при работе с тамошними партнерами.
А ведь еще в четверг премьер-министр Украины Виктор Янукович предупреждал… С самого утра, придя на заседание в Верховную Раду, он настаивал, чтобы депутаты на время оставили политические споры и немедленно приняли поправки к закону о борьбе с отмыванием «грязных» денег. Премьер подчеркивал, что 19 декабря — последний день, когда парламент может сделать это во избежание санкций со стороны FATF.
Официальной реакции на сообщение пока мало. Разве что госсекретарь Министерства финансов, директор департамента финансового мониторинга Алексей Бережной сообщил, что Украина надеется на пересмотр решения в феврале 2003 года.
Кстати, в тот же четверг известный украинский парламентарий Сергей Терехин спрогнозировал, что FATF ни в коем случае не введет немедленно против Украины санкции, связанные с непринятием поправок к закону о борьбе с отмыванием денег. Как передало интернет-издание ForUM, он был «согласен упасть у журналистов в глазах в качестве экономического аналитика, если это завтра произойдет». Тогда же была высказана мысль по поводу спешки с принятием поправок к закону: мол, даже если парламент примет их в тот же день, закон-то вступит в силу только в мае.
Отмечая главные недостатки поправок, предложенных Кабмином, С.Терехин назвал в первую очередь внесение в законопроект пункта, позволяющего относить к сомнительным практически все финансовые операции граждан Украины. Второй, по его словам, недостаток — исключение из ранее принятого закона пункта, согласно которому в споре налогоплательщика и сборщика налогов при равноправных доказательствах побеждает первый.
Похоже, что Сергей Анатольевич спор не выиграл. Конечно, можно спорить, насколько слово «рекомендовать» равнозначно «немедленному вступлению в силу». Но однозначно ясно одно: многомесячную парижскую дискуссию Украина проиграла. В Верховной Раде.