Оценочная миссия Международной организации по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем (FATF), находившаяся в Украине на минувшей неделе, работала в основном в режиме приема информации. Никаких официальных заявлений не делали ни ее сотрудники, ни украинские чиновники, с которыми они встречались. Итоги работы миссии будут обнародованы в докладе для Европейской контрольной группы FATF, которая на февральской сессии должна принять решение о целесообразности дальнейшего пребывания Украины в списке стран, отказывающихся от сотрудничества. Ожидается, что нашу страну из этого списка исключат. По крайней мере, по сообщениям многих чиновников, политиков и финансистов, с которыми встречались члены миссии, последние выражали «чувство глубокого удовлетворения». Кроме того, у FATF есть страны, требующие неотложного внимания, — например, в ноябре минувшего года жертвой ее санкций пала Мьянма. Однако нам не следует расслабляться. Вероятность того, что вопрос исключения из «черного списка» может быть использован для давления на Украину с целью решения тех или иных внутри- или внешнеполитических вопросов, сохранится вплоть до самого решения сессии.
Возглавлял оценочную миссию FATF старший советник исполнительного офиса по вопросам борьбы с финансированием терроризма и финансовыми преступлениями США Чарльз Отт. Кроме него, в нее вошли представители Великобритании, Нидерландов, России, Франции и Швеции. Кстати, швед Нильс-Гуннар Даниэльсон в свое время участвовал в работе группы, по докладу которой была выведена из «черного списка» Россия.
За неделю работы миссия выслушала доклады большого количества ответственных за различные фронты борьбы с отмыванием денег. Первыми докладчиками стали премьер-министр Виктор Янукович и первый вице-премьер Николай Азаров, а также члены специально сформированной украинской рабочей группы в составе руководителей Национального банка Украины, Генеральной прокуратуры, МВД, Госфинмониторинга, двух Госкомиссий — по регулированию рынков финансовых услуг и по ценным бумагам и фондовому рынку, СБУ, ГНАУ, Гостаможслужбы, Ассоциации украинских банков и Лиги страховых организаций Украины. Во вторник работа миссии сосредоточилась в Нацбанке и Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг. В среду вечером проверяющие отбыли в Одессу, где, в частности, встречались с представителями областных финансовых, правоохранительных и налоговых органов. В пятницу работа миссии завершилась новой встречей с премьер-министром и Президентом Украины.
По словам Чарльза Отта (правда, в изложении помощника министра финансов Украины Виталия Лукьяненко), наша страна проделала титаническую работу по приведению своего законодательства и нормативной базы в соответствие с «Сорока рекомендациями FATF». «Надеемся, что построенная в Украине практическая система борьбы с отмыванием денег, в деятельность которой имплементируют законы, станет образцом для других стран», — заявил, по словам г-на Лукьяненко, Чарльз Отт.
Действительно, с декабря 2002 года (когда Украина попала под действие санкций) несколько десятков нормативных актов были переписаны или написаны заново, а также, насколько это было возможно, согласованы между собой. Утверждена правительственная программа борьбы с отмыванием денег, а также началась практическая работа Госфинмониторинга. Однако летом минувшего года на очередной сессии FATF была принята новая редакция «Сорока рекомендаций», а значит, появилась необходимость новой модернизации украинского законодательства. Кроме того, Украина должна была принять Имплементационный план, на который будут ориентироваться члены FATF, принимая решение о выводе нашей страны из «черного списка». Собственно, конкретная цель миссии и заключалась в изучении того, как вводится в действие этот план.
Практический итог деятельности национальной системы финансового мониторинга выразился в следующих цифрах. Банки и другие «субъекты мониторинга» направили в Госфинмониторинг 215 тыс. «сигналов» о подозрительных транзакциях. Последний передал в прокуратуру 18 обобщенных материалов, по которым было возбуждено, по данным генпрокурора Геннадия Васильева, девять уголовных дел «на сумму несколько сотен миллионов гривен». Нацбанк также провел проверки всех 158 банков и более их 300 филиалов, по результатам которых к 59 принял меры воздействия. В основном эти меры касались не тех банков, которые отмывали деньги (таких, судя по всему, не нашли), а тех, которые недостаточно тщательно собирали информацию о движении средств. В этом году ожидается также появление новой редакции перечня признаков сомнительных операций, которые могут использоваться при отмывании денег.
Однако несмотря на то что большая часть средств, происхождение которых интересует FATF, «крутится» в банковской сфере (по оценкам президента АУБ А.Сугоняко — 99%), международных контролеров волнуют прежде всего не они, а небанковские финансовые учреждения. Члены миссии очень интересовались порядком регистрации и лицензирования и надзора за деятельностью страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, кредитных союзов, ломбардов и прочих подобных структур.
Кстати, после 11 сентября полномочия FATF были существенно дополнены, и ряд ее рекомендаций касается, помимо прочего, мониторинга операций с банкоматами и небанковских международных денежных переводов, а также финансовой деятельности некоммерческих организаций. Причем под мониторинг попадают и сравнительно небольшие денежные суммы (видимо, чтобы из них не набежал какой-нибудь террористический фонд). Это уж не говоря о том, что мониторинговую информацию, согласно последней редакции «Сорока рекомендаций», должны предоставлять даже казино и ювелирные торговцы. А риэлторы, юристы и страховщики теперь обязаны проверять правильность идентификации своих клиентов и идентифицировать бенефициариев (фактических заинтересованных лиц) сопровождаемых сделок. Однако, по крайней мере, украинские страховщики «отстрелялись» удачно: по данным Лиги страховых организаций, члены миссии выразили удовлетворение порядком регулирования деятельности страховых организаций в Украине.
Чтобы учесть все эти нюансы, 16 января с.г. правительство и Национальный банк утвердили новую программу противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Среди прочего, ею предусмотрено внесение необходимых изменений в нормативную базу до конца года. Так, результатом совместного законотворчества Минэкономики, Минфина, НБУ и ГКЦБФР должны стать предложения по внесению изменений в Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования», которые будут запрещать внесение иностранных инвестиций наличными деньгами, источники происхождения которых невозможно подтвердить. А СБУ, МВД, МИД и Госфинмониторинг в течение второго квартала обязаны подготовить проект порядка формирования списка террористических организаций и лиц, связанных с террористической деятельностью. Должна быть разработана методика постоянного анализа внешнеэкономических операций, которые осуществляются через оффшорные зоны на предмет их законности. Предполагается также создать единую государственную информационную систему по борьбе с отмыванием денег и разработать форму единого государственного статистического отчета в отношении возбуждения и рассмотрения в судах уголовных дел по этому поводу.
Одной из проблем, на которую указывали участники встреч с FATFовцами, но решение которой они, похоже, оставили на усмотрение украинских властей, является нечеткое разделение полномочий по борьбе с отмыванием денег между нашими правоохранительными органами. Так, АУБ настаивает на том, чтобы Госфинмониторинг был единственным органом, на который возложены полномочия по противодействию легализации средств, полученных преступным путем. По мнению этой банковской организации, втягивать в подобные вопросы другие правоохранительные органы недопустимо. Тем не менее на встречах с членами миссии генпрокурор Г.Васильев заявил о создании в управлении по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры специального подразделения, которое уже ведет ряд уголовных дел (надо полагать, те девять, что на «несколько сотен миллионов гривен»). Судя по всему, за Госфинмониторингом все-таки останется сугубо наблюдательная функция. А «конкретные разговоры» по тем или иным фактам банкам и другим финансовым учреждениям все же придется вести с «конкретными» правоохранителями.