UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европейский союз—Украина: ПЕРСПЕКТИВЫ И БАРЬЕРЫ

1 марта 1998 года вступает в силу Договор о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом (ЕС) и Украиной...

1 марта 1998 года вступает в силу Договор о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом (ЕС) и Украиной. В связи с этим событием «Зеркало недели» получило возможность задать несколько вопросов о нынешнем состоянии отношений между ЕС и Украиной члену Европейской комиссии по вопросам иностранных дел Хансу ван ден Бруку

- Какие именно сферы охватывает Договор о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Украиной?

- Этот договор является как политической основой для наших отношений с Украиной, так и инструментом для постоянно развивающегося политического и экономического сотрудничества. Он нацелен на поддержку консолидации демократических структур в Украине и ускорение вступления вашей страны в мировую экономику. Воплощение положений Договора сейчас является приоритетом для ЕС в его отношениях с Украиной.

Это всесторонний документ, который охватывает сотрудничество во многих сферах. Он предусматривает регулярные политические консультации на уровне министерств и высших должностных лиц, а также контакты на уровне парламентов. В рамках Договора предусмотрено сотрудничество в торговой, промышленной, научной и административной сферах. Транспорт, охрана окружающей среды и борьба с преступностью являются одними из наиболее приоритетных сфер сотрудничества.

- Какую помощь ЕС оказывал Украине со времени провозглашения ее независимости?

- Последние семь лет ЕС был основным источником предоставления экономической и финансовой помощи Украине. Европейский союз и его страны-члены предоставили более 4 млрд. экю для технической помощи, поддержки платежного баланса, гуманитарной помощи, содействия развитию энергетического сектора, включая принятие мер по чернобыльскому реактору. ЕС также поддерживает Украину в процессе вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), в развитии малых и средних предприятий, укреплении гражданского общества. Программа технической помощи ЕС (TACIS) предоставила значительное финансирование для содействия приватизации, сельскохозяйственным реформам, энергетике и местному управлению. Финансирование также предоставляется для поддержки конверсии оборонной промышленности и украинского научно-технического центра (УНТЦ). Более того, помощь оказывается на региональном уровне, например, содействие в реструктуризации угольного сектора и смягчении социальных последствий реформ в Донецком регионе.

- Какова роль ЕС в оказании помощи в закрытии Чернобыльской АЭС?

- ЕС играет ключевую роль в поиске решения о закрытии Чернобыля и его финансировании в рамках «большой семёрки». Эта помощь представляет собой совместные усилия многих донорских организаций, а финансовые источники обязательно будут включать комбинацию финансирования через гранты, предоставления займов и местных ресурсов.

Международное сообщество на данный момент уже выделило 1,5 млрд. долларов США для выполнения положений Меморандума о взаимопонимании в связи с закрытием Чернобыльской АЭС до 2000 года. Европейский союз предоставил 130 млн. экю под проекты как в ядерном, так и в безъядерном секторах страны, и в дополнение к этому намерен предоставить ещё 100 млн. долларов США для сооружения чернобыльского саркофага.

- Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы, с которыми сегодня сталкивается Украина?

- Что касается внешних отношений, украинская политика много сделала для повышения к ней доверия со стороны мирового сообщества. Поэтому я бы скорее назвал это успешным примером. Украина поддерживает хорошие взаимоотношения со всеми соседними государствами, а отношения с Россией были существенно улучшены в результате совместных усилий обоих президентов. Украина была принята в Совет Европы, что стало признанием её демократических достижений. Подписание договора с НАТО открывает для Украины путь в евро-атлантические структуры. Украина проявила значительную заинтересованность в региональном сотрудничестве и готова углублять свои взаимоотношения с ЕС на основе Договора о партнёрстве и сотрудничестве.

Что касается экономической ситуации, среди международных доноров, в том числе и ЕС, растёт обеспокоенность по поводу хода реформы экономических структур. Это также важно для дальнейшего развития независимости Украины.

Наиболее часто упоминаются проблемы, связанные с медленным ходом приватизации, сложностью финансовой системы и отсутствием четкой нормативной базы в таких вопросах, как бухгалтерский учет, банкротство.

Существует насущная необходимость продвигать вперёд процесс экономических реформ, и мы хотим вместе решить, какие действия необходимо предпринять в дальнейшем. Мы рассматриваем это как часть нашей совместной рабочей программы по осуществлению Договора о партнёрстве и сотрудничестве. В неё также входит дальнейшее реформирование энергетического сектора (газ, уголь, нефть), а также реформа государственного управления.

Среди проблем часто упоминается и коррупция. Если Украина собирается воспользоваться возможностями, предоставляемыми Договором, извлечь выгоду из последующего оказания помощи Европейским союзом и привлечь столь необходимые иностранные инвестиции, ей нужно принять серьёзные меры для исправления сложившейся ситуации. Я знаю о серьёзных социальных проблемах, вызванных реформами. Вероятно, это повлечёт за собой также реформирование социального сектора.

- Что стоит за критикой ЕС по поводу закона «О стимулировании автомобильного производства в Украине», принятого в октябре 1997 года?

- У меня была возможность обсудить этот вопрос с вашим министром иностранных дел господином Удовенко на прошлой неделе. Я объяснил это так: этот закон и дополняющие его постановления относительно рынка подержанных машин являются примером того, чего следует избегать, если вы хотите, чтобы Украина интегрировалась в мировую экономику и смогла привлечь иностранные (и местные) инвестиции. Это также лишает украинских потребителей выбора и дешёвых машин!

Этот закон устранит конкуренцию с украинского рынка посредством предоставления пристрастных преимуществ для одной компании. Это противоречит соглашениям, подписанным Украиной, в частности Договору о партнёрстве и сотрудничестве и политике вашей страны по присоединению к ВТО. Более того, эта политика создаёт негативное представление у других потенциальных инвесторов во всём мире. Именно из-за подобной практики в Украине на сегодняшний день отмечается очень низкий уровень иностранных инвестиций.

Европейская комиссия неоднократно выражала свои опасения украинским властям по этому поводу, начиная с июля 1997 года. Так как пока ничего не изменилось, мы начнём официальные консультации с Украиной 9 марта в Киеве, для того чтобы попытаться решить этот вопрос.

- Как в дальнейшем ЕС собираеться помогать Украине в процессе проведения реформ?

- Теперь, когда Договор о партнёрстве и сотрудничестве вступает в силу, мы хотели бы совместно определить те меры, которые необходимо принять в различных областях, например, какие необходимо принять законы. Мы готовы поддерживать это и в дальнейшем через оказание финансовой помощи.

Так как вступление в силу Договора требует от Украины дальнейших усилий по реформированию законодательства в разных сферах, политической и экономической, а также реформированию государственного управления, техническая помощь ЕС Украине будет больше концентрироваться на претворении в жизнь его положений.

- ЕС собирается начать процесс своего расширения, и речь идет о некоторых соседних с Украиной государствах. Когда к ним сможет присоединиться Украина?

- Нынешнее расширение ЕС требует решения таких серьёзных задач, как, например, реформирование внутренней политики. Более того, вступление в ЕС - процесс длительный и сложный, поскольку существуют строгие политические, экономические и организационные критерии, которым необходимо соответствовать до вступления. Так, новым членам необходимо будет принять законодательство союза, составляющее более 80000 страниц. Расширение ЕС вследствие принятия некоторых соседних с Украиной государств приведет к созданию более стабильного и процветающего региона в Центральной Европе, что также будет выгодно для Украины. Что касается Украины, приоритетом для неё должно стать чёткое выполнение Договора о партнёрстве и сотрудничестве, потому что это сблизит Украину и ЕС.

- При этом ЕС препятствует ввозу украинских товаров в страны Европейского союза?

- Это не соответствует действительности. Объём торговли между ЕС и Украиной постоянно возрастает со времени провозглашения независимости. С другой стороны, размеры украинского экспорта могли бы еще больше возрасти, если бы ваши товары стали более конкурентоспособными. Для этого необходимо провести реструктуризацию украинской экономики.

Правда также, что ЕС иногда применяет антидемпинговые меры. Но это затрагивает только небольшой процент, менее 1%, украинского промышленного экспорта в ЕС. Они применяются только после тщательного расследования и в соответствии с принципами ВТО. Кроме того, существует возможность дифференцированного подхода к отдельным украинским предприятиям, которые могут доказать, что они работают в нормальных условиях свободного рынка.

- Когда вы планируете посетить Киев?

- Я надеюсь приехать с визитом после выборов в парламент до наступления лета. На прошлой неделе в Брюсселе у меня состоялась очень полезная встреча с министром иностранных дел Украины господином Удовенко, и теперь, со вступлением в силу Договора о партнёрстве и сотрудничестве, нам многое предстоит обсудить.