UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕВРОПА С ДВУМЯ ЛЕГКИМИ

Через пару дней после того, как в Югославии был взорван последний мост, соединяющий ее с Румынией, ...

Автор: Васыль Твердохлиб

Через пару дней после того, как в Югославии был взорван последний мост, соединяющий ее с Румынией, в Бухаресте глава католической церкви папа Иоанн Павел II три дня подряд неустанно строил мосты духовные, соединяющие Ватикан с Румынией, Запад с Востоком, католицизм с православием, восстанавливая, таким образом, единство христианства и продолжая строить новую Европу. Этот визит, состоявшийся в конце прошлой недели, имел не только экуменическое, но и глубокое политическое значение, а потому почти все, писавшие или говорившие о нем, называли его историческим. В первую очередь квалификатив «исторический» объясняется, конечно, тем, что это первый визит папы в страну, где абсолютное большинство населения составляют носители православия. Вполне вероятно, что за румынским последуют и другие визиты папы в православный мир, воссоединяющие церковь Христа, ведь одна из его последних энциклик так и называется - «Ut unum sint».

Румыния, как никакая другая страна в Европе, подходит для того, чтобы именно с нее начался процесс воссоединения христианства, ведущий к объединению разноликой в религиозном и политическом смысле Европы. Воссоединения, конечно, не в прямом и буквальном значении, а в духовном. Румынии, как стране с глубокими латинскими корнями и в то же время стране православия, как нельзя лучше подходит роль моста между Востоком и Западом, между православием и католицизмом, стремящимся сегодня более чем когда-либо к единению. И нет никаких сомнений, что в этом смысле визит папы в Бухарест имел и имеет символическое значение: Европа будет объединенной, если станет воистину христианской. Совсем не случайно, что несколько раз в ходе своего пребывания в Бухаресте Иоанн Павел II воспроизводил метафору о Европе с двумя легкими - православием и католицизмом. Говорилось о Европе, которая продолжает неустанно искать свою душу. И как прекрасно, что эти искания ведутся в русле великого христианского наследия.

Тот, кто был и остается не только главой католической церкви, но и представителем славянства, еще раз продемонстрировал, что является послом надежды, веры и любви. Румынию посещали с визитами десятки и сотни различных руководителей, но не один из них не выразил такого благоволения, признания и любви к этой стране и ее народу, как Кароль Войтыла. И об этом свидетельствуют многие красноречивые детали. Та, например, что почти все его речи в Бухаресте были произнесены на румынском языке, что в них были упомянуты дорогие каждому румыну имена Штефана Великого, Константина Брынковяну, Михая Эминеску. Об этом, наконец, свидетельствует и то, что именно в Румынии вместе с православным патриархом Теоктистом была подписана общая декларация по проблеме Косово и войны в Югославии. Ни в одной изо всех своих предыдущих поездок по миру папа Иоанн Павел II не подписывал общих деклараций с каким-либо другим государственным или религиозным руководителем. И ни в одной из них он не нарушал наперед расписанной программы визита. Его последняя речь в Бухаресте - при отъезде - была именно таким «нарушением» во имя любви.

Естественно, что за фасадом торжественных литургий, пламенных речей и тысячеголосых скандирований «Vivat papa!» остались многие конфессиональные и социально-экономические проблемы современной Румынии и Европы в целом. Но нельзя не согласиться с президентом Румынии Э.Константинеску, который при отъезде папы из страны сказал: «Все, что построено за эти дни, будет стоять долго, ибо построено на фундаменте веры и любви. Вы подарили нам уверенность в собственные силы...»