UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО — «НИКОГДА»,

ставшее проклятием в жизни миллиона украинских семей, страдающих бесплодием Бесплодие - страшный диагноз...

ставшее проклятием в жизни миллиона украинских семей, страдающих бесплодием

Бесплодие - страшный диагноз. От него не умирают. От него перестают хотеть жить. И начинают тоскливо, бессмысленно существовать, вздрагивая при виде соседского ребенка, сдерживая слезы при звуках детского смеха во дворе, пряча глаза в ответ на вопрос давнего знакомого: «Как жизнь?» Потому что вместо привычного «нормально», так и хочется взвыть: «Да не жизнь это!» И наша неповоротливая статистика вряд ли подскажет, сколько попыток суицида является следствием именно этого диагноза.

Боль от невозможности иметь ребенка равносильна боли утраты близкого человека. Она живет в тебе, чуть-чуть затихая в суете, и впивается в сердце как только ты остаешься один. Она стучит в голове одними и теми же вопросами: «Как же так?», «За что?», «Почему?»

Ответы на них существуют, но оптимизма не внушают: экологические преступления, которые остаются практически безнаказанными и грозят регулярными повторениями; беспомощный уровень общедоступной медицины с ее невозможностью ранней диагностики и несостоятельностью профилактических мер; экономический кризис, заставляющий население откладывать вопросы естественного расширения семьи до лучших времен, когда уже может оказаться и поздно; простая человеческая беззаботность и надежда на лучшее, способствующая углублению и усилению любой болезни. Эти глобальные причины еще долго не будут меняться к лучшему и только на первый взгляд они могут показаться абстрактно-необъятными глыбами. При ближайшем рассмотрении они распадаются на несметное количество мелких «камешков, падающих в наши огороды». Отвратительно отапливаемые учебные заведения, учреждения и жилые дома, беззащитно продуваемые форменные школьные юбочки зимой, повальный армейский простатит и грибковые заболевания, антисанитарные общежитские «санузлы в конце коридора» - кому не знакомы эти или другие «мелочи жизни»?

Мечты

и реальность

Ах, как хочется «беременеть красиво»! Готовиться заранее: не пить, не курить, поддерживать хорошую физическую форму, сбалансированно питаться. А потом поехать к морю и, впитав все самое ценное от солнца, воздуха и воды, высчитав нужный день... Кто из нас не мечтал о таком развитии событий?

На деле же своего первого, а возможно, и единственного малыша в наших семьях (или вне семьи) зачинают нечаянно. И курят, и выпивают, пока не обнаружится, что женщина беременна. А потом еще месяц думают: оставлять - не оставлять. Вот и получается, что вершина человеческой жизни: зачатие, вынашивание и рождение ребенка - скомкана и низведена на уровень оплошности, случайности, нарушающей все планы. Надо учиться, негде жить, нет профессии, на одну зарплату не прожить... И до сих пор главным средством регулирования рождаемости в нашей стране являлись аборты. Через год после аборта осложнения диагностируются у 15%, через три года - у 52% женщин.

Решив же, наконец, что - да, пора, настало время для рождения первенца, женщина, с юности озабоченная проблемой, как не забеременеть, приложившая к этому немало стараний, вдруг неожиданно для себя обнаруживает, что... зачать ребенка не так-то просто. Время идет, лечение затягивается на годы, а возраст дает уже о себе знать. В конце концов женщина оказывается в положении пассажира, бегущего за последним, уходящим поездом: есть надежда успеть, но безумно страшно опоздать навсегда. Единственный выход из этой ситуации - новые репродуктивные технологии, которые в последнее время развиваются быстрее, чем меняется наше представление о возможностях современной медицины.

Безвыходных положений

все-таки не бывает

Такого искреннего, счастливого и шумного «торжественного собрания» я не видела очень давно. А может быть, и никогда. Говорили немного, но все с полуслова понимали о чем. И только маленькие дети никак не могли взять в толк, почему их только что такие довольные и радостные мамы вдруг начинали всхлипывать и вытирать непроизвольно набегающие слезы. Счастливые слезы исполнившихся заветных желаний...

Частная клиника «Исида», которая специализируется на современных методах лечения бесплодия, отмечала свой пятилетний юбилей, совпавший с рождением «зачатого» в ее стенах 300-го ребенка. Да, три сотни детей - это уже не сенсация, не исключение, не эксперимент. Это итоги нормальной, методичной и в прямом смысле слова «плодотворной» работы одной из пяти работающих в Украине специализированных клиник, успешно борющихся с бесплодием. Если элементарно разделить число детей на число дней работы клиники, то оказывается, что в «Исиде» каждую неделю дают жизнь одному ребенку. Расчет, конечно, очень приблизительный. Ведь был и период становления, и переезд из Донецка. Но самый главный результат в том, что за эти пять лет эффективность лечения за 1 цикл выросла до 28%, за 3 - 52%, за 4 - 70%, за 6 - 87%. Это уровень лучших мировых клиник (эффективность 1-го цикла в Германии - 21%, во Франции - 23,2%, в Аргентине - 20%, в Америке - 20%-32% в зависимости от ранга клиники).

Несколько вопросов без ответов

Во всей Украине проводится одна тысяча циклов искусственного оплодотворения в год. В сопоставимой по населению Франции - 25 тысяч циклов. Причина 25-кратного нашего отставания только одна - уж больно дорогое это удовольствие. Нет, потенциальным родителям не жаль этих проклятых денег. Чаще всего их просто нет: стоимость одного цикла равна примерно 1400 гривням. Здесь еще не учтены расходы на медикаменты, которые доходят при наиболее эффективных схемах лекарственного обеспечения до 800-1400 гривен. Какая семья с легкостью поднимет такую сумму? А ведь может понадобиться и несколько попыток.

Конечно, во Франции эта процедура обходится еще дороже. В среднем по Европе - от 3 до 5 тысяч долларов за 1 цикл. Только одно «маленькое» уточнение - счета эти оплачивает государство. Потому что демографическое развитие для каждой высокоразвитой страны является делом государственной важности. В нашей же стране в государственных медицинских учреждениях лечением бесплодия практически не занимаются, что уж говорить об оплате счетов из частных клиник. (Хотя - почему бы и нет? Конечно, бесплатной медицины не бывает, есть просто разные формы ее финансирования, более или менее эффективные. Так вот, судя из опубликованных данных, один койко-день в роддоме города Киева обходится государству в 600 гривен, а в частной клинике «Медиком» он же стоит 255 гривен при несравнимом качестве. Может быть, пришла пора объявлять открытый конкурс на получение госзаказа в сфере медицинского обслуживания населения?)

Когда я слышу цифры показателей демографического «развития» Украины, воображение рисует одну и ту же пессимистическую картинку, навеянную однообразным дизайном всех телевизионных прогнозов погоды: на фоне огромной карты Украины вместо цветущей Русланы Пысанки медленно передвигается ее антипод - скрюченная и иссохшаяся женщина без возраста в вечном черном плаще с капюшоном и неприкрытым лезвием косы, сжимаемой в жилистой руке. Она делает свои прогнозы.

И эти прогнозы пострашнее надоевшей плохой погоды. Нас умирает больше, чем рождается, и о естественном воспроизводстве населения в Украине речь не идет уже давно. Оно уменьшается катастрофическими темпами. За последние несколько лет общая численность жителей уменьшилась на 1 миллион человек.

Да, экономическая ситуация в стране заставляет серьезных и ответственных, но безденежных людей все-таки откладывать вопрос рождения ребенка до лучших времен. Потому что ни накормить, ни одеть, ни вылечить, ни выучить своих наследников без денег просто невозможно. Ведь в самом деле, ну не объяснишь же рыдающему от голода младенцу, что его папа уже полгода не получает зарплату.

Так почему же нашему государству безразлично как моральное, так и физическое здоровье его граждан? Почему не соблюдается 49 статья Конституции, декларирующая право на бесплатное медицинское обслуживание? Почему любое частное медицинское учреждение рассматривается государством как торговая точка и налоги с него берутся такие же как и с винно-водочного магазина? Почему несчастный, больной человек не получивший обещанного Конституцией лечения, вынужден не просто оплатить его стоимость, а выложить сумму, в которой львиную долю составляют налоги? Так, может, государство просто материально заинтересовано в болезнях своих граждан? Может быть, поэтому практически запрещена благотворительность, поддерживается неблагоприятный инвестиционный климат, до сих пор отсутствует система медицинского страхования или хотя бы льготного кредитования хирургических операций? Неужели украинско-корейский автомобиль еще неизвестно какого качества важнее для страны, чем здоровье собственного народа, если для его создания предоставлены такие умопомрачительные льготы, а медицина еле дышит под налоговым гнетом?

А жизнь продолжается...

В одном старом фильме умудренная опытом настоятельница монастыря напутствовала закончившую обучение воспитанницу: «Запомни, девочка, если Господь захлопнул все двери, значит, где-то он обязательно открыл форточку». И сегодня десяток высококвалифицированных сотрудников «Исиды» своими профессиональными действиями пытаются распахнуть эту форточку как можно шире и немного помочь природе. А все суеверные доводы о том, что эти дети якобы «не от Бога» - просто несостоятельны. Это высокие государственные чиновники позволяют себе оставаться преступно безразличными, а Бог не может быть против человеческого счастья.

Если о детях, родившихся в 70-80-е годы, уже говорят как о тотально больном поколении (подведение итогов очередного армейского призыва ввергает в шок - более 80% потенциальных призывников страдают различными хроническими заболеваниями), то, наверное, можно потихоньку говорить о приближающейся эре «пробирочных» детей.

А пока в «Исиде» с гордостью вывешивают на «доску почета» фотографии каждого нового человечка, зарождению жизни которого здесь «немного поспособствовали». И обязательно готовят ему подарок. И ждут в гости. А раз в году обязательно собираются все вместе, чтобы отметить «Праздник детей «Исиды». И первый традиционный тост: «За ваших и наших детей!» Потому что «они немножко и наши дети» - считают врачи и гордятся результатами своей работы ничуть не меньше, чем расчувствовавшиеся мамочки, прижимающие к сердцу самое главное, самое дорогое, самое выстраданное богатство - своих таких долгожданных детей!

Использованы данные «IVF news», «Human reproduction» и материалы журнала «Good Housekeeping».