UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЭТНИЧЕСКАЯ МИНА» ДЛЯ БУДУЩИХ ПОЛИТИКОВ

... 10 марта в Киеве и Крыму начинается новый виток продолжающихся уже две недели актов протеста против «продолжающейся политики дискриминации крымскотатарского народа»...

Автор: Николай Семена

...

10 марта в Киеве и Крыму начинается новый виток продолжающихся уже две недели актов протеста против «продолжающейся политики дискриминации крымскотатарского народа». В Симферополе состоится общекрымский митинг и шествие, выставлены пикеты в регионах полуострова.

В Киеве планируется пикетирование официальных учреждений, совместная пресс-конференция НРУ и меджлиса крымскотатарского народа. Возвратившиеся из депортации крымские татары, как известно, выдвинули четыре требования к органам власти Украины: решить вопрос участия крымских татар в выборах Верховных Рад Украины и Крыма; принять решение об адекватном представительстве репатриантов в органах власти; решить проблему возмещения депортированным незаконно отнятого имущества и их участия в приватизации; найти форму официального признания меджлиса. От того, как будут решены эти вопросы на нынешнем этапе политического развития Украинского государства, считают крымские татары, оно, помимо своей воли либо подтвердит свою приверженность демократии, либо опровергнет ее...

Уже две недели каждое утро постоянного представителя Президента Украины в Крыму Василия Киселева начинается с того, что он проходит в свой кабинет мимо пикета крымских татар с транспарантами, требующими гражданства, участия в выборах и в приватизации. Попытки решить эти проблемы пока не приводят к конкретным результатам...

На этой неделе меджлис крымских татар выступил с обращением к украинской демократии, в котором говорится: «Огромное сожаление, если не сказать больше, недоумение вызывают действия высшего руководства страны в отношении справедливого разрешения вопросов участия крымских татар в приватизации государственного имущества, паевании земель, эффективного представительства в органах государственной власти. А ситуация с принятием крымскими татарами украинского гражданства и вовсе сравнима с действиями приснопамятного советского режима. В то время как именно крымские татары наиболее последовательно, как если бы речь шла об их национальных интересах, отстаивают в автономии идеи независимости и территориальной целостности Украинского государства».

По мнению одного из лидеров крымских татар Надира Бекирова, баллотирующегося в парламент Украины по списку НРУ, наличие в Верховном Совете Крыма крымскотатарской фракции играло в прошедший период стабилизирующую роль хотя бы потому, что движение в своей борьбе стало применять парламентские формы, у него отпала нужда выходить на улицы и прибегать к крайним формам политических требований. Напомним, что решение о выделении квот депортированным народам было принято предыдущим Верховным Советом автономии сроком на один созыв, который теперь истекает. За прошедшее время доля крымских татар в населении Крыма достигла 11 с лишним процентов в целом по Крыму (в некоторых регионах она превышает 25 процентов), но представительство в органах власти находится в среднем на уровне

2-4 процентов. В некоторых министерствах и ведомствах, региональных органах власти крымские татары сегодня не представлены вообще. С выборами в парламенты ситуация складывается так, что в крымском они могут получить 3-4 места, в Верховной Раде Украины - и того меньше. Согласно численности населения крымских татар, считает Надир Бекиров, в парламенте Украины они должны быть представлены не менее чем двумя депутатами. Реальные шансы есть пока только у Мустафы Джемилева, который баллотируется вторым по списку Руха. «Но и это, - подчеркивает Надир Бекиров,- благодаря любезности партии, но отнюдь не в результате целенаправленной государственной политики протекционизма по отношению к безвинно пострадавшим во время депортации, как должно было бы быть по справедливости». Многие представители национального движения длительный период равнодушия к требованиям крымских татар расценивают не иначе как запрет на участие в государственных органах власти по национальному признаку, ведь с начала репатриации по большому счету прошло уже 10 лет, и за это время крымскотатарские специалисты достаточно зарекомендовали себя во всех отраслях жизни, их знают, но... Поскольку не произошло естественного расширения их представительства во многих сферах, движение считает, что существуют преднамеренные препятствия, неофициальный запрет на профессии, сохраняющий общую тенденцию дискриминации по национальному признаку. «Еще 50 лет, - говорит Надир Бекиров, - мы не намерены быть на периферии политической и общественной жизни на своей родине...»

Надир Бекиров при этом считает, что Украинское государство должно было бы учитывать два момента. Во-первых, предоставление гарантированного представительства крымским татарам не обязательно означает избрание крымских татар по национальности. Народ могут представлять и не крымские татары, важно, чтобы такие депутаты избирались крымскими татарами и были им подотчетны. Во-вторых, по международному праву политика государственного протекционизма к социальным группам, которые пострадали от дискриминации, до полного восстановления их прав не может классифицироваться как привилегия по национальному признаку. Исходя из этого, считают крымские татары, Президент или Верховная Рада могли бы принять документ, которым бы законодательно уравняли в правах местное население и репатриантов, что сняло бы напряжение в отношении выборов и гражданства. Параллельно мог бы идти процесс принятия гражданства каждым репатриантом лично, как того требует сейчас администрация Президента и Верховный Совет, что логично. Но это может тянуться сколь угодно долго, в то время как с политической и правовой точек зрения проблема не терпит отлагательства.

По мнению представительства Президента Украины в Крыму, как говорится в его официальном заявлении, такой проблемы не существует. Процесс репатриации, с точки зрения этого органа, обеспечен и экономически, и политически. «С 1992-го по 1996 год на нужды депортированных из бюджета Украины была перечислена сумма, эквивалентная 300 миллионам долларов...» - говорится в документе. По утверждению представительства в Крыму, «создаются условия для интеграции в украинское сообщество, предоставлена возможность для развития и возрождения культуры, духовности пострадавшего от геноцида народа...» Представительство считает, что крымские татары получили возможность избирать и быть избранными - под избирательными списками Руха и мусульманской партии Украины собрано больше 60 тысяч подписей. Однако возможность эта только гипотетическая и на практике реализована быть не может - считают лидеры меджлиса и национального движения.

«Начиная с этих выборов, - сказал для «Зеркала недели» Надир Бекиров, - государству Украина в Крыму будет очень трудно работать, потому что мы не видим возможности легально отстаивать интересы Украины в органах власти, если там не будет представлен крымскотатарский народ, и Украинское государство и его руководство очень скоро поймут, какого союзника и какую опору они потеряли в парламенте автономии».

«И в вопросе официального признания меджлиса мы исчерпали средства логического воздействия на органы власти. - сказал Надир Бекиров. - Если раньше эта проблема была незнакома государственным служащим и экспертам, то сегодня проблема достаточно хорошо проработана даже на уровне международных организаций - прошла масса конференций, есть проект закона о статусе крымскотатарского народа, концепции о статусе коренных народов Украины, в дискуссиях принимали участие все компетентные органы Украины. Эта проблема не имеет никаких юридических затруднений, есть правовая база. Меджлис не претендует на то, чтобы быть признанным органом государственной власти, но мы думаем, что он должен быть официальным консультативным органом для государственной власти как выразитель интересов народа. Для этого достаточно статуса консультативного органа при Президенте, либо парламенте. Если бы это было дополнено какими-то гарантиями представительства в органах государственной власти, то это бы создало хороший фундамент для решения проблем депортированных и восстановления их прав...»

Несправедливым по отношению к народу считают лидеры национального движения и механизм приватизации в Украине. «Ну в самом деле, как же можно сегодня распределять государственное имущество между людьми, если на всех уровнях официально признано, что у депортированных оно было незаконно отобрано. Какая-то часть имущества, земли, либо просто их эквивалент должны быть просто возвращены этим людям, а потом остальное может быть приватизировано между всеми членами общества, - считает Надир Бекиров. - Мы же имеем прямо противоположное - земля и имущество приватизируются вообще без участия репатриантов, которые, не являясь гражданами, не могут получить ни земельный пай, ни сертификаты...»

Не секрет, что, в силу названных причин, крымские татары, а также некоторая часть депортированных других национальностей, считают себя ущемленными и политически, и экономически. Ситуация ненормальная для любого государства и, как считают многие наблюдатели, она способна породить острейшие столкновения между различными группами крымского населения, а также между крымскотатарским народом и представителями официальной власти. Причем размежевание, что особенно неприятно, будет идти именно по этнической границе, поскольку «крымские татары считают себя ограбленными и обойденными не крымскими татарами», как сказал Надир Бекиров. Ситуация представляет собой, как ни оценивай, этническую мину замедленного действия, разрядить которую не успело, не пожелало, не смогло - какой хочешь вариант выбирай, это сути дела не меняет! - уходящее руководство государства. Проблема в оставшееся до выборов парламента время уже не может быть решена, а может быть, не решится и до выборов нового Президента Украины, поскольку нынешняя администрация, как видно, особого желания разрешить противоречия не проявляет. Следовательно, этническая «мина» останется опасным «подарком» будущим поколениям украинских политиков. И весь вопрос в том, чем она обернется для всего народа Украины - еще большими осложнениями в политике и экономике или же может быть найдено «мягкое» решение.