Трудности жизни нашей, не секрет, связаны с управлением. Несостоятельно управление, если «тиной зарастают острова надежды», а страна катастрофически нищает, если - и об этом уже во всеуслышание говорят наверху - есть угроза существованию государства.
В поисках выхода из кризиса всегда обращаемся к опыту. Опыту государств других. Соседей близких и не близких. В чем-то он дает положительные результаты. В чем-то не срабатывает. Чаще, однако, имеем «синдром рикошета». Ждали одно, но получили… Почему так? Что делать? - непраздные вопросы национального значения.
В переживаниях за судьбы Родины хочу обратиться к опыту биологии человека, наиболее важном в его шансах выжить, быть здоровым и крепким, не подверженным опасности заболеть или внезапной смерти, настигшей, казалось бы, на фоне полнейшего благополучия.
Бум, который переживает медицина сегодня, состоит в осознании исключительной роли регуляторных систем для здоровья и болезней человека, его шансов на жизнь и смерть. Хороша регуляция - будем жить. Плохо с регуляцией - прогноз не то, что на здоровье, но на жизнь становится, как говорят в нашей среде, пессимистический.
В медицинскую практику парадно вошла и сегодня захватила ее технология спектрального анализа сердечного ритма. Благодаря ей мы узнали, что ритм сердца, вернее, его вариабельность, есть не отражение деятельности сердечно-сосудистой системы, сердца тем более, но результат регуляторных влияний на них управленческих систем. От простейших местных рефлекторных образований до сложной и еще до конца не понятой поведенческой деятельности человека.
Что дала технология спектрального анализа сердечного ритма?
Во-первых, она прямо связала шансы на жизнь и смерть с регуляцией. Чем она выше, тем больше резервы здоровья, шансы выжить и противостоять превратностям судьбы. При ее падении ниже критического уровня смерть начинает «дышать в спину». При том, что человек и его окружающие думают: «Все хорошо». Ничего хорошего. Если регуляцию не повысить, как бы не тужился, жить прописано не более двух ближайших лет.
Если плохо с регуляцией общественного организма, другими словами, если неэффективное управление - это предвещает печальные последствия для государства. Поэтому надо поволноваться. Всем. И власть предержащим, и от власти страдающим.
Во-вторых, качество регуляции. Качественная - все о'кей! Беда же, когда уровень регуляции высокий, но сама она бестолковая. Необходимо вмешиваться в регуляцию. Поправлять ее. Технология спектрального анализа сердечного ритма показала: только определенные соотношения в гуморальной, симпатической и парасимпатической регуляции - залог здоровья. Выродилось одно из звеньев, и пиши - пропало.
На государственном уровне это называется балансом властей. Когда и президентская, и парламентская, и судебная власти взаимодействуют в нормальных пропорциях. У нас же проблемы уравновешивания властей сохраняются. Как никогда, нужна сильная, но качественная власть! Опыт биологии человека здесь что ни в самую масть.
В-третьих, адекватность реакций на стресс и устойчивость регуляторных систем. Возникает напряжение, физическое или психическое, и регуляция отреагировала. Стандартными, отработанными эволюцией и закрепленными генетически механизмами. Перестроился организм, система регуляции с характерными временами релаксации вернулась на базовый уровень. Ну а если реакция неадекватная? Безразлично, недостаточная или чрезмерная. Конечно же, беда. Жди осложнений. Первые признаки ненормальности регуляции - это когда реакции на стресс адекватные, но времена релаксации задерживаются. Устала регуляция, стало быть. Все бы оно ничего, но эта скрытая симптоматика является предвестником угрожающих событий. То ли хронических болезней, то ли катастрофических глобальных нарушений здоровья с абсолютно неблагоприятными исходами.
В государственном управлении с реакциями на процессы в стране давно непорядок. То они запоздалые, то мотивы им найти трудно. Как-то еще живем… Власть сама по себе. Общество, соответственно, тоже. Выводы следуют сами собой.
Самое важное, что показала технология спектрального анализа сердечного ритма: нормой здоровья является высокая ментальность управленческих реакций. На всех уровнях. Во всех звеньях. Слушаем, например, хорошую или плохую музыку, регуляция, соответственно, улучшается либо ухудшается. Ментальность управленческих реакций - важный признак. Не утрачена - «мягкими» мерами здоровье можно поправить. Утрачена - беда. Тяжелая артиллерия в виде лекарств или, что еще хуже, всяких оперативных, протезирующих действий требуется.
Что касается государства, боюсь, с ментальностью управленческих реакций совсем плохо. Создается впечатление, не реагирует или мало реагирует оно на общественные процессы. Какое-то «законсервированное» у нас управление сегодня.
Лет десять назад думали, что спектральный «приговор» все равно что судьба. Потом оказалось, что в лечении больных не учитывали регуляторные системы, их запасы, устойчивость, адекватность реакций, отклик на вмешательства и т.д. Сегодня мы не просто оцениваем регуляцию. Нам еще важно знать и степень ее соответствия здоровью и болезни, и как планируемое лечение отразится на регуляторных системах. Сегодня на ряд лекарственных препаратов в их длительном применении наложен мораторий. Потому что вроде бы способствуют выздоровлению, но ухудшают регуляцию и повышают риск внезапной смерти. Вывод - для сохранения здоровья, выздоровления, профилактики катастроф важна, прежде всего, хорошая регуляция. Поправлять ее надо.
Вот для государственных мужей и задачка вытекает. Присматриваться к построенным механизмам власти, проверять их на соответствие. Самосовершенствоваться, чтобы отвечать текущему состоянию общества. Иначе - опасность дальнейшего углубления кризиса и угроза самому существованию государства.