UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Энергетическая дипломатия Украины — план действий для G-8»

Только нас не замечают из-за разницы в размерах. И за это нас прощают, очень маленьких, но смелых… А...

Автор: Александр Чалый

Только нас не замечают
из-за разницы в размерах.

И за это нас прощают,
очень маленьких, но смелых…

А.МакаревичСегодня уже для всех очевидно, что без справедливого и долгосрочного урегулирования украинско-российского газового противостояния невозможно обеспечить стабильные и безопасные поставки газа в Европу. Именно этот вопрос будет находиться в центре внимания Петербургского саммита G-8. Политические лидеры Украины делают заявления о пересмотре январских украинско-российских газовых соглашений, США и ЕС демонстрируют поддержку украинских инициатив, «газовые генералы» ведут закулисные сепаратные переговоры. В.Путин обвиняет западную прессу в политическом давлении на Россию в вопросах поставок газа в Украину. Спокойствие сохраняют только «государственные мужи» Украины, которые не спешат обнародовать официальную позицию нашей страны по поводу рассмотрения украинского газового вопроса на саммите G-8 в Петербурге.

Существует ли вообще план действий, который украинская энергетическая дипломатия могла бы предложить G-8 для урегулирования украинско-российского газового противостояния?

Чего хочет Украина от саммита G-8 в энергетической сфере? В чем заключаются принципиальные положения ее позиции и каковы возможные способы их достижения?

Иными словами, какие официальные сигналы стоило бы дать Украине лидерам саммита G-8, чтобы нас услышали, поняли и смогли помочь урегулировать украинско-российское газовое противостояние на справедливой основе в интересах Европы и всех заинтересованных сторон?

Именно об этом идет речь в этой статье, которая, естественно, не может претендовать на изложение официальной позиции. Это, скорее, крик души профессионала, которому во времена премьерства В.Ющенко вместе с командой специалистов удавалось находить достойные выходы из непростых ситуаций украинско-российских газовых лабиринтов.Сигнал 1. Просьба о помощи. Нужно честно признать, что Украина не в состоянии без посторонней помощи решить все проблемы газовых и энергетических вопросов с РФ. Последние эмоциональные заявления В.Путина свидетельствуют о том, что и России так же нелегко объективно и непредвзято подходить к вопросам газовых отношений с Украиной.

Иными словами, пришло время интернационализировать украинско-российские газовые отношения, вывести их в общеевропейскую плоскость, рассматривать как один из ключевых вопросов европейской и даже в некоторых аспектах глобальной энергетической безопасности. В украинских интересах — как можно быстрее создать общее паневропейское газовое энергетическое пространство.

Сигнал 2. Украина согласна на исключительно рыночный подход ко всем составляющим своих газовых отношений с РФ. Это должно касаться формирования цены как на газ, так и на транзит газа через территорию Украины и на хранение газа в украинских газохранилищах.

Требования к Украине покупать газ на краткосрочных условиях по европейским ценам, а транспортировать и хранить его на долгосрочных условиях по евразийским тарифам нелогично и несправедливо. Украина имеет право требовать как от РФ, так и от ЕС, строить свои газовые отношения по единым правилам, основывающимся на положениях Европейской энергетической хартии.

Сигнал 3. Украина готова к полной транспарентности в диалоге с РФ и ЕС касательно всех своих проблем в газовой сфере.

Должны быть остановлены все тайные кулуарные переговоры по поводу украинских газовых вопросов с привлечением коррумпированных посредников. Необходимо прекратить удивлять цивилизованный мир своими «историческими победами» в газовом противостоянии с Москвой.

Пишу об этом с болью в сердце, поскольку знаю, что и сегодня наковские и газпромовские генералы при участии прославленных посредников ведут интенсивные тайные переговоры по поводу будущего украинской газотранспортной системы. Нас никто не поймет в цивилизованном мире, если мы будем на словах декларировать европейские подходы, а на практике действовать в газовых отношениях с РФ византийскими методами.

Сигнал 4. Украина имеет право на необходимый для нее баланс газа по рыночным европейским ценам и обязуется транспортировать необходимые объемы газа в ЕС по рыночным европейским тарифам.

Соответствующее требование является не только принципом здравого смысла, оно также зафиксировано во многих положениях украинско-российских двусторонних межправительственных договоров, в том числе в Соглашении о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере от 7 октября 2002 года.

Сигнал 5. Украина просит G-8 срочно оказать экспертную помощь в определении формул расчета рыночной цены на газ на украинско-российской границе и рыночных тарифов на транспортировку и хранение российского газа.

Сигнал 6. Украина просит G-8 посодействовать заключению с РФ долгосрочных договоренностей на поставки газа в Украину (5—10 лет) с четко определенным переходным периодом и формулой формирования рыночной цены на газ.

Разумеется, аналогичным образом следует подходить и к формированию тарифов на транзит и хранение газа.

Украинская экономика безусловно нуждается в своеобразном переходном периоде для постепенной адаптации к рыночным ценам на газ. Украина имеет историческое право требовать именно такого отношения.

Для специалистов и экспертов не является тайной, что на протяжении семи-восьми лет (примерно до 2000-го) Украина покупала у «Газпрома» газ по 80 долл. за 1000 кубометров, в то время как цены по европейским контрактам «Газпрома» были ниже.

Поэтому лукавят эксперты В.Путина, утверждая, что РФ дотировала украинскую экономику все 15 лет независимости Украины.

Сигнал 7. Украина призывает к решению всех существующих и возможных будущих противоречий в газовых отношениях с РФ исключительно правовыми методами через международные арбитражи и суды.

При этом до принятия соответствующих арбитражных решений должен сохраняться существующий порядок отношений, если иное не предусмотрено международными обязательствами. Это общепризнанное правило, без которого невозможны стабильные и предсказуемые отношения в государственных и коммерческих сделках.

Сигнал 8. Украина призывает все стороны, заинтересованные в стабильном транзите евразийского газа через ее территорию в ЕС, не применять рычаги политического и экономического давления, а все существующие и возможные противоречия стараться решать в рамках диалога в треугольнике РФ—Украина—ЕС.

Призыв к трехстороннему диалогу должны услышать в первую очередь страны ЕС — члены G-8 (Германия, Франция, Италия, Великобритания). Зимой 2006—2007 годов «отсидеться в окопах», как это было прошлой зимой, не удастся.

Сигнал 9. Газовая энергетическая безопасность Европы неделима и не может быть гарантирована без энергетической безопасности Украины.

Будет большой ошибкой, если во время саммита G-8 Украину будут рассматривать только как объект газовых отношений РФ и ЕС. Энергетическая безопасность стран-поставщиков, как и стран-потребителей газа, не может строиться за счет стран-транзитеров газа.

Иными словами, если Украину не услышат и не захотят понять ее газовые проблемы, развитие событий может принять непредсказуемый и деструктивный оборот. «Даже заяц, загнанный в угол, кусается».

Сигнал 10. Украина рассматривает свою газовую и энергетическую безопасность как нераздельную составляющую национальной безопасности. Четыре страны G-8 (РФ, США, Великобритания, Франция) гарантировали национальную безопасность Украины в связи с ее отказом от ядерного оружия.

Если G-8 не найдет справедливого решения украинского газового вопроса во время петербургского саммита, Украине для обеспечения своей энергетической безопасности следует немедленно начать со странами G-8 (в первую очередь с теми, которые гарантировали безопасность Украины) консультации по поводу:

— срочных мероприятий и действий для предотвращения кризиса в поставках газа Европе в зимний период 2006—2007 годов;

— создания в Украине — под полным контролем МАГАТЭ — собственного закрытого ядерно-топливного цикла (ЯТЦ) с активной разработкой национальных урановых месторождений и создания мощностей для обогащения ядерного сырья;

— выполнения США договоренностей, касающихся поставок в Украину и сертификации американских топливных сборок.

Право Украине на ведение соответствующих консультаций дают положения Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия.

* * *

В своей предыдущей статье («Зеркало недели», 30 декабря 2005 года) за день до начала масштабного украинско-российского газового кризиса, я выражал надежду на то, что «время «Ч» в украинско-российских газовых отношениях будет иметь не только отрицательное, но и положительное значение. Что две дружественные страны найдут выход из кризисной ситуации не за счет односторонних действий и односторонних обвинений, а за счет стратегического компромисса, который зафиксировал бы новую концепцию украинско-российского стратегического партнерства ХХІ века».

К сожалению, не сложилось. И большую часть ответственности за это «государственные мужи» Украины должны взять на себя. Не смогли профессионально отстоять государственническую позицию, преодолеть коррупцию и сопротивление «любих друзів», не услышали голос собственного парламента и народа.

Это уже позади, но история дает Украине еще один шанс: на прозрачных европейских основах привлечь к урегулированию украинско-российского газового противостояния потенциал G-8.

Хочется верить, что на сей раз Украина свой шанс не упустит.