UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭНДРЮ НАЦИОС: ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА СТРАНЫ? МЫ СЛЫШИМ ЭТИ ОБВИНЕНИЯ СО СТОРОНЫ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ УЖЕ ДЕСЯТКИ ЛЕТ

К помощи из-за рубежа в Украине относятся по-разному. Кто-то видит в ней панацею чуть ли ни от всех бед, кто-то склонен подозревать помогающих в корыстных помыслах...

Автор: Ольга Черная

К помощи из-за рубежа в Украине относятся по-разному. Кто-то видит в ней панацею чуть ли ни от всех бед, кто-то склонен подозревать помогающих в корыстных помыслах. Однако ни одного случая отказа от «гуманитарки» в стране пока зафиксировано не было. Агентство США по международному развитию (USAID), учрежденное еще в 1961 году американским президентом Кеннеди, открыло свой офис в Украине двенадцать лет назад. Являясь ведущим учреждением правительства Соединенных Штатов и используя на свои нужды менее половины процента федерального бюджета, агентство работает по таким направлениям помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой, как экономический рост и развитие аграрного сектора, здоровье населения, охрана окружающей среды, образование и обучение, поддержка демократии.

Эндрю Нациос руководит агентством с мая 2001 года. Кроме этого, президент США поручил г-ну Нациосу исполнять обязанности специального координатора программ международной помощи пострадавшим от стихийных бедствий. Накануне своего приезда в Украину Эндрю Нациос любезно согласился дать интервью «Зеркалу недели», в котором рассказал о целях визита, особенностях работы USAID в нашей стране и перспективах дальнейшего сотрудничества в самых различных сферах жизни украинского общества.

— Господин Нациос, какова цель вашего приезда в Киев? Какое послание вы надеетесь донести до Президента Украины г-на Кучмы и других государственных деятелей высокого уровня, с которыми намерены встретиться?

— Это мой первый приезд в Украину, хотя мне следовало бы приехать намного раньше. Агентство США по международному развитию (USAID) работает более чем в 100 странах мира, но, исходя из размеров и разнообразия наших программ в Украине, Беларуси и Молдове, миссия агентства в Киеве является одной из самых крупных. Начиная с 1992 р., общая стоимость помощи Украине со стороны USAID составила около 1,9 млрд. долларов США. Эти средства выделялись на оказание помощи в таких сферах, как реструктуризация экономики, демократизация, реформа социального сектора и здравоохранения.

Будь у меня возможность сделать лишь одно заявление, оно звучало бы так. Мы по-прежнему считаем важным стратегическое партнерство между Украиной и США и планируем продолжать сотрудничество с государственными и негосударственными организациями для того, чтобы улучшить состояние украинского общества и помочь Украине достичь ее цели — добиться большей интеграции с европейским сообществом и теми институтами финансов, торговли и безопасности, которые в него входят.

Во время своего пребывания в Киеве я собираюсь сосредоточить внимание на трёх первоочередных аспектах помощи. Это — развитие демократии, государственного управления и самоуправления с акцентом на грядущие выборы президента Украины; затем — вызывающее огромную тревогу распространение эпидемии ВИЧ/СПИД в Украине и других странах этого региона; а также аграрный сектор, развитию которого мы уделяем большое внимание, включая наше сотрудничество с государственными органами Украины для обеспечения развития полностью приватизированных рынков земли и сельскохозяйственной продукции.

Для того чтобы Украина могла воплотить в жизнь своё стремление к европейской интеграции, повышению социального и общественного благосостояния и росту экономики, эти первоочередные задачи должны быть решены полным и надлежащим образом. Президентские выборы помогут определить будущее демократии в Украине и место вашей страны в международном сообществе. Хочу подчеркнуть, что при этом нас волнует не столько результат, сколько процесс проведения выборов. Если они пройдут честно и свободно, в соответствии с международными стандартами, если у всех партий и кандидатов будет равный доступ к средствам массовой информации, а СМИ, в свою очередь, не будут испытывать давления и угроз, если административные ресурсы не будут произвольным путём использоваться для того, чтобы помешать или помочь тем или иным кандидатам, партиям или политическим блокам, в таком случае Украина активно продемонстрирует свою приверженность общим ценностям, существующим в странах евроатлантического сообщества.

Что касается эпидемии ВИЧ/СПИД, то опыт африканских и других стран свидетельствует о её катастрофических последствиях для системы здравоохранения, продолжительности жизни людей, продуктивности экономики, для общественной и семейной жизни. Поэтому USAID и международные доноры ищут пути для расширения масштаба программ по борьбе с ВИЧ в Украине, хотя при этом мы продолжаем проекты, нацеленные на профилактику и лечение туберкулёза и других инфекционных болезней, а также на развитие сектора здравоохранения и пенсионной системы.

Также хочу сказать, что, по нашему глубокому убеждению, будущее Украины самым тесным образом зависит от её сельского хозяйства. Потенциал этого сектора огромен, но останется нереализованным, если интересы определённых групп будут тормозить приватизацию сельскохозяйственных земель, развитие земельного рынка, приток инвестиций в производство, переработку, транспортировку и хранение сельхозпродукции. В качестве примеров тех действий, которые замедляют ход реформ в сельском хозяйстве, можно назвать принятие закона, на пять лет продлевающего запрет на продажу земли сельскохозяйственного назначения, а также попытки государственных органов контролировать цены и объёмы поставок зерна в этом году.

Я надеюсь, что у меня будет возможность обсудить эти и связанные с ними вопросы с представителями органов государственной власти Украины, международными донорами, теми организациями, которые выполняют наши проекты, а также с моими коллегами в миссии USAID в Киеве.

— По сравнению с началом
90-х годов, в системе международной помощи, предоставляемой США по линии агентства, произошли значительные изменения. Не могли бы вы более подробно рассказать, в чём они состоят? Какие процессы, происходящие в постсоветских и постсоциалистических странах Европы, сейчас рассматриваются в качестве приоритетов для поддержки со стороны США?

— В начале 90-х программы USAID в основном (хотя и не исключительно) предусматривали работу с центральными органами государственного управления в вопросах макроэкономики — таких, как начальный этап приватизации, реформа банковского сектора, создание фондового рынка, фискальная и монетарная политика. При том, что некоторые рудиментарные рыночные реформы уже наличествуют в Украине, значительная часть реальной работы ещё впереди — это касается регуляторной и налоговой реформы, развития малого и среднего бизнеса, а также действенного применения уже принятых законов, например, Хозяйственного и Бюджетного кодексов. Начиная приблизительно с 2000 г., мы переместили акцент в реализации программ на сотрудничество с органами местного самоуправления в сфере экономического развития на местном уровне, а также на те задачи, которые можно широко определить как «развитие демократии и управления» — усиление гражданского общества, помощь в развитии независимых СМИ, закрепление принципов правового государства.

Мы всегда полагали, что сочетание рыночной реформы и демократизации общества — одна из главных движущих сил социального и национального прогресса. После осуществления рыночных реформ, в результате чего граждане реально начинают участвовать в экономическом развитии страны, они уже вправе рассчитывать на обретение политического голоса при принятии решений, которые затрагивают их будущее. Те государства бывшего соцлагеря и СССР, где эта движущая сила проявилась наиболее мощно (страны Прибалтики, Польша, Венгрия, Чехия), быстрее и разительнее других продвинулись вперёд и сейчас готовятся к официальному вступлению в Евросоюз.

То есть, в наиболее широком смысле слова, приоритеты помощи со стороны USAID упомянутым вами странам состоят в продолжении программ сотрудничества с теми государственными органами и негосударственными организациями, которые в этом заинтересованы, для внедрения подлинных рыночных реформ и институционной основы демократического плюрализма, что является оптимальным путём к экономическому прогрессу, равенству и стабильности в обществе. Хочу четко высказать следующую мысль: для Украины вхождение в Евросоюз — реальная, решаемая задача, о чём свидетельствует опыт ваших соседей, стран Центральной Европы и Прибалтики. Для этого государственное руководство и элиты должны подтвердить приверженность развитию частного сектора, а также открытым и прозрачным механизмам демократии на широкой общественной основе. Все наши программы поддерживают реализацию этих обязательных принципов и процессов.

— Чем обусловлено сокращение объёмов финансовой помощи Украине по линии USAID за последние годы? Что это — свидетельство общего падения интереса к нашей стране, результат нашего неумения эффективно использовать предоставленные финансовые и технические ресурсы или что-то другое?

— Снижение уровней финансирования программ в Украине никак не связано с неэффективным использованием ресурсов. Мы высоко оцениваем работу наших партнёров и организаций-исполнителей наших проектов. Сейчас на эту помощь выделяется меньше денег по двум основным причинам: во-первых, средства помощи по линии USAID пришлось переадресовать в другие приоритетные регионы, например Ирак и Афганистан. При этом надо сказать, что события внутри Украины также внесли свой вклад в сокращение объёмов помощи по линии Конгресса США, предыдущей и нынешней президентских администраций. Нераскрытое убийство Георгия Гонгадзе и последующие сообщения о запугивании журналистов, давлении на оппозиционные СМИ со стороны налоговых органов и недостаточной прозрачности работы СМИ вызывают сомнения по поводу соблюдения в Украине принципов свободы слова и прессы. Не проходят незамеченными и обструкции, устраиваемые политической оппозиции, а также злоупотребления исполнительной власти, направленные на смещение или создание давления на тех местных руководителей, которые были сочтены нелояльными по отношению к Президенту. Кроме того, неспособность или нежелание власти обуздать процветающую в стране коррупцию, обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности и интересов иностранных инвесторов также привели к тому, что ряд ведущих фигур американской государственной политики несколько разочаровались в Украине.

Этот разрыв между часто высказываемыми заверениями и реальными действиями приводит к определённой степени разочарования и нетерпения в Вашингтоне. Надеюсь, что Украина сможет заново подтвердить свою приверженность к реформам как в экономике, так и в политике.

— Проводило ли USAID всестороннюю оценку и анализ практических результатов, а также требовало или проводило аудит эффективности использования той технической помощи, которую получает Украина?

— USAID предпринимает всесторонние и тщательные проверки, анализирует данные, качественную и количественную оценку программ, чтобы определить результаты наших многочисленных проектов в Украине. Это делается не только для обеспечения эффективности программ и рационального использования средств, но и с тем, чтобы получить неоценимый опыт — определить, какие из этих проектов приносят результат и почему. Одним из элементов нашего стратегического плана и конструкции самих программ является их гибкость — возможность перебрасывать ресурсы туда, где они наиболее нужны. Разумеется, дать чёткую количественную оценку всех результатов, особенно в таких сферах, как развитие демократии и самоуправления, зачастую трудно, и эти оценки по своему определению будут неточны. Но я могу сказать, что разносторонний «портфель» наших программ охватывает целый ряд необходимых элементов экономического роста, демократизации, развития здравоохранения и социальной защиты. В комплексе наши программы нацелены на создание благоприятного климата для внедрения рыночных реформ, более открытой политической системы, улучшение качества медицинских и социальных услуг. В целом я удовлетворён тем вкладом, который наши проекты внесли в макроэкономическую стабилизацию, нашими учебными программами для журналистов, проектами в сфере репродуктивной медицины, помощью в проведении пенсионной реформы и другими программами. Мы планируем и дальше оказывать такую поддержку, но то, какой путь изберёт для себя Украина и как она будет продвигаться по этому пути, зависит от руководства и граждан самой страны.

— Будет ли пересматриваться общая сумма помощи Украине, в том числе помощи гражданскому сектору, исходя из критических замечаний авторитетных американских экспертов (например, Мадлен Олбрайт) по поводу недостаточного внимания американской администрации к ситуации с нарушением принципов демократии в Украине?

— По моему мнению, визит в Украину заместителя госсекретаря США Ричарда Армитеджа, а также постоянные двусторонние встречи на самых разных уровнях свидетельствуют о пристальном внимании к событиям в Украине со стороны Соединенных Штатов. Как я уже сказал, одним из своих главных приоритетов USAID считает программы в сфере развития демократии и управления, цель которых состоит в укреплении гражданского общества и поддержке правового государства. Кроме того, США используют любую возможность, чтобы высказать свою серьёзную обеспокоенность происходящими сейчас в Украине нарушениями принципов демократии. Мы в полный голос критикуем административные злоупотребления со стороны центральных органов власти, направленные на подавление независимых СМИ и международного вещания, необоснованное ущемление коммерческих структур, связанных с оппозицией, срыв митингов и совещаний оппозиционных сил, а также интенсивное давление на те органы местного самоуправления и мэров городов, которые не считаются в достаточной степени «пропрезидентскими».

— Как известно, осенью в Украине пройдут президентские выборы. Как вы прокомментируете частые обвинения в том, что программы USAID, направленные на поддержку демократии и управления, в частности программы, связанные с избирательной деятельностью, являются вмешательством во внутренние дела Украины?

— История и опыт говорят нам о том, что та власть, которая нарушает политические права и гражданские свободы своего народа, ущемляет права человека или каким-либо другим образом попирает универсальные ценности демократии и свободы, очень часто для маскировки своих действий выдвигает обвинение в том, что привлечение внимания к этим нарушениям означает вмешательство во внутренние дела страны. Уже десятки лет мы слышим такие заявления со стороны авторитарных и тоталитарных режимов и искренне полагаем, что некоторые права и свободы — это неотъемлемые, универсальные ценности, которые выходят за границы отдельного государства. Мы убеждены, что граждане любой страны хотят избирать своих руководителей на соревновательной основе путём свободных выборов, имеют право открыто высказывать своё мнение без боязни наказания, свободно исповедовать ту или иную религию и жить в обществе, которое предоставляет им равные возможности для участия в экономической жизни. Наши программы в Украине отражают это убеждение. Население Украины хочет представлять собой общество, которое одновременно выполняет функции буфера и канала связи между гражданами и государством, оно желает свободы объединений, собраний и выражения, свободы совести, хочет иметь свободную прессу, прозрачные процессы в политике и бизнесе, а также ответственную и подотчётную гражданскому контролю государственную власть. В сфере выборов граждане Украины хотят, чтобы глава государства и его законодательный корпус определялись путём свободных и честных выборов — а это предполагает справедливые избирательные законы, равные возможности для ведения предвыборной кампании, честное голосование и подсчёт голосов. Украинские избиратели хотят наделить своих выборных руководителей реальной властью, которую те заслужили бы на основе соревновательного и честного избирательного процесса. Предполагать, что это не так, было бы недопустимо с нашей стороны — ведь в таком случае мы сочли бы, что Украина не готова или не подходит для настоящей демократии. Мы убеждены в обратном, и наши программы направлены на то, чтобы помочь гражданам Украины реализовать свои полномочия и права. Мы оказываем помощь политическим партиям (при этом все они находятся в равных условиях) в расширении их общественной опоры, подотчётности гражданскому контролю и повышении эффективности управления. Мы также сотрудничаем с общественными организациями, группами избирателей и Центральной избирательной комиссией для того, чтобы сделать избирательный процесс более прозрачным и доступным для граждан. По моему мнению, эти программы не представляют собой неправомерного вмешательства во внутренние дела Украины.

— Некоторые считают, что в
90-е годы под эгидой USAID осуществлялось больше научных проектов. Сегодня больше внимания уделяется такой сфере, как развитие гражданского общества, самоуправления. Не считаете ли вы, что не меньшее значение для общества имеют прикладные программы, например создание независимых экспертных центров, которые занимались бы новыми инфекциями или контролем за ГМО (генетически модифицированными организмами)?

— В Украине USAID не выделяет в качестве отдельного направления проекты или сотрудничество в области науки. На протяжении ряда лет помощь учёным, не находящим применения своих сил в результате распада СССР, оказывало управление научного и технологического сотрудничества Госдепартамента США, а Министерство обороны и Министерство труда реализовывали ряд программ в сфере конверсии оборонных отраслей и помощи работникам предприятий атомного комплекса. При этом (хотя в узком смысле слова портфель наших программ не предусматривает непосредственного сотрудничества или финансирования научных центров) у агентства есть ряд проектов, которые совместно с общественными организациями, с населением городов оказывают помощь в улучшении состояния окружающей среды, контроле за изменениями климата и выделением «парниковых» газов, а также в применении самых современных спутниковых технологий для определения тех районов, где возможны наводнения. Что касается ГМО, в конце прошлого года USAID оказало поддержку в организации визита в США тогдашнего министра сельского хозяйства Украины, который принял участие в работе конференции по вопросам биологической безопасности и имел возможность обсудить вопросы безопасности генетически модифицированных организмов с министром сельского хозяйства США. При этом замечу, что основная часть проектов в сфере научных исследований и обмена опытом проводится другими государственными ведомствами США, университетами, а также частными структурами.

— Украина стоит перед лицом одной из наиболее быстро распространяющихся в мире эпидемий ВИЧ/СПИД. Нам известно, что в ходе своего визита вы планируете встретиться с вице-премьером Табачником, а также с представителями негосударственных организаций, которые занимаются проблемой ВИЧ/СПИД в Украине. Расскажите подробнее о программе USAID, направленной на борьбу с ВИЧ/СПИД.

— Борьба с пандемией ВИЧ/СПИД во всех странах мира входит в группу первоочередных задач нашего агентства. В сотрудничестве с другими странами и международными донорами мы надеемся обуздать эпидемию и замедлить её распространение, чтобы «пессимистические» прогнозы (более 1,4 млн. инфицированных к 2010 г.) не стали реальностью в Украине. При том, что эпидемия ВИЧ/СПИД — беда для любого государства, для страны с переходной экономикой (такой, как Украина) испытать на себе социальные, медицинские и экономические последствия ВИЧ параллельно с реструктуризацией экономики и системы социального обеспечения — особенно непосильная задача. Поэтому я рад был узнать, что правительство Украины осознаёт тяжесть этой проблемы и не так давно приняло пятую национальную программу по борьбе с ВИЧ/СПИД на 2004—2008 гг.

Два года назад, исходя из растущих объёмов эпидемии и того немаловажного воздействия, которое она потенциально может оказать на общественную, экономическую и политическую ситуацию, Украина была включена в число 23 стран, где борьбу с ВИЧ/СПИД мы рассматриваем как приоритетную цель. По состоянию на 2003 год, около одного процента населения Украины были инфицированы ВИЧ. С 1998 года, согласованно с другими донорами USAID финансирует программу Международного альянса по борьбе с ВИЧ/СПИД, которая оказывает помощь негосударственным организациям на местном уровне в таких вопросах, как просвещение граждан, профилактика ВИЧ/СПИД и поддержка инфицированных. В январе текущего года USAID приступило к реализации новой Стратегии по борьбе с ВИЧ/СПИД в Украине, рассчитанной на пять лет при ожидаемом объёме финансирования 17,5 млн. долларов. Эта программа будет направлена прежде всего не на население Украины в общем, а в первую очередь на потребителей наркотиков инъекционным путём. Основной акцент при реализации программы будет сделан на профилактические мероприятия, а также на проекты на местном уровне. При её внедрении USAID сосредоточит свои ресурсы в восьми областях Украины — Автономная Республика Крым, Днепропетровская, Донецкая, Киевская, Николаевская, Одесская, Херсонская и Черкасская области, т.е. в тех регионах, где отмечен самый высокий уровень заболеваемости ВИЧ/СПИД. Цели программы включают более совершенное предоставление информационных и других услуг, повышение качества разработки, планирования и реализации программ по борьбе с ВИЧ/СПИД на местном уровне, а также смягчение дискриминации по отношению к инфицированным ВИЧ и больным СПИДом. Профилактические мероприятия будут сосредоточены на таких проблемах, как распространение эпидемии среди потребителей наркотиков, передача вируса от матери к ребенку, инфицирование половым путём. В сфере ухода и помощи больным планируется расширение программ социально-психологической поддержки, а также ухода за детьми, инфицированными ВИЧ, на уровне семьи и местных общин.