Внедрение CBT (computer - based testing, то есть компьютерного тестирования) полностью целесообразно. Оно повысит безопасность и надежность теста, поставит всех участников в одинаковые условия и даст возможность внедрять новые инструменты для тестирования, тестировать новые навыки. Это отметили в своем комментарии для "Зеркала недели" консультанты Программы содействия внешнему тестированию в Украине (USETI) Маркус Броер и Марк Зельман.
"В принципе, CBT (computer - based testing) внедрять целесообразно. Во-первых, это повысит безопасность и надежность теста. Будет легче поставить всех участников в одинаковые условия. Во-вторых, даст возможность внедрять новые инструменты для тестирования, тестировать новые навыки", - отметил Зельман.
По словам экспертов, CBT позволяет внедрять в тестирование интерактивные элементы.
"Например, с помощью компьютерной программы студент может провести эксперимент и подготовить отчет о полученных результатах. Хотя люди, вступающие на факультеты естественных наук, проводят эксперименты и в школе, учатся добывать и анализировать информацию, но с помощью бумажных тестов это умение мы проверить не можем", - добавил эксперт.
Зельман отметил, что в то же время переход к CBT не очень простой. "Когда проходишь тест на компьютере, подключается навык компьютерной грамотности. Она будет влиять на баллы. Тот же тест на компьютере и на бумаге человек может пройти по-разному из-за разного восприятия. Появятся также вопросы касающиеся подсчета баллов, поскольку многие люди не привыкли к такому типу тестирования. Если переходить к CBT, то постепенно. Сначала допустить существование на выбор двух типов теста - компьютерного и бумажного".
Кроме того, эксперты подчеркнули, что теперь невозможно сравнить баллы сертификатов нынешнего тестирования с результатами предыдущих (теперь в ВУЗ можно подавать сертификаты с результатами как текущего года, так и двух предыдущих).
"В целом, это возможно, но только в системах, ежегодно дающих тестовые баллы, которые технически можно сравнивать. В Украине на сегодня это невозможно, - отмечает Маркус Броер.
"Есть разные способы обеспечить возможность сравнения результатов тестирования. Первый - использование заданий, повторяющихся с определенной периодичностью из года в год. Однако сегодня после теста абитуриенты у вас получают задание на руки. Второй способ ― использовать во время прохождения теста готовые задания, чтобы можно было сложить тест статистически такого же уровня, как и в предыдущем году. Технически этого сейчас тоже не решить", - заявил эксперт.
"Возможен такой вариант: университеты видят, что уровень знаний абитуриентов нынешнего года выше, чем в прошлом году. И могут решить, например, что людям, приносящим сертификаты прошлого года, необходимо заработать бал повыше. Но идеальное решение - иметь шкалу, которая будет одинаковой для всех тестов во все годы", - добавил Броер.
Эксперт отметил, что теперь одно из важнейших заданий - создание большого банка тестовых заданий. "В нем будут не только апробированные задания, которые доказали свою эффективность, но и новые, которые еще требуют апробации. Мы получим статистическую информацию о том, как эти задания ведут себя в тестах. Но это требует значительных средств и большого количества специалистов", - отметил Броер.
Подробнее о возможностях усовершенствования системы тестирования читайте в статье Алины Бажал "Между абитуриентом и вузом - новые мосты или новые препятствия?" в свежем номере "ЗН"