Заявления о сложности и сомнения в качестве тестов необоснованны, а нервозность по этому поводу нагнетают разочарованные репетиторы, заявил в своем комментарии для «Зеркала недели» директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.
Ликарчук утверждает, что нынешние тесты по английскому языку, из-за которых возник скандал в связи с якобы непомерной сложностью заданий, составлены на основе программы внешнего оценивания по иностранным языкам, утвержденной Министерством образования и науки в 2008 году.
«На наш взгляд, тесты этого года, в частности по английскому языку, немного легче, чем в прошлом году. Многие преподаватели вузов говорят, что он мог быть сложнее, так как речь идет не о выпускном, а о вступительном тесте», - отмечает эксперт.
Недовольство многих этими тестами Ликарчук объясняет следующим образом. «Вижу три причины. Во-первых, в прошлом году тест по английскому сдавало намного меньше абитуриентов, и это была целевая группа, стремящаяся на факультеты, где иностранный язык был профильным. Они сознательно подготовились лучше. В этом году количество сдающих английский возросло, так как сертификаты по этому предмету теперь принимает больше факультетов, и в результате на тестирование пришло больше выпускников, подготовленных хуже, чем потенциальные инязовцы», - сказал эксперт.
«Во-вторых, в этом году сильно подорожали услуги репетиторов. По нашим данным, час занятий с «крутым» репетитором в Киеве стоит до 30 евро. Нам звонили репетиторы с угрозами и заявлениями, что у нас плохие тесты. Звонили и те, кто пользовался их услугами, с одним вопросом: за что мы платили? Родители предъявили закономерные претензии, и теперь репетиторы спасают свое лицо и бизнес таким вот образом. В прошлом году нечто подобное было с историей», - объяснил Ликарчук.
Третьей причиной он считает низкий уровень преподавания иностранных языков в Украине. «Проблема новых учебников актуальна, как ни для какой другой дисциплины. Есть и проблема кадров: в школах работают преимущественно педагоги старой закалки, молодежь со знанием языка за нынешнюю зарплату в школу не пойдет. Мы сегодня переходим к компетентностной модели изучения английского языка, но пока у нас остается старая советская модель», - считает Ликарчук.
Он также отметил следующую закономерность: в прошлом году выпускники тех заведений, представители которых сегодня заявляют о сложности тестов, успехами на ВНО не блистали. И наоборот: там, где педагоги считают, что тесты этого года нормальные, выпускники в прошлом году показали хорошие результаты.
Ликарчук также отметил, что все интересующиеся могут посмотреть на сайте Центра
подробный комментарий профессора, доктора филологических наук, заведующего кафедрой английского языка Харьковского национального университета им. В.Каразина, в котором дается подробная характеристика каждого задания.
Подробнее о ситуации с английскими тестами и о мнении других экспертов читайте в статье Алины Бажал «Мы инглиш нихт ферштейн». Сложные тесты или неподготовленные ученики?» в свежем номере «ЗН».