UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эхо троещинской войны

По поводу случившегося на Троещинском рынке существуют как минимум три точки зрения. Одной из них ...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

По поводу случившегося на Троещинском рынке существуют как минимум три точки зрения. Одной из них придерживается официальная власть, которая посредством высокопоставленных представителей правоохранительных органов уже, как было сказано, успела отчитаться об установлении лиц, причастных к инциденту, и придать ему политический характер. Другая принадлежит независимым экспертам и журналистам. С ней вы могли познакомиться выше. Но есть еще одно видение троещинских событий — глазами жителей столицы. Для того чтобы выяснить, каково же оно, «ЗН» обратилось к социологической службе Центра Разумкова с просьбой провести телефонный опрос среди киевлян. 3—4 сентября 1325 респондентов в возрасте старше 18 лет ответили на наши вопросы.

В первую очередь, обращает на себя внимание степень осведомленности наших граждан. И тому есть логическое объяснение: все, что каким-то образом связано с опасностью для жизни, в любом здоровом обществе вызывает огромный резонанс. Поэтому на вопрос, известно ли им о взрыве на Троещинском рынке, который произошел 20 августа, 94,3 процента опрошенных ответили утвердительно. Немалую роль в этом, нужно заметить, сыграли средства массовой информации. По крайней мере, 40,1 процента киевлян считают, что в СМИ об этом происшествии было достаточно разносторонней информации. Другое дело, какого она была качества. Равнодушных к трагическим событиям на рынке, заявивших, что их это не интересует, среди нас оказалось всего лишь 4,7 процента. Остальные же заметили тенденциозность в подаче материалов о взрывах.

При этом нашлись и такие, кто посчитал, будто информация о троещинском инциденте главным образом была направлена против власти (два процента опрошенных). По всей видимости, эта категория респондентов руководствовалась таким соображением: коль власть через подконтрольные телеканалы который раз интерпретирует события в нужном ей русле, и это заметно невооруженным взглядом, то это работает против власти. Либо эти два процента читают исключительно «Украинскую правду» и смотрят только «5-й канал». Впрочем, первое не исключает второго. 13,7 процента киевлян обнаружили, что информация СМИ о взрывах на рынке направлена главным образом против Виктора Ющенко. Так что эффективность работы провластной пропагандистской машины, ориентированной против лидера «Нашей Украины», не так внушительна, как это можно было бы ожидать, принимая во внимание задействованные ресурсы. И это видно также по ответам жителей столицы на вопрос, способна ли, по их мнению, команда Ющенко пойти на провокации и организовать террористические акты ради дискредитации власти и победы на выборах? Почти 35 процентов опрошенных затруднились с ответом. Лишь 5,8 процента респондентов допустили подобную возможность. И 59,3 процента ответили категорическим «нет».

А вот по поводу потенциала команды главного соперника Виктора Андреевича у столичных жителей несколько иное мнение. 20,8 процента думают, что окружение Виктора Януковича способно пойти на провокации для дискредитации оппозиции и победы в президентской кампании. 37,6 процента убеждены в обратном. 41,6 процента не определились с ответом на этот вопрос.

Но куда занимательнее тот факт, что почти половина киевлян абсолютно не связывают происшествие на Троещинском рынке с политикой. Видать, неубедительными были аргументы и доводы высоких милицейских чинов, говоривших о взрывах как о попытке «свержения конституционного строя» и «дестабилизации обстановки в стране». Каждый третий киевлянин не поверил им. 33,6 процента опрошенных из перечня наиболее вероятных причин случившегося выбрали: «столкновения бандитских группировок, связанные с переделом сфер влияния». Если суммировать их с 11,7 процента тех, кто считает, будто причиной взрывов было хулиганство, то и обнаруживаются почти пятьдесят процентов жителей столицы, которые не верят в политическую подоплеку трагедии. Зато 13,9 процента из них считают, что в основе случившегося — провокация власти, направленная на дискредитацию оппозиции. И у властей есть повод задуматься по поводу своего имиджа в глазах народа. Как, впрочем, и у оппозиции. Пусть немного, всего 2 процента, но есть среди опрошенных и те, кто усмотрел в инциденте провокацию со стороны оппозиции, направленную на дестабилизацию ситуации в стране. Хотя, возможно, это сами же работники правоохранительных органов, чье начальство навязывало обществу подобную точку зрения, и их родственники. 6,4 процента респондентов посчитали, что взрывы на рынке — это террористический акт, связанный с пребыванием украинских войск в Ираке. 26,8 процента затруднились с ответом.

Пожалуй, и не вспомнить за последнее время другое подобное преступление, когда бы столь быстро были найдены подозреваемые в нем. Однако народ наш желает верить правоохранительным органам и в этом случае. Лишь каждый десятый киевлянин на вопрос, будут ли найдены истинные виновники происшествия, ответили: «Они уже найдены». Лишь 18 процентов опрошенных верят, что это произойдет в обозримом будущем. И 54,2 процента убеждены в том, что истинным организаторам взрывов никогда не сидеть на скамье подсудимых.