UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕГО КОРОЛЕВСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО И ЕГО ЖЕ СЕМЬЯ

Историческая ретроспектива и некоторое личное воспоминание Старшие товарищи меня поправят, если ...

Автор: Микола Вересень

Историческая ретроспектива

и некоторое личное воспоминание

Старшие товарищи меня поправят, если я ошибусь, сказав, что члены британской королевской семьи - самые частые гости в Киеве за последние 20-25 лет, имея в виду именно королевские семьи. Дважды за это время в Киеве была Анна - старшая дочь Елизаветы II. Впервые она посетила столицу УССР где-то в середине 70-х и сразу же упала с лошади на конных соревнованиях в Киеве. Через 15 лет принцесса-цесаревна вновь появилась в Киеве, когда две средние и одинаковые буквы «с» в названии несуверенного государства уже были расшатаны и готовы были упасть вместе со словом «не» в словосочетании «несуверенное». Это было во время «Британских дней» в 1990 году. Принцесса тогда побеседовала с нами всеми, кто работал в передвижной студии Би-Би-Си, и сказала мне, что в Би-Би-Си работать почетно и ответственно, что в общем-то не было для меня в то время новостью. Новостью было то, что я просто нарушил этикет, одевшись в свитер и как-то даже не вовремя встав после появления Ее Королевского Высочества. Поэтому когда прибыл принц, я был уже готов к встрече в привычном для членов королевской семьи стиле. То есть, во-первых, был одет в пиджак и галстук (ненавижу!) и просто уже стоял, когда Чарльз вошел, вставать при его появлении я посчитал унизительным для себя и для принца.

То есть, уже понятно, что это уже взрослая игра в этикет. Но все играют в эту игру с удовольствием и даже с каким-то задором. Может быть, в скучном республиканском мире приятно и безопасно играть в монархические игры. А, может, просто приятно подыграть британцам, которые сами, видимо, знают, кто им нужен во главе государства. И спрашивать советов ни у кого не собираются.

Традиционное

Многие сейчас высказывают свое мнение по поводу британской королевской семьи. Об этом писали, кажется, все газеты и журналы мира от «Плейбоя» до «Экономиста». Британская монархия мужественно встретила вызов времени, когда развелась Анна. Это было неприятное, но как бы частное дело, так как Анна практически не могла стать королевой. Это стало ясно, когда рядом с ней появилось сразу три сына Елизаветы. Монархия казалась несокрушимой и тогда, когда развелся принц Эндрю, хотя газеты публиковали фотографии его жены Сары Фергюссон или принцессы Йоркской, почти без одежды, когда она милостиво позволяла себе целовать в щечку техасского миллионера на отдыхе на Французской Ривьере в присутствии своих детей. Но Чарльз - наследник престола, поэтому от его личных дел монархия зашаталась, хотя, видимо, опять устояла. И премьер Джон Мейджор сделал успокаивающее заявление, что государственному устройству ничего не угрожает. Англиканская церковь дала понять, что Чарльз может быть королем даже после развода, хотя у того, кто станет королем после Чарльза, возможно, мать не будет королевой (имея в виду Диану - до недавнего времени жену Чарльза). Новая жена Чарльза, если он женится, также королевой не будет. Ну, в общем, это дело как-то утряслось и фактически, и формально. Другое дело теперь обсуждают и в Британии, и в не Британии. Почему о Виндзорах так часто пишут и говорят в связи с разводами? Если представить себе семью Джона Смита, у которого дочь и три сына, и из четырех детей развелось трое, - это не повод для скандала. Даже если этот самый Джон Смит живет в маленьком городке где-нибудь в графстве Кент или Эссекс. Вряд ли о факте разводов сообщит местная газета. Многие говорят, что Виндзоры всегда были закрытой семьей, и мало кто мог проникнуть в тайны Букингемского дворца. И когда другие королевские семьи Европы постепенно открывали свои реальные или мнимые секреты, Виндзоры были закрыты. Тайна притягивала к себе, и десятки папарацци* тратили сотни тысяч фунтов на поездки за членами королевской семьи, чтобы сфотографировать хоть кого-нибудь. Иногда это были совсем обыкновенные снимки. Например, Диана в купальнике на пляже. Но и эти фото обсуждались и публиковались. Счастливчики получали иногда миллионы фунтов за такую визуальную информацию.

Развод кого-нибудь из норвежской королевской семьи или испанской может вызвать однодневную сенсацию, о которой сразу забудут. Развод любого из Виндзоров - это многомесячный повод для разговоров, иногда напоминающих сплетни. Так что развод Чарльза и Дианы, возможно, помог британской королевской семье преодолеть комплекс необходимой закрытости, и, может быть, теперь все как-то образуется.

Визит

Принц Чарльз приехал в Киев по двум причинам: чтобы принять участие в открытии украинского отделения Всемирного форума лидеров бизнеса, который он основал шесть лет назад, и чтобы побывать в Севастополе на могилах британцев, погибших в крымской войне в середине прошлого века. Но мы будем говорить о бизнесе. Бизнес, как его понимает Его Королевское Высочество, похоже, отличается от бизнеса, как его понимают бизнесмены и бизнесвумены в Украине, России, Молдове и далее по карте бывшего СССР. Бизнес по Чарльзу - это такое преобразующее начало, бизнес, изменяющий окружающий мир. Такой созидательно-прибыльный бизнес, а не просто прибыльный, то есть не только прибыльный. Что-то должно появиться в случае удачной сделки, кроме денег в карманах высоких договаривающихся сторон. По логике, это должно быть выгодно этим высоким сторонам из чисто прагматических соображений. Ну, заработал миллион, ну, купил «мерседес», ну, дом, но а если построить хорошую дорогу к дому - то, во-первых, «мерседес» дольше проездит, во-вторых, по хорошей дороге приятно ехать к хорошему дому и, в-третьих, еще многие смогут ездить по хорошей дороге. Это такой простенький условно-наивный пример. Но он дает хоть какое-то представление о разности во взглядах на бизнес принца Чарльза и бизнесменов восточнее Чопа. Бизнес имеет не всегда позитивный имидж не только в бывшем СССР. Западнее Чопа у бизнеса также есть проблемы с имиджем. Чарльз задался целью этот имидж улучшить. И идя к цели, пытается объяснить бизнесменам, что они также должны приложить усилия к тому, чтобы их полюбили и поверили.

Фонд Чарльза предлагает бизнесменам заняться чем-нибудь общественно, ну и, естественно, лично полезным. Фонд обещает помочь со своей стороны в организации контактов, например, украинцев с британцами или украинских фирм с британскими компаниями, которые имеют опыт создания чего-нибудь общественно-, ну и лично полезного. Получается, что дружат компаниями и деньгами, а посредине стоит принц и улыбается довольный. До этого, правда, далеко. И первая встреча принца с бизнесменами была похожа на первую встречу профессора со студентами. Бизнесмены робели и как-то все время хотели перейти к материальной стороне дела. Некоторые так вообще назвали принца Его Величеством. Сразу захотелось справиться о здоровье Королевы.... Но в общем все остались довольны и сфотографировались на память.

Теперь в Украине есть отделение форума лидеров бизнеса, все будут дружить, помогать дружить будет сам принц, его всемирный форум и британская телерадиовещательная корпорация (Би-Би-Си). И, хочется сказать, все у них получится, потому что обычно получалось. А что касается конфузов, так некоторые буквально недавно шесть лет назад еще и одеться не могли, как подобает перед членами королевской семьи, и вообще не вовремя вставали.

А визит принцу, видимо, понравился. Особенно понравились студенты Киево-Могилянской академии - они держали в руках портреты Его Высочества и плакаты «Чарльз - мы любим тебя!» Такое любому понравится. Да, вспомнил, точно понравился. Он сам говорил, хотя и скромно-иронично улыбался. Это у него привычка такая.

*Папарацци - это такие в первую очередь фоторепортеры, которые часто годами следят за известными личностями, чтобы их зафиксировать, когда они заняты чем-то недостойным с точки зрения общественной морали. Стоимость одного проекта может составить десятки тысяч фунтов. Успех не гарантирован, но в случае успеха гарантирован астрономической гонорар.