Но не в Украине
То, что существование Единых энергетических систем само по себе обещает серьезные конфликты между власть предержащими, украинский политический истеблишмент понял уже давно: большие монополии - большие проблемы. Однако на этой неделе проблемами единых систем была озабочена не украинская, а российская политическая элита. Стало известно об отставке - по существу, несостоявшейся - председателя правления РАО «ЕЭС России» Бориса Бревнова. Напомню, что Бревнов был назначен на эту должность сразу же после появления в правительстве Бориса Немцова: первый вице-премьер пригласил своего тезку и земляка возглавить наиболее критикуемую им за неподконтрольность исполнительной власти государственную монополию.
С момента назначения Бревнова и до последних дней ЕЭС России почти не проявляло себя в СМИ - разве что редко пресс-конференции и интервью Бориса Бревнова, в скандале, приведшем к уходу из правительства и близких к нему структур соратников Анатолия Чубайса, Бревнов также не имел никакого отношения, так как являлся человеком из другой команды. Однако именно после этого скандала Немцов лишился поста министра топлива и энергетики, переданного его первому заместителю Сергею Кириенко. Во время последнего перераспределения обязанностей между Виктором Черномырдиным и его замами было решено, что к главе правительства возвращается контроль над ТЭКом. Именно в это время заговорили об ослаблении позиций первого вице-премьера, именно в это время появились предположения, что немцовские недоброжелатели постараются отвоевать у Бориса Ефимовича «командные высоты». Очевидно, что ЕЭС России выглядели чуть ли не главной командной высотой, еще не оставленной немцовцами.
Содержание конфликта просто до банальности: заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев сообщает прессе о ревизии, которая должна будет пройти в ЕЭС России: там во время проверки обнаружены небольшие злоупотребления со счетами Бориса Бревнова и можно найти куда большие. Пресс-служба РАО опровергает эту информацию, заявляя, что проверяющие стремятся скомпрометировать Бориса Бревнова. Заседает коллегия государственных представителей в РАО, на которой председательствует министр топлива Сергей Кириенко - еще один нижегородец, но уже контролируемый премьером. На заседании Бревнова критикуют, но никто не ставит вопрос о его смещении. Однако после заседания председатель совета директоров РАО Анатолий Дьяков, который уже был - до Бревнова - председателем правления, собирает в своем кабинете группу членов совета директоров. Совет директоров принимает решение об отстранении Бревнова, что незаконно: такие вопросы решаются правительством. На следующее утро здание ЕЭС берется под усиленную охрану, Дьякова туда не пускают, Бревнов говорит о необходимости его отставки и вообще переизбрания совета директоров. Премьер подтверждает, что Бревнов остается главой РАО «ЕЭС России». Конфликт исчерпан?
Вряд ли. Во-первых, очевидно, что смена руководителя РАО нужна была прежде всего Виктору Черномырдину - однако премьер, по мнению наблюдателей, готовился к серьезной, затяжной борьбе, к поражению человека Немцова на собрании акционеров. Для чего Анатолию Дьякову, однозначно считающемуся человеком главы правительства, понадобился кавалерийский маневр, непонятно: впрочем, Черномырдина нередко подводит советская аппаратная выучка его сторонников, часто забывающих, что они находятся на свету. С другой стороны, засветился и Бревнов: причем его обвиняют как раз в том, в чем вообще всегда обвиняют «молодых реформаторов» и в чем они обвиняют всех остальных - в личной нескромности. Оппоненты Бревнова говорят, что он потратил 7 миллионов долларов, принадлежащих компании, на личные нужды. Бревнов, разумеется, это опровергает и даже обещает подать в суд на написавшую об этом газету «Правда». Впрочем, и Чубайс подал в суд на Минкина и Доренко. Однако копание в «грязном белье» председателя правления, разговоры о деньгах за переезд его семьи из Нижнего Новгорода в Москву, о перелетах на самолетах за госсчет, о квартире - все это напоминает раскручивающуюся пружину скандала, схожего с тем же «книжным делом» чубайсовцев. Те же факты, те же подробности - полетел в США с женой и собакой, на казенном самолете, за 350 тысяч долларов, отремонтировал квартиру за 150 тысяч…
Дело, конечно же, не в полетах Бориса Бревнова за казенный счет - «просто тень Бориса Немцова за своим протеже просматривается так же отчетливо, как за хрупкой спиной Юлии Тимошенко просматривалась тень украинского «молодого реформатора» Павла Ивановича. А в ситуации, когда черномырдинская команда подумывает о будущем власти в России вообще и восстанавливает контроль над потерянным, обвинения не выбирают. К тому же история вокруг Бревнова создает благоприятный фон для будущего отстранения от должности министра топлива Сергея Кириенко - ну зачем Черномырдину такой министр? И получается, что если Кириенко будет поддерживать Бревнова - а это сейчас происходит, - то потом, если Бревнов будет вконец скомпрометирован, можно будет сказать, что его сместили незаконно, но правильно, а министр, вместо того чтобы добиться законного смещения, покрывал земляка. А если Бревнов просто уйдет, то Немцов и Кириенко останутся без своего человека на важнейшем посту, что может всерьез ослабить их возможности и опять-таки приблизить отставку Кириенко (и отставку Немцова?).
К тому же объяснять, зачем контроль над ЕЭС накануне любых выборов - парламентских ли, президентских - вряд ли нужно. Такая монополия просто необходима любому человеку, вознамерившемуся возглавить Россию, любой политической силе, стремящейся к победе на парламентских выборах. Смешно было бы думать, что борьба за ЕЭС развернется прямо перед выборами - тогда будет за что побороться, так что решать проблему нужно уже сегодня.
Что противоборствующие стороны и пытаются сделать.