UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДВА «ПАСА» — В ПРИКУПЕ ЧУДЕСА

Первыми, кто нарушит девственность бланков избирательных бюллетеней в Украине, окажутся не избиратели, а избирательные комиссии...

Автор: Юлия Мостовая

Первыми, кто нарушит девственность бланков избирательных бюллетеней в Украине, окажутся не избиратели, а избирательные комиссии. Уже сегодня ясно, что напротив ряда фамилий в сорока миллионах бюллетеней членам комиссий придется проставить оттиск «Выбыл». Такие штампы согласно изменениям, внесенным в закон о выборах президента, уже изготовлены и рассылаются на места. Об этом «Зеркалу недели» сообщили в Центризбиркоме. В этой организации ожидают, что с беговой предвыборной дорожки сойдут не один, не два и даже не три кандидата. Так что со своим выбором нам с вами придется повременить, ибо из кого выбирать окончательно, станет ясно лишь за трое суток до дня всенародного волеизъявления. Именно такой срок предусмотрен законом как died line выхода кандидата из избирательного списка. Именно такой срок обозначила «каневская четверка» как момент истины и окончательного определения того, кто останется на трубе.

«Процесс выдвижения «каневской четверкой» единого кандидата наводит на мысль, что этим самым кандидатом стал Леонид Кучма». Вот такая злая шутка родилась в политических кулуарах, и на сегодняшний день неизвестно, чего в ней больше - шутки или правды. В глазах определенной части электората нерешительность, затянувшийся переговорный процесс и размазывание «белой каши по чистому столу» способны подорвать доверие не только к реальному выдвиженцу К-4, но и ко всем ее участникам в отдельности. Население, ожидающее решительных действий от будущего президента, небезосновательно стремится ощутить решительность действий симпатичных ему кандидатов. Ни решительности, ни эффектности «каневская четверка» не продемонстрировала.

Происходящее за стенами специальной переговорной комнаты, расположенной в бывшем буфете президиума ВР, где периодически проверяют наличие «жучков», нельзя назвать просто битвой амбиций. Это было бы слишком просто. Участникам процесса необходимо было провести ревизию отношений, трат, договориться о действиях на оставшиеся две недели предвыборной кампании, а главное, пунктирно наметить на пироге власти - кому какой кусок достанется в случае победы. Все это дела хлопотные, ответственные и очень щепетильные, однако решать их нужно было не в ночь перед экзаменом, а начиная с 24 августа - дня создания «каневской четверки». Затягивание, неопределенность работали только на руку основному сопернику К-4 - ныне действующему Президенту. Отчасти реабилитировать членов антикучминского объединения может лишь одно - принятое ими решение о поддержке Александром Ткаченко и Владимиром Олийныком кандидатуры Александра Мороза и сохранение на дистанции Евгения Марчука. Эта схема наиболее неудобна и неприятна для ныне действующего Президента. Во-первых, принятие подобного решения означает, что выдвиженец от «четверки» претендует не на место левого кандидата во втором туре (Симоненко или Витренко), а на место Президента. Именно поэтому Евгений Марчук продолжает свою предвыборную кампанию, отбирая голоса у Леонида Даниловича в первую очередь на западе страны. В этой ситуации нельзя исключать, что Марчук вообще рассчитывает стать полуединым кандидатом от правых. Это произойдет в том случае, если на дистанции рядом с ним останется Геннадий Удовенко, а Юрий Костенко и Василий Онопенко откажутся от борьбы в пользу Евгения Кирилловича (что, правда, маловероятно). Во-вторых, поддержка Александром Ткаченко Александра Мороза предоставит экс-спикеру дополнительную структурную поддержку в регионах и не исключено, что лояльность Александра Николаевича может иметь и финансовое выражение. По крайней мере, нужно же спикеру что-то делать с выкупленным рекламным временем на всех отечественных и некоторых зарубежных каналах?

Возможные плюсы от принятого «каневской четверкой» решения могут бомбиться немалым количеством «а если». А если Александр Ткаченко, до сих пор убежденный в своей богоизбранности, в конечном итоге не снимет свою кандидатуру, о возможности чего он уже заявил? А если Петр Симоненко, периодически присутствовавший на переговорах «четверки», так и не захочет проводить пленум и пересматривать решение съезда и останется на дистанции до конца? А если, оставшись на дистанции до конца, Петр Симоненко не выпустит директиву о «свободном волеизъявлении партячеек на местах»? А если рейтинги, представляемые Е.Марчуку окружением, будут по-прежнему демонстрировать прирост электората по проценту в день, то не сочтет ли он связь с тремя левыми сподвижниками порочащей и не отколется ли от них окончательно? А если в отношении основного кандидата от «каневской четверки» Александра Мороза президентское окружение запустит версию о причастности к покушению на Наталью Витренко днепропетровских структур Павла Лазаренко, на которые якобы опирается в этом регионе Александр Мороз? А если команде основного конкурента Александра Александровича удастся разыграть планирующийся фарс с «взятием с поличным» агитаторов Мороза, якобы подкупающих избирателей, и на основании этого обратиться в Центризбирком с требованием снять кандидатуру лидера социалистов с президентского пробега? А если предварительно достигнутое распределение постов, в случае победы Александра Мороза, уже сейчас не устроит его сподвижников по «четверке»? Словом, «если» может быть очень много…

Президентские рейтинги, муссировано вдавливаемые в сознание масс с экранов всех каналов, демонстрируют невозможность выхода кандидата от «четверки» во второй тур. Социологические же срезы ситуации, проводимые штабами членов К-4 весьма разнятся. Марчуковцы убеждены в высокой динамике рейтинга своего патрона. В умопомрачительных электоральных перспективах окружение спикера убеждает Александра Ткаченко. Окружение Мороза представляет исследование, в котором Александр Александрович существенно опережает Витренко и лишь на несколько процентов кое-где (например, в Луганске и Донецке) отстает от Симоненко.

Относительно независимые эксперты считают, что значительный прирост голосов Александра Мороза во время голосования можно ожидать из трех источников: во-первых, считают они, Наталью Витренко в процессе предвыборной кампании поддерживают больше, чем отдадут реально за нее голоса. И причиной измены облюбованному кандидату может стать не перемена взглядов в момент нахождения в избирательной кабинке, а неготовность отдать голос за женщину-президента. Во-вторых, отчаянная кампания, развернутая на телевидении против Александра Мороза (только в программе «На самом деле» было трижды произнесено заклинание по поводу того, что на перспективе Александра Мороза стать единым кандидатом от «каневской четверки» события в Кривом Роге поставили крест), будет способствовать повышению рейтинга Мороза, поскольку согласно законам жанра антиреклама, достигающая критической массы, начинает работать как реклама. И третий источник повышения рейтинга Мороза - это высокий процент неопределившихся. По разным данным он составляет от 30 до 60% электората. Президентские социологи, ссылаясь на мировой опыт, считают, что львиная доля неопределившегося электората вообще не придет на выборы. Социологи от оппозиции убеждены, что две трети неопределившихся находятся в ожидании решения «каневской четверки» и отдадут свои голоса за единого кандидата, выдвинутого этой группой. Но поскольку единого кандидата не существует, то голоса распределятся соответственно своему идеологическому окрасу между Морозом и Марчуком.

Словом, средняя социологическая «температура по палате» показывает, что Александр Мороз сохраняет шансы на выход во второй тур. И это при том, что его окружение считает, что фальсификация в пользу ныне действующего Президента может быть доведена до уровня 10%. Чисто теоретически Александр Мороз имеет шанс оказаться во втором туре даже в случае, если он займет почетное третье место в первом. Но это может произойти при двух условиях: если во второй тур вместе с Президентом выйдет Петр Симоненко, и если лидер коммунистов не захочет брать на себя ответственность за победу Леонида Даниловича, и, предоставив возможность Морозу померяться силами с нынешним Президентом, снимет свою кандидатуру не позже 8 ноября. В этой ситуации согласно закону о выборах, кандидат, получивший третье место, продолжит борьбу в финале.

В целом же вся история самоопределения «каневской четверки» и параллельно происходящая у нас на глазах история борьбы с членами этой организации позволяет сделать вывод: предвыборная кампания-99 - это парад промахов, ошибок, полумер, нарушений всех возможных законов, ощутимый удар по имиджу Украины, как страны, претендующей на место в цивилизованной Европе. И с этим, похоже, уже ничего нельзя поделать, другое дело, что на этих ошибках должны учиться Виктор Ющенко, Виктор Медведчук, Александр Зинченко, Юлия Тимошенко, Владимир Семиноженко и еще ряд политиков, чьи амбиции несомненно пойдут дальше ныне занимаемых должностей. Вполне возможно, что накопленный опыт предвыборной президентской кампании 99-го года пригодится им намного раньше выборов года 2004-го. Ведь независимо от того, кто станет президентом в этом году, ему вряд ли удастся продержаться в президентском кресле отведенные Конституцией пять лет. Экономическая ситуация в стране и смена политических поколений будут служить если не детонатором, то весьма мощным катализатором политических процессов в Украине. Но это уже будет совсем другая история. Давайте для начала переживем эту.