UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДУРНОЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ

Представленную Кабинетом министров в Верховную Раду двухлетнюю программу действий за неделю не похвалил никто, включая депутатов, которые через месяц отдадут за нее голоса...

Автор: Егор Соболев

Представленную Кабинетом министров в Верховную Раду двухлетнюю программу действий за неделю не похвалил никто, включая депутатов, которые через месяц отдадут за нее голоса. Занявший 33 страницы документ с чеканным названием «Открытость, действенность, результативность» удивил бесхребетностью и отсутствием идей. Если Кабинет Виктора Януковича не начнет жить по-новому, получение годовой гарантии неприкосновенности не будет иметь большого смысла с точки зрения конечного результата.

Статья Конституции, которая запрещает парламенту год инициировать отставку правительства в случае одобрения его программы, обусловливает ее политический характер для любого Кабмина. Виктор Ющенко — последний премьер, чья программа получила поддержку в Раде, сделал ее вызывающе маленькой по размеру, списав к тому же многие тезисы с толстого плана реформ, который Сергей Тигипко подготовил для правительства Валерия Пустовойтенко. Поэтому ожидать от нового Кабмина разработки программы в виде серьезного бизнес-плана с учетом всех задач и рисков было нельзя. Однако политический подтекст программы подразумевал, что она должна продемонстрировать настрой и нацеленность Кабинета на возвращение доверия к власти за оставшиеся до выборов президента месяцы.

Янукович, понимающий сложность задачи своего перехода на общеукраинский уровень, в связи с этим уделил подготовке программы повышенное внимание. Общее задание по частям распределили между профильными вице-премьерами. Дискуссии были настоящими и напряженными: фактически за два с половиной месяца одну за другой написали три программы, каждая из которых сильно отличалась от предыдущей. С системностью губернатора крупнейшей области новый премьер попытался привлечь к разработке парламентские силы. Фракции и группы большинства Рады не только присылали свои предложения, но и через лидеров дважды обсуждали документ на заседании правительства.

Однако такой путь привел к очень слабому результату. На треть программа состоит из разнообразных намерений улучшить жизнь украинцев. Это отражает победившую во внутриправительственной дискуссии точку зрения, что нужно писать социально ориентированный документ. Альтернативой этому служила идея подготовить пособие на тему «как ускорить экономический рост», причем до 10%, то есть в два с половиной раза, к следующему году. Но поскольку эту идею в основном лоббировал не самый влиятельный в Кабмине министр экономики Валерий Хорошковский, она проиграла популистской доктрине, за которую выступал госсекретарь Владимир Яцуба. Выполнить же предусмотренные в программе социальные обещания невозможно даже при 20% роста ВВП.

Так, крайне трудновыполнимые планы повысить зарплаты бюджетникам на 25% (вместе с пенсионерами и получателями социальной помощи) дополнены в программе идеей давать безработным деньги на предпринимательство. Правильная и остро актуальная пенсионная реформа граничит с задачей тридцатипроцентного увеличения числа оздоравливаемых за государственный счет детей. Бережливая программа «Школьный автобус» соседствует с планом создать систему льготных долгосрочных кредитов старшеклассникам для получения высшего образования. Большое внимание уделено развитию физкультуры и спорта: к примеру, запрограммированы создание сети центров «Спорт для всех», вовлечение в детско-юношеские школы не менее 10% подростков и запуск внутреннего производства спортивного оборудования.

Гораздо менее амбициозной выглядит экономическая часть программы. Ключевых решений, которые будут сильно влиять на экономическую ситуацию, можно выделить только два: вступление в ВТО и снижение ставок трех налогов: НДС, подоходного и налога с прибыли. Однако эти меры могут принести пользу только при условии проведения всех остальных важных системных и отраслевых реформ. В противном случае открытие рынков и уменьшение доходов бюджета будут иметь разрушительные последствия. Между тем разделы, касающиеся административной и бюджетной реформ, наполнены расплывчатыми формулировками типа «постепенное приведение структуры и процедур деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в соответствие с европейскими нормами и стандартами».

Из предлагаемых в программе отраслевых реформ неплохо выписана только часть, касающаяся аграрного сектора. Там поставлена цель укрепить частную собственность на землю с одновременным запуском программ мелиорации и повышения качества земель. Предусмотренные перемены в ТЭК говорят о желании поменять модель энергорынка и увеличить добычу угля. Раздел, посвященный промышленности, пропитан духом неэффективного протекционизма, а разделы о транспорте, телекоммуникациях, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве вообще ни о чем. При этом программа декларирует задачу добиться 5—6% роста ВВП в этом году, 8% — в следующем с ежегодным притоком миллиарда долларов внешних инвестиций.

Все это — плохой сигнал для правительства претендующего на большую (в сравнении с предыдущим), эффективность. Несмотря на наличие в Кабмине заметных фигур с репутацией то сильной личности, то успешного организатора, то знатока украинской политики, то конструктора хитроумных бизнес-схем, вместе они не смогли произвести внятного документа, который бы продемонстрировал серьезность их возможностей. Причем слабая программа только усиливает впечатление от хаотичного и противоречивого характера действий Кабмина в первые три с половиной месяца его работы. Конечно, правительство может занести в свой актив улучшение наполняемости бюджета, заморозку санкций FATF и промежуточное продвижение в переговорах с ВТО. Но это локальные успехи, достигнутые удачными действиями отдельных членов Кабинета, а не первые результаты общего наступления на экономические проблемы. Напротив, другие решения по ТЭК и тому же бюджету показывают отсутствие в главных головах Кабмина ноу-хау, которое способно принести экономические успехи. Хуже того, некоторые решения говорят о наличии соблазна прирастить родственный бизнес, что может закончиться только политическими проблемами. По сведениям близких к Януковичу людей, он сам обеспокоен, что Кабмин затягивает «текучка». Но отсутствие опыта и, похоже, понимания, каким образом обеспечить экономический прорыв, не дают вырваться из порочного круга. А время работает против правительства.

При всем при этом программа «Открытость, действенность, результативность» имеет высокие шансы пройти Раду. Хотя, кроме «Регионов Украины», никто не заинтересован в повышении безопасности Кабмина, открытых врагов, за исключением блока Юлии Тимошенко, у Кабмина тоже пока нет. По предварительным оценкам, правительство планирует получить около 240 голосов — примерно столько же, сколько голосовало за назначение Януковича в ноябре. Основную поддержку должны обеспечить фракции и группы большинства, связанные с правительством соглашением о солидарной ответственности и своими представителями в кабинете. Они уже сейчас готовы голосовать при условии выполнения их просьб и пожеланий. В частности, фракция Аграрной партии хочет зафиксировать в программе сохранение единого налога для АПК и обязательство тратить на сельскую инфраструктуру 30% государственных расходов на капитальные вложения. Группа из большинства предлагает текстовые изменения показательно-популистского характера. «Народовластие» просит сохранить финансирование фундаментальной науки, «Демократические инициативы» — предусмотреть большую дерегуляцию экономики, НДП — конкретизировать реформы в транспорте и телекоммуникациях, фракция «Трудовой Украины» и Партии промышленников и предпринимателей — заложить программу энергосбережения. С изюминкой — позиция СДПУ(о), которая с присущим ей юмором намерена предложить расписать в программе, как будет проводиться борьба с теневыми схемами при экспорте металлопродукции.

Кроме того, депутаты большинства обязательно используют одну из последних возможностей выбить из Кабмина деньги и посты. К примеру, освободившееся кресло председателя ФГИ в уме держат как «Деминициативы», так и «Народный выбор». Последняя группа не получила портфелей при распределении Кабмина и комитетов Рады и резонно считает, что время расплаты пришло. Группу также интересует пост главы Госкомрезерва и погашение долгов по зарплате на луганских шахтах, где избраны ее депутаты.

Кабмин также рассчитывает на часть голосов коммунистов, «Нашей Украины» и социалистов. Для КПУ и СПУ «сдача» голосов осложнена идеологическими проблемами: их оппозиционность требует отрицательного голосования по таким важным вопросам. Однако обе фракции, не считая Кабмин главным врагом и понимая возможные выгоды при достижении договоренностей, категорически не говорят ни да ни нет, отложив торг ближе к 17 апреля. У «Нашей Украины» необходимости выдерживать чистоту партийной линии нет: блок изначально заявил, что готов поддерживать Кабмин в случае совпадения позиций. Хотя часть депутатов фракции указывают на тот факт, что при назначении Януковича было принято решение не голосовать. Как пошутил один депутат, моральное право нажать кнопку за программу есть только у Александра Омельченко-младшего. Но в основном при принятии решения «Наша Украина» будет руководствоваться политической целесообразностью. Мнения сейчас разнятся: одни считают нужным предоставить Кабмину возможность сломать себе шею, другие отмечают его недружелюбность к их бизнесу, третьи добавляют, что зато Янукович тоже не любит Виктора Медведчука. В итоге, пока фракция поручила Юрию Еханурову и Николаю Жулинскому проанализировать качество программы, держа в уме два разнонаправленных решения: отказ от поддержки и свободное голосование.

Однако позитивное голосование по программе не повысит профессиональные способности Кабмина, так же как не облегчит дальнейшее прохождение правительственных законопроектов. При сохранении нынешней тенденции Кабмин, пообещавший золотые горы, обязательно будет призван к ответу, и тогда ему будет нечего сказать. Поддержка Рады послужит не индульгенцией, а отсрочкой приговора.