UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДУНАЙСКИЕ… «ВОЙНЫ»

Накал страстей и эмоций в Украине вокруг строительства терминала по перевалке нефтепродуктов на Дунае в с.Джурджулешть на южной границе Молдовы продолжает нарастать...

Автор: Яков Могорян

Накал страстей и эмоций в Украине вокруг строительства терминала по перевалке нефтепродуктов на Дунае в с.Джурджулешть на южной границе Молдовы продолжает нарастать. И весьма неприятно, что аргументы и информация об этом проекте, преподносимые общественности в Украине некоторыми политиками и представителями власти почти всех уровней, не всегда корректны и не всегда соответствуют действительности.

К сожалению, речь идет не только об эмоциях, но и о конкретных действиях в этом давно забытом уголке Украины на дунайской границе с Молдовой, о котором вдруг вспомнили.

Попробуем поговорить откровенно и начистоту об этом проекте и ситуации вокруг него.

В Молдове, как и в Украине, с момента провозглашения в 1991 году независимости, начались весьма сложные и порой болезненно проходящие процессы формирования, практически с нуля, государственности. Вероятно, ни для кого не секрет и вполне понятно, что одним из аспектов существования любого государства является гарантия его экономической безопасности. Поэтому все эти годы, пройдя целый ряд этапов, велась проработка вопроса о строительстве собственного молдовского порта на Дунае, в результате чего и пришли к решению о строительстве нефтетерминала.

В этот же период внимательным образом и в разных вариантах рассматривалась альтернатива данному проекту в виде совместного использования украинского порта Рени, расположенного в 6-7 км ниже по Дунаю. К сожалению, именно конкретные действия, события и не всегда успешные попытки наладить нормальное экономическое сотрудничество между нашими государствами, все больше и больше убеждали в бесперспективности данной альтернативы.

Думаю, не нужно в деталях напоминать, как все эти годы в Украине резко, порой за одну ночь, менялись таможенные и транзитные правила, вводились все новые и новые сборы. Только резкое введение в прошлом году 130% залога с изъятием 3% за услуги в пользу частной компании за транзит через Украину подакцизных грузов принесли огромные убытки многим предприятиям, коммерческим структурам и в целом бюджету Молдовы. К слову, поиски обходных путей мимо Украины закончились тем, что с тех пор ренийский нефтетерминал и порт в целом практически потеряли молдовских клиентов, тем более что к тому времени там прочно обосновались рэкетиры.

А как все эти годы резко поднимались железнодорожные тарифы в Украине! В 1996 году молдовские импортеры при перевозке нефтепродуктов из России за одну треть пути, проходящего через Украину, платили почти две трети всех транспортных расходов.

Еще один аспект молдово-украинских отношений - переговоры по статусу собственности Молдовы на территории Украины. Длятся они уже более шести лет, но решения так и не найдено, потому что каждый раз находились самые разнообразные причины, появлялись другие законы и т.д., а закончилось тем, что эта «ничейная» все эти годы собственность все более приходит в запустение.

Это всего лишь факты, и никоим образом не хочу давать оценку действиям властей Украины, поскольку их неоспоримое право принимать те решения, которые ее конституционные власти считают нужными. Но после анализа и с учетом ряда других обстоятельств в Молдове все же было принято решение строить собственный терминал.

Логично было бы с точки зрения государственного подхода привлекать крупные иностранные кредиты для реализации их на территории другого государства, создавая там новые рабочие места, поступления в бюджет, а спустя некоторое время доказывать свои права на эту собственность или оказаться не в состоянии ее эффективно использовать в силу столь часто меняющихся условий в данном государстве? Безусловно, нет. Тем более что речь идет о проекте, обеспечивающем экономическую безопасность государства, являющегося одним из важных в сфере реформирования энергетики, базовой проблемы для восстановления экономики и вывода ее из кризиса.

И каких-либо проблем в молдово-украинских отношениях в связи с проектом строительства терминала до его начала в ноябре прошлого года не было.

Но как только начались работы, уже в декабре в Кишиневе появилась первая группа официальных представителей Украины, к сожалению, не с целью получить информацию о проекте, а чтобы сделать первые категорические заявления. Дальше пошло-поехало: заявления официальных лиц, декларации разного уровня политиков (особенно в разгар предвыборной кампании в Украине), обвинения, упреки, что, де, терминал строится на украинской территории, что об этом никто не информировал Украину, что это угроза экологии и многое другое.

Начну с того, что материалы земельного дела, на основе которых принято решение о выделении земли компании TERMINAL S.A. для строительства терминала, показывают, что переданная земля изъята у хозяйств и предприятий Республики Молдова, в пользовании которых она находилась прежде.

Почти за три года работы совместной молдово-украинской комиссии по делимитации границы, в том числе и на встрече премьер-министров в прошлом году, не возникал вопрос о существующей границе землепользования в зоне возле села Джурджулешть, примыкающей к Дунаю. Я говорю о границе землепользования, потому что сегодня, до установления государственной границы, именно она признается границей между Молдовой и Украиной. Но как только на площадке начались работы, вдруг исчез забор из колючей проволоки, установленной еще в 1992 году украинскими пограничниками, как раз по границе землепользования. В той же совместной комиссии украинская сторона перестала признавать представляемые документы о разделении землепользования, подписанные местными властями Молдовы и Украины, не предъявив ни одного встречного документа.

А суть в том (и об этом официальные представители Украины говорят открыто), что не будь терминала - не было бы проблемы границы, и необходимо никоим образом не допустить его строительства, поскольку это окончательно якобы погубит и без того дышащий на ладан ренийский порт. И таким образом украинской стороной устами членов совместной комиссии по делимитации границы напрямую увязываются не имеющие никакого отношения друг к другу вопросы делимитации границы, строительства терминала и использования ренийского порта.

К сожалению, дело ограничилось не только словами, но и действиями. Стремясь помешать любой ценой, с февраля в пойменной к Дунаю части в одностороннем порядке украинскими властями была весьма странным зигзагом сдвинута граница. Режимы охраны и инженерного обустройства, организованные на этом 100-метровом участке, похлеще, чем на таджикско-афганской границе.

Никоим образом не соответствует действительности и утверждение о том, что украинские власти не были информированы о намерениях молдовской стороны строить порт. Еще в июле 1993 года об этом МИД Молдовы официально известил Дунайскую комиссию, членом которой является Украина.

В процессе исследования проблем терминала на переговорах 3 ноября 1994 года в Киеве правительственные комиссии Молдовы и Украины, возглавляемые вице-премьерами, соответственно В.Куневым и В.Шмаровым, договорились, что «по просьбе делегации Республики Молдова украинская сторона рассмотрит внесенное предложение, касающееся предоставления участка на реке Дунай, протяженностью примерно в 1000 м, необходимого Республике Молдова для строительства нефтяного терминала в районе с.Джурджулешть». Тогда подразумевался вариант более удобного размещения терминала ниже по течению Дуная.

Еще один свежий факт. Решение ЕБРР о финансировании молдовского проекта весной 1997 года обсуждалось на собрании банка в Лондоне. Никаких замечаний или заявлений со стороны Украины, как одного из государств-учредителей банка, ни до того, ни тогда не поступило.

Также вдруг неожиданно в последнее время проявилась обеспокоенность украинских властей экологическими аспектами проекта. Между тем, еще на предварительной стадии (согласия финансировать данный проект) ЕБРР поручил провести всестороннюю экспертизу идеи строительства терминала известной голландской компанией Frederic R. Harris, которая совместно с молдовскими специалистами в течение более чем полугода подготовила обстоятельный доклад. Результаты этих исследований были рассмотрены в Кишиневе на общественном обсуждении проекта 9 декабря 1994 года. А 23 ноября молдовской стороной были направлены приглашения в адрес Министерства экологии Украины, департамента охраны окружающей среды Одесской области, Национального экологического центра Украины. Тогда же в Одессу направили проект отчета по экологической оценке проекта. Но ни в то время, ни позже ни отзывов, ни замечаний не поступило.

Как бы это ни было неприятно, но обратимся к еще одному факту, который на фоне последних событий заставляет задуматься над отношением к нам, молдованам, нашего большого соседа (или друга?). С 1991 года единственный член Дунайской комиссии - Украина была категоричным противником приема Молдовы в эту международную организацию. Неизвестно, что изменилось, но совсем недавно и Украина согласилась.

Чем же так страшен для Украины доступ Молдовы к узкому кусочку дунайского берега?..

Описанные выше почти «военные» действия на узком клочке границы на Дунае, на мой взгляд, совершенно неприемлемы в отношении другого государства. Требования о чуть ли не обязательном предоставлении проекта на согласование в Киев дружественными назвать сложно, и вряд ли они украшают украинскую дипломатию. А заявление руководства страны о том, что «...молдовская сторона ускоренными темпами готовится строить нефтетерминал вблизи г.Рени» и потому «за этим - прямые экономические убытки для Украины, и удар по ее политическому престижу», вряд ли к лицу государству, готовящемуся ко вступлению в ЕС и даже в НАТО.

Не хотелось бы понимать вышесказанное как то, что причиной экономического спада если не во всей Украине, то по крайней мере в Одесской области, является пока еще строящийся терминал в с.Джурджулешть в Молдове.

Что же касается политического имиджа, то как для человека, так и для государства, он во многом зависит от того, насколько корректно и уважительно построены взаимоотношения с окружающими…

Безусловно, над проблемой современного оформления границ с Украиной висит исторический документ - указ президиума Верховного Совета СССР №45 от 4 ноября 1990 г. об установлении границ между Украинской ССР и Молдавской ССР. Это сложный и деликатный вопрос во взаимоотношениях двух уже ставших независимыми государств. И как бы ни хотелось, но без политическо-юридической оценки тех событий дальнейшие отношения, так или иначе, могут осложниться. Ситуация в районе Джурджулешть - тому пример.

Речь не идет о каком-либо возврате к ситуации до упомянутого указа - это явно путь тупиковый, но о том, чтобы на основе совместной оценки данного факта, виной которому не были ни Украина, ни Молдова, найти компромисс в оформлении нынешних границ между государствами.

Первым шагом в этом направлении могло бы стать открытое совместное изучение архивных документов по установленной тогда границе, которых нет в Молдове, но должны быть в Москве и Киеве. Вот этого пока не получается. Думаю, что становится все более ясным - затягивание в решении проблем в этой и еще двух точках нашей будущей границы не в пользу ни Украины, ни Молдовы, и не служит укреплению авторитета одного или престижа другого государства.

Почему на фоне сложных проблем в самой Украине нельзя понять, что для Молдовы собственный порт с выходом на морские торговые пути имеет далеко не только экономическое значение, но и несет в себе большой политический смысл (имея в виду, что Дунай - не только крупнейшая водная, но и политическая артерия Европы). Чем грозит Украине политическая и экономическая стабильность в Молдове? Вписывается ли в те основополагающие принципы сотрудничества в Европе, полноценными участниками которого являются и Украина, и Молдова, то, что сейчас происходит на маленьком клочке дунайского берега?

Мне же, как и многим гражданам Молдовы, связанным с Украиной годами учебы, работы, родственными узами, замечательными друзьями, обидно видеть происходящее, сложно найти в нем здравую логику. Трудно жить рядом с соседом, не уважая его, тем более не считаясь с ним. А ведь наша многовековая история говорит о том, что молдоване и украинцы шли не столько рядом, сколько вместе.

Неужели бедность, в которую так резко окунули и украинцев, и молдован, лишила нас вдруг способности понимать друг друга?

От редакции. Прежде, чем представить читателям мнение Якова Могоряна о проблемах, возникших в связи с решением Молдовы построить собственный нефтепродуктоперевалочный терминал вблизи ренийского, редакция «ЗН» приложила немало усилий, чтобы одновременно представить и мнение МИДа Украины. В управлении информации МИД нам сообщили, что это весьма сложная проблема, и уполномочен о ней говорить только замминистра К.Грищенко. К сожалению, пока он в отъезде. Мы ожидали две недели. Редакция «ЗН» надеется, что после возвращения К.Грищенко прокомментирует вышеописанную ситуацию. Тем самым, мы надеемся, будет воссоздана полная картина и, возможно, хоть в какой-то мере проясниться ситуация. Во всяком случае, мы надеемся, что в этом заинтересованы все.

TERMINAL S.A. - совместное молдово-греческое предприятие.

Учредитель компании со стороны Молдовы - TIREX PETROL S.A., которому принадлежит 41% в уставном капитале.

Греческому соучредителю - TECNOVAX S.A. принадлежит 39%.

ЕБРР владеет 20% компании TERMINAL S.A.

TERMINAL S.A. осуществляет свою деятельность на основе концессионного договора с правительством Республики Молдова. Срок концессии составляет 25 лет, после чего объект безвозмездно будет передан государству, если стороны не придут к соглашению о продлении концессии. Условиями концессии предусмотрено, что TERMINAL S.A. осуществляет строительство и эксплуатацию терминала по перевалке нефтепродуктов в районе села Джурджулешть на Дунае за счет собственных и заемных финансовых средств и обеспечит перевалку 2,1 млн. тонн нефтепродуктов в год, поступающих водным путем.

Правительство Молдовы со своей стороны предоставляет компании безвозмездно землю для строительства, обеспечивает терминал внешними инфраструктурными сооружениями и гарантирует его минимальную загрузку в объеме 1 млн. тонн нефтепродуктов в год.

Стоимость строительства терминала - 38 млн. долларов, из которых 25,5 млн. долларов - кредит ЕБРР. Срок окончания строительства и начала эксплуатации терминала - сентябрь 1999 года.