НАРОД И ВЛАСТЬ ЕДИНЫ. НО ЭТОГО МАЛО
О том, что наша страна избрала своим стратегическим направлением развития интеграцию в европейские структуры, сегодня не только заявлено на самом высоком уровне. Первое упоминание об этом датируется даже не инаугурационной речью Президента, а заявлением того же автора в 1998 году. Нынче задача обеспечения европейской интеграции Украины включена в правительственную Программу в качестве приоритетной. На июнь запланировано рассмотрение Кабмином проекта программы вступления Украины в Европейский союз. Все это, вместе с состоявшимся на этой неделе третьим заседанием Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС, которое, по словам премьера Виктора Ющенко положило начало «чрезвычайно серьезному сотрудничеству», не оставляет места для сомнений — власть отдала команду: «Двигаться в Европу».
Из интервью Виктора Ющенко «Зеркалу недели»:
« — Можно ли считать, что с назначением Романа Шпека представителем Украины в ЕС у нас появятся более тесные связи в этом направлении?
— Я хотел бы, чтобы в европейском направлении мы покончили с теми противоречиями, которые у нас есть, и с неопределенностью с точки зрения действий, а не политического решения. Политическое решение Президентом задекларировано четко и однозначно. Но у нас существует дефицит контактов на правительственных уровнях, на уровнях соответствующих министров. У нас был прекрасный контакт на президентском уровне с высшим руководством ЕС. Это действия, которые мы бы хотели дополнить эффективными шагами, ибо еще есть много проблем, которые надо снимать. Для того, чтобы говорить о членстве во Всемирной организации торговли, надо провести 25 консультаций с 25 рыночными структурами Украины и снять 17 критериев показателей из законодательства, которое сегодня действует. Надо провести экспертные дискуссии и консультации с тем, чтобы убедиться, что мы априори говорим об одних категориях, которые имеют законодательную идентичность, или же мы говорим теми же фразами, а де-юре имеем в виду что-то другое. Поэтому наши стремления и видение в рамках реализации политического курса Президента в этом направлении — это выстроить те отношения и тот регламент, которые у нас сложились с Всемирным банком, Международным валютным фондом, где мы имеем четкое представление о процедуре, о логике действий по отношению к нам и наших действиях по отношению к партнерам».
Сегодня уже определены этапы движения Украины в Европу: вступление в ВТО и получение статуса страны с рыночной экономикой еще в этом году. Затем — создание зоны свободной торговли и обретение статуса ассоциированного члена Евросоюза.
Курс на европейскую интеграцию поддерживает и народ Украины. Результаты апрельского опроса, проведенного социологической службой Украинского центра экономических и политических исследований (УЦЭПИ) засвидетельствовали — большинство украинских граждан (57%) считают, что Украине необходимо вступить в Европейский Союз. При этом, 44% опрошенных выступают за вступление в ЕС в ближайшие пять лет, 9% — в ближайшие 10 лет и 4% — в ближайшие 20 лет. Против подобного шага высказались только 20% респондентов.
Налицо как единство власти и населения в этом важном вопросе, так и устойчивое желание наших граждан видеть Украину в числе благополучных и процветающих европейских стран.
В то же время достичь реализации намеченного, к сожалению, будет гораздо сложнее, чем предшествующего ему консенсуса. По оценкам экспертов, в ближайшие 10 — 15 лет Украина вряд ли сможет в полной мере соответствовать тем критериям, по которым определяется готовность стран-кандидатов к полноправному членству в ЕС.
Первый критерий связан со стабильностью институтов, гарантирующих принципы демократии и законности в стране-кандидате, соблюдение прав человека и уважение прав национальных меньшинств. Второй — связан с наличием эффективно функционирующей рыночной экономики. Третий — способностью страны выстоять в жестких рыночных условиях внутри Европейского союза. Четвертый критерий относится к соответствию кандидата требованиям политического, экономического и валютного Союза, в том числе принятие законодательного достояния Союза, а это почти 80000 страниц, содержащих нормы европейского права. Пятый критерий допускает вступление кандидата только тогда, когда это не угрожает Союзу потерей уже достигнутого уровня интеграции.
В то же время, на фоне повышающихся цен на хлеб, жилье и периодического отключения электроэнергии, около одной пятой граждан нашей страны, согласно упомянутому выше опросу УЦЭПИ, считают, что Украина никогда не выйдет на уровень стран ЕС. Более 30% — все-таки надеются, что это произойдет в ближайшие 50 лет. И только 14% респондентов верят, что нам удастся осуществить прорыв в ближайшее десятилетие.
Кроме того, нет пока четкого сигнала и из Европы. Украина сегодня не входит в число 12 стран-кандидатов, которые ведут переговоры о вступлении в Европейский союз, а Совместная стратегия ЕС по отношению к Украине не содержит прямого указания на то, что нашу страну в будущем хотят видеть полноправным членом ЕС.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ К ЦЕЛИ
Достаточно осторожная позиция самого Евросоюза относительно перспектив сближения с Украиной выглядит не самым большим препятствием на фоне внутренних ограничивающих факторов.
Во-первых, существующая в Украине нормативно-правовая база практически по всем признакам отличается от единых правил ЕС. Во-вторых, приоритетные области экономики Украины (сельское хозяйство, черная металлургия, легкая промышленность) не вписываются в плотно распределенное рыночное пространство Европейского союза. В- третьих, низкий уровень конкурентоспособности основной массы украинских предприятий в случае применения правил ЕС приведет к их краху с соответствующими социальными последствиями. И, наконец, в-четвертых, Украина пока еще не способна, даже в среднесрочной перспективе, нести финансовое бремя взносов в ЕС.
Неудивительно, что в этой ситуации в отношениях Европейского союза с Украиной политическая составляющая преобладает над экономической. Украина для Евросоюза, доля которой в его внешнеторговом обороте составляет всего 0,42% вряд ли представляет значительного торгового партнера.
Несмотря на обоюдное желание поднять уровень экономического сотрудничества, достичь этого будет чрезвычайно сложно. Необходимо учитывать, что при расширении ЕС на страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) объемы внешней торговли с этим регионом (сейчас они составляют порядка 10% во внешнеторговом обороте Украины), а соответственно и с ЕС, по ряду причин вероятно уменьшатся.
Во-первых, внешнеторговый режим Украины с рядом стран ЦВЕ, которые войдут в ЕС, в целом ухудшится. Во-вторых, для некоторых групп украинских товаров, которые традиционно поставляются в страны-кандидаты возникнут дополнительные технические, экологические, сертификационные и иные барьеры. В-третьих, часть экспортных ниш на рынках ЦВЕ будут потеряны, так как новые члены ЕС из числа этих стран будут переориентироваться на импорт товаров и сырья в общем рынке ЕС, где внутренние экономические барьеры практически отсутствуют. И, наконец, в четвертых, создаваемые визовые барьеры существенно ограничат не только контакты на уровне представителей деловых кругов, но и создадут серьезные препятствия для мелких торговцев, что будет ограничивать развитие торгово-экономических связей.
В этой ситуации для приближения стратегической цели — интеграции в ЕС мы должны, наряду с целенаправленной работой на европейском направлении, использовать любые возможности для наращивания экономических мускулов. Это касается как ускорения реформ внутри Украины, так и поиска перспективных рынков для сбыта отечественной продукции и увеличения валютных поступлений в страну.
НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД
Из интервью Виктора Ющенко «Зеркалу недели»:
«— Не считаете ли вы, что путь от Евразии к Европе лежит через Африку, Латинскую Америку или страны Азии? Я имею в виду, что для того, чтобы Украине стать на ноги в экономическом плане, ей нужно намного больше использовать рынки третьих стран. Из России нас вытесняют, в Европу не пускают. Так есть ли у нас перспективы на внешних рынках?
— Вы абсолютно правы. Если провести анализ за последние полгода, то легко обратить внимание на динамику в нашей торговой политике как по экспорту, так и по импорту. Обращает на себя внимание, то что Украина достаточно оперативно меняет географию своих внешнеторговых связей. Если вы посмотрите по цифрам, как меняются акценты на ЕС, то они сейчас очевидны. Меняются акценты и на дальние рынки, в т.ч. американский и южноамериканский. За первый квартал 2000 г. мы имеем динамику прироста экспорта в США на 15 %. Это не тот экспорт, который был год назад. Это экспорт, который пережил российский кризис, девальвацию. Он вышел в более эффективную конъюнктуру рынка. Это экспорт, за который надо бороться, он конкурентоспособен. За последние полтора года у нас произошло достаточно резкое падение торговой активности фактически по всем направлениям, в т.ч. и с Америкой. Но благодаря этому мы вышли на другое качество конъюнктуры и конкурентоспособности наших товаров, мы вышли с другими товарными позициями и возможностями. Европейский выбор ценен тем, что европейские стандарты, особенно торговые, говорят о том, что любое государство, которое к ним обращается, адаптируется, оно идет путем резкого повышения конкурентоспособности национального продукта. Не сделав этого, нельзя, простите, дергаться на Запад. Говоря об ориентации на европейские торговые или экономические структуры, мы прежде всего «качаем свои мускулы». Это единственный способ утвердить стандарты жизни в Украине, благополучие, экономику и в конечном счете — демократию».
Однако, анализ географической структуры товарного экспорта Украины показывает, что замещение объемов продукции, поставляемой в страны СНГ, происходит не только и не столько за счет увеличения экспорта в страны Европы, а скорее за счет активизации торговли на рынках третьих стран (см. диаграмму).
И это совершенно естественно. Западные рынки на сегодня зрелые и даже перезрелые. Все ниши там перераспределены. Европейский рынок насыщен товарами с низким уровнем обработки и сельхозпродукцией, а именно эти товары составляют на сегодня львиную долю украинского экспорта.
В то же время, рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки достаточно динамично развиваются, даже несмотря на некоторое замедление, вызванное кризисом. Они очень перспективны для сбыта продукции машиностроительного комплекса, металлопроката, предоставления научно-технических и строительных услуг, сотрудничества в сфере ВПК. Там активно ищут новых поставщиков с более дешевой продукцией. Для Украины, чьи козыри зачастую ограничиваются как раз низкой ценой при достаточно приличном качестве товаров, — это одна из реальных возможностей увеличить валютные поступления в страну.
Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что в этих регионах есть страны, торгово- экономическое сотрудничество с которыми державы Запада сдерживают по политическим соображениям. В то же время при разумном балансировании можно найти варианты получения экономической выгоды без нарушения международных обязательств.
Несмотря на то, что развитые страны уже во многом приучили развивающиеся к определенным потребительским стандартам — все же торговать в Азии, Африке, Латинской Америке пока еще намного легче. Здесь и общие требования помягче, чем на Западе, и к цене товара относятся повнимательнее. К тому же, зачастую спросом пользуется продукция, которую легче освоить. Некоторые западные компании даже выпускают упрощенные модели оборудования именно для продажи на этих рынках. Так что Украине с ее достаточно надежным и простым в эксплуатации оборудованием сам Бог велел побороться за его сбыт.
В то же время, конкурентоспособность — это не только качество товаров, но и сервисное обслуживание, сроки поставок, надежность партнера и т.д. В этом смысле мы еще серьезно отстаем. Необходимо активно создавать свои «точки присутствия» — коммерческие центры, торговые дома, представительства крупных отечественных фирм. И хотя анализ рынков, маркетинговые исследования — это задача скорее не государства, а бизнес-структур, тем не менее, активная помощь наших «внешних» ведомств в предоставлении информации и обеспечении политической поддержки просто необходима.
Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются и руководством страны, и МИДом. И все же наши чиновники пока еще гораздо охотнее ездят на Запад, чем в страны третьего мира.
Мы должны четко понимать: если не обеспечим эффективных маркетинговых исследований, страхования экспортных поставок, достаточного финансирования экспорта, определенной политической поддержки, наконец, мощных PR—кампаний по продвижению украинской продукции на развивающиеся рынки — благоприятный момент может быть упущен.
Опыт стран ЦВЕ, в частности Венгрии, показывает, что, если уделять активное внимание рынкам третьих стран, в том числе не отказываясь от мелкосерийных поставок, можно достичь хороших позиций в отечественной экономике и тем самым приблизиться к заветной мечте большинства постсоциалистических государств — интеграции в европейскую семью богатых и цивилизованных стран. У Украины такой шанс еще есть. Главное — правильно им распорядиться.