В выпуске «Зеркала недели» №25 от 20 июня 1998 года читатели могли познакомиться со взглядом на проблему украино-молдовских, в частности приграничных, отношений в материале автора из Молдовы - заместителя генерального директора компании TERMINAL S. A. Якова Могоряна. Вполне естественно, что его эти проблемы задевают, что называется, за живое. И очевидно, что проблемы установления государственной границы между Украиной и Молдовой на сегодня окончательно не урегулированы. К сожалению, наши попытки представить читателям сразу мнение двух сторон не увенчались успехом. Как вы сами знаете, наверное, зачастую чиновники, в данном случае из Министерства иностранных дел Украины, не отличаются оперативностью. Как недавно выяснилось, сотрудники этого министерства, уполномоченные организовать встречу корреспондента «ЗН» с дипломатом, посвященным в нюансы процесса делимитации украино-молдовской границы, мягко говоря, не торопились это сделать - вплоть до поездки министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка в Молдову.
Мы признательны Дмитрию Ивановичу Ткачу, заместителю министра иностранных дел, который объяснил нашему корреспонденту суть вышеназванной проблемы.
- Дмитрий Иванович, несмотря на то, что сначала наши читатели могли познакомиться с мнением молдовского автора, сегодня куда важнее услышать от вас не столько комментарий позиции автора той статьи, сколько официальное мнение МИДа Украины о проблемах установления украино-молдовской границы.
- Начнем с того, что еще в 1995 году создана совместная украино-молдовская комиссия по делимитации границы, которая собственно и занимается этой проблемой. Чтобы все понимали, о чем идет речь, кратко расскажу, что же такое делимитация границ. Во времена Советского Союза границы между республиками носили условный характер. То есть устанавливались определенные исходные точки - и все. Сама же граница не была должным образом определена и не была привязана к местности. Так случилось и с украино-молдовской границей, в частности в районе села Джурджулешть. Когда, согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1940 года, было принято решение о разграничении территорий Украинской и Молдавской ССР, была установлена конечная точка границы двух тогдашних республик - на реке Прут. И, согласно тому решению, Молдавская ССР практически не имела выхода к непосредственному берегу Дуная...
- А сегодня что-то изменилось?
- Вся работа по делимитации украино-молдовской границы вообще основана на компромиссе. Есть много проблем, которые - без компромиссных решений - нас просто заведут в тупик. Например, как это могло бы случиться с молдовским селом Бесарабяска (мы его называем - Бесарабка). Исторически так сложилось, что там установлена была административная граница Украины и Молдавии. И всеми землями, угодьями, заливными лугами возле этого молдовского села испокон веку пользовались его жители. В то же время необходимо отметить, что село разрасталось в сторону Украины, люди строили дома, несмотря на формальную границу, которая просто разделяет этот населенный пункт чуть ли не пополам... Поэтому хотел бы подчеркнуть, что делимитация - это процесс, если хотите, своеобразных взаимных уступок. Если взаимные уступки есть, тогда есть нормальный процесс обсуждения проблемы.
- И когда же началось обсуждение, так сказать, приграничных проблем между Украиной и Молдовой?
- Первое заседание совместной украинско-молдовской комиссии по делимитации границы состоялось 14 июля 1995 года. На сегодня проведено уже 7 заседаний этой комиссии; 10 раундов переговоров рабочих групп. Речь идет о протяженности границы Украины с Молдовой в 1202 км. На сегодня сторонами согласовано 1172,9 км (97,6%) границы. Остался небольшой отрезок - около 29 км (2,4%). Осталось достигнуть компромисс по трем приграничным точкам - Паланка, Бесарабяска и Джурджулешть.
Наиболее сложным вопросом является Джурджулешть, потому что по Паланке и Бесарабяске мы вроде находим общий язык и обе стороны согласны пойти на некий «размен». В районе Паланки - в чем и состоит сложность - проходит трасса Измаил-Одесса, и если часть этой дороги отойдет Молдове, соответственно возникнут некоторые проблемы. В районе Бесарабяски могли бы возникнуть проблемы у молдовской стороны. Поэтому был найден разумный компромисс - «обмен» территорий.
Я хочу подчеркнуть, что Украина и Молдова - изначально дружеские страны. И мы сразу договорились, что будем учитывать исторически сложившееся землепользование (именно благодаря этому мы и смогли уже проделать такой объем работы).
- А в чем проблема с Джурджулешть?
- В указе 40-го года, о котором я уже говорил, граница Украины и Молдовы «упирается» в реку Прут. Село Джурджулешть было отнесено к Молдове. То есть эта начальная южная точка государственной границы должна находиться между с.Джурджулешть и устьем р.Прут. Мы постоянно об этом говорили на переговорах, постоянно на это ссылались.
Но есть еще одна деталь - исторически сложившиеся границы землепользования. Так вот в районе Джурджулешть такая ситуация. Земли населенного пункта расположены вдоль железной дороги, а затем «поворачивает» вправо и «идет» на пограничный знак № 1335/36. Этот знак был установлен еще советско-румынской демаркационной комиссией как раз в устье реки Прут. И сегодня на всех уровнях речь идет о том, как определить вот эту линию землепользования от железной дороги.
- Но, вероятно, обе стороны предлагали свои варианты компромиссного решения на этом придунайском клочке...
- Первое предложение, которое мы получили от молдовской стороны в январе 1996 года, состояло в том, чтобы Украина согласилась «уступить» 1800 метров от устья реки Прут. Аргументировали они такой вариант тем, что именно в этом месте в 1940 году находилось устье реки Прут. Но мы с этим вариантом не согласились.
- Почему?
- Дело в том, что решение об установлении границы в 1940 году между Украиной и Молдовой, документально подтвержденное (это принципиальный момент!), содержит только, так сказать, описание - то есть формальное перечисление основных точек, по которым должна проходить линия границы. Но это решение не закреплено в картах. Если бы были эти карты - сегодня никакого спора не было бы.
- Поэтому нужно искать компромисс...
- Молдовская сторона сначала «запросила» 1800 м, затем - 1300 м, потом - 1000 м...
Теперь они вообще говорят: «Дайте нам хоть 600 м». Здесь должен быть принят вариант, который объяснял бы всем, почему принят именно такой вариант. Сегодня эти проблемы продолжают обсуждаться. 17 июля министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк был в Молдове, и одним из главных обсуждаемых в ходе его встреч вопросов и был вопрос делимитации границ. Украинская сторона представила свое видение молдовской стороне и передала свои предложения, которые, на наш взгляд, логичны...
- Простите, нельзя ли сразу уточнить: в чем они состоят?
- Видите ли, все предложения, которые носят актуальный характер и сам переговорный процесс является закрытым. Поэтому пока молдовская сторона не ответит на наши предложения, мы не имеем права раскрывать, что называется, карты, даже такой уважаемой газете, как «Зеркало недели».
- Тогда, может, уточните, насколько последнее на сегодня предложение Украины отличается от предложенных молдовской стороной 600 метров?
- Единственное, что я могу сказать, - оно отличается... Тем не менее мы пошли на компромиссный вариант, учитывающий желания молдовской стороны быть придунайской страной... Я думаю, что если бы не строительство нефтепродуктоперевалочного терминала в районе Джурджулешть, им бы хватило и 10 метров...
- Чтобы пограничный столб поставить и объявить, что Молдова - придунайское государство...
- Но поскольку они начали строительство терминала, то очень «завязли» в этом. Все это делалось достаточно келейно, без согласования с украинской стороной. Есть определенные международные правила. Если вы что-то строите в приграничной зоне, а тем более на спорной территории, вы обязательно должны это согласовывать с приграничным государством.
- Но замдиректора молдово-греческой компании, которая как раз и ведет строительство терминала в Джурджулешть, уверяет, что с украинской стороной было все согласовано, включая проблему экологической безопасности региона, что претензии Украина якобы стала предъявлять, когда уже было развернуто строительство...
- Мы ведем с ними переговоры на эту тему, нотную переписку начиная с 1993 года. С 93-го года мы официально запрашивали у молдовской стороны соответствующие документы, в частности для проведения независимой экологической экспертизы и соответствующего заключения. До сих пор официально мы от них на сей счет ничего не получили.
- Вы хотите сказать, что Украина ничего не знала о планах строительства молдовского терминала на Дунае?!
- Официально молдовская сторона нас об этом не уведомляла. Мы узнали об этом от Дунайской комиссии. 14 февраля 1998 года Молдова впервые согласилась принять нашу первую экспертную группу. Это тогда, когда они уже полным ходом ведут строительство терминала.
- Изучая эту тему, мне довелось не однажды слышать намеки на то, что в молдовском терминале, может быть, больше заинтересована румынская сторона, или как минимум румынские бизнесмены - поставщики нефтепродуктов и нефти. Как вы думаете, сколько в таких версиях правды?
- В любом случае, это не наша проблема. Если и так, то это их двусторонние отношения. Хотя не секрет, что у Румынии есть нефтеперерабатывающий завод недалеко от Молдовы, откуда можно поставлять светлые нефтепродукты... Но основная проблема для той же Молдовы даже не в этом. Во время переговоров в рамках совместной комиссии по делимитации границы мне доводилось слышать от достаточно высокопоставленных чиновников Молдовы сомнения в целесообразности строительства терминала в Джурджулешть. Так что в Молдове, насколько мне известно, нет единогласия в необходимости строительства терминала...
Но мы смотрим на эту проблему с двух позиций. Первое: мы считаем, что пока не будет урегулирована проблема границы, не может и разговора быть о том, что мы будем поддерживать это строительство (а проект строительства терминала, который мы видели даже в молдовской прессе, предполагает, что они обязательно зайдут на территорию, которая является предметом переговоров, без этого им не обойтись - чтобы танкер мог пришвартоваться, ему нужно 400 м и еще около 200 м, чтобы он мог развернуться. Вот почему им эти 600 м нужны...)
Второе, что нас беспокоит: недопустимо маленькое расстояние (согласно требованиям международных стандартов и украинского законодательства в вопросах технологической и экологической безопасности) между действующим украинским терминалом в Рени и строящимся в молдовском с.Джурджулешть. По меньшей мере такие объекты должны располагаться не ближе чем за 30 км один от другого. А от терминала в Рени до молдовского - от 2 до 7 км (смотря с какого края селения считать)... И в этом смысле все аргументы молдовской компании об использовании современной техники и экологических требований неуместны, коль нарушаются элементарные нормы безопасности. Более того, с введением молдовского терминала в строй будут однозначно нарушаться требования безопасности судоходства - слишком мало там места.
Так или иначе, а оценку всему комплексу проблем должна дать серьезная независимая экологическая экспертиза. Мы ведь не настаиваем на том, что это должно быть только наше мнение, пусть это будет мнение международной экспертизы. Потому что Дунай - это река международного сообщения. На Дунае действуют жесткие международные правила судоходства. И за их соблюдением следит Дунайская комиссия. Но, к сожалению, в этой комиссии пока нет экспертов по экологии, об этом только сейчас, когда реформируется сама структура Дунайской комиссии, идет речь. И, тем не менее, в комиссии есть специалисты по судоходству и другие; если подключить к ним еще и экологов, можно рассчитывать на получение ясной картины.
Однако с этого никто почему-то не начал, начали сразу строить... А то, что предоставлено было недавно Украине, - отнюдь не заключение международной экспертизы, это слишком одностороннее решение.
- Коль уж зашла речь о Дунайской комиссии, уточните, пожалуйста: действительно ли Украина чуть ли не единственная, кто выступал против вступления Молдовы в эту комиссию? И если да, то почему? И почему тогда в прошлом году претензии были сняты?
- Наша позиция изначально была постоянной: сначала надо решить вопрос с госграницей, а затем говорить о чем-то другом. Логично, что в Дунайскую комиссию входят государства, имеющие выход на Дунай. А именно этого и на сегодня Молдова официально не имеет. И естественно, что до официального определения украино-молдовской границы говорить о ней как о придунайском государстве было преждевременно. В связи с этим велись чисто дипломатические переговоры.
Но нет никаких оснований говорить, что только Украина была категоричным противником вступления Молдовы в комиссию. Тем более что представители этого государства уже давно приглашаются на заседания и конференции Дунайской комиссии как наблюдатели. В таком же статусе присутствовали в этой комиссии и представители Германии, России и Хорватии.
Не так давно участниками Дунайской комиссии принято решение о приеме в ее состав всех вышеназванных стран. В отношении Молдовы это стало возможным и потому, что большая часть украино-молдовской границы уже согласована и есть основания предполагать, что в столь же спокойном тоне мы сможем договориться об оставшихся 2,4% границы. И если даже для непосвященных в нюансы дипломатии и процесса демаркации границ может показаться, что это в первую очередь проблема политическая, то на самом деле это хотя и тонкий, но все же больше технический процесс.
- С кем еще на сегодня Украина участвует в процессе делимитации государственных границ?
- Аналогичные процессы происходят сейчас и в связи с делимитацией украино-российских границ, где работы несколько больше - из-за протяженности границы. Кроме Молдовы и Российской Федерации (и отчасти Беларуси - до момента ратификации ее парламентом уже подписанного соглашения о государственной границе), Украина уже имеет официальные границы со всеми другими соседними государствами. С Молдовой осталось, в основном, договориться о трех точках. А процесс делимитации границы с Россией - еще в самом начале, так что расскажу об этом позже.