UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДИЛЕММА-94 И ВЫБОР-98

Что общее и в чем различие между выборами 1994 и 1998 годов в Крыму? Это сравнение напрашивается само с...

Автор: Николай Семена

Что общее и в чем различие между выборами 1994 и 1998 годов в Крыму?

Это сравнение напрашивается само собой: в январе 1994 года состоялись выборы президента Крыма, 4 февраля Мешков провел инаугурацию, чуть позже состоялись выборы крымского Верховного Совета, на которых, как считалось, безраздельно победил блок партий «Россия». И вот прошли положенных четыре года. И что? Рублевая зона? Независимый Крым? Союз? Мост в Россию? Совсем нет... «Иных уж нет, а те далече», как сказал поэт, однако главное в том, что практически никто не сделал нужных выводов из прошедшего этапа и вместо триумфа опыта по-прежнему царит ослепление политической борьбой...

Готовятся новые выборы, и новые партии, новые соискатели депутатских мандатов вновь публикуют программы, развешивают агитки, просят поддержки, выливают ушаты компромата, обвиняют, требуют, ходят по подъездам, врываются в квартиры с экранов телевизоров, со страниц газет. Что же изменилось за прошедшие четыре года в нас, избирателях, и в них, кандидатах, в обществе в целом? По мнению крымского политолога Александра Форманчука именно выборы-98 станут «перевалом между прошлым и будущим» как Украины, так ее и крымского региона. Он считает, что должно произойти решающее столкновение политических сил, которое определит, способно ли наше общество сделать прорыв в будущее. Только после этого в стране завершится переходный период, состоится смена социально-экономической формации и окончательное формирование основ суверенного государства. Анализ крымского региона не случаен потому, что многие политические силы, считает Форманчук, «используют легальные методы борьбы для ликвидации Украины как независимого, суверенного государства», и силовые линии этой борьбы почти всегда проходят через Крым. Поэтому крымские нюансы могут отразиться на ситуации во всем государстве в неожиданном ракурсе...

На первый взгляд можно бы и согласиться с мнением лидера крымских коммунистов Леонида Грача о том, что сходство между двумя выборами «только в том, что они будут». Разница же, по его мнению, состоит в том, что в 1994 году «предвкушение» выборов «имело привкус свободы, иллюзий, надежд», сегодня же - «привкус криминальный, чисто сицилийский». По его мнению, «режим в лице президента пытается как можно круче заварить политическую кашу в Крыму, что выгодно мафиозным кругам». Конечно, Леонид Иванович считает, что «если победят коммунисты, они вскроют этот «нарыв», вычистят этот «гной» прежде всего в самой автономии и займутся мирскими, чисто людскими делами, а не будут фетишизировать отношения Киева и региона».

Напротив, лидер блока НЭП (Народовластие-Экономика-Порядок) Владимир Шевьев считает, что ситуация «повторяется один к одному». «Коммунисты и партия «Союз», - говорит он,- как и тогда блок «Россия» во главе с Мешковым, работают с избирателями по той же схеме, то есть ведут сплошную критику своих конкурентов, а сами предлагают привлекательные для обывателя, но несбыточные лозунги, при этом не способны выдвинуть реальные проекты, пригодные для того, чтобы изменить ситуацию в обществе».

И в самом деле, анализ крымских политических групп создает такое впечатление, как будто бы сейчас действует причудливый КОЛЛЕКТИВНЫЙ МЕШКОВ, надиктовывающий своим последователям свои старые программы. Причем никакое сопоставление слова и дела не выдерживает испытания жизнью, но в яростной схватке это мало кто видит. Компартия, например, и сейчас в листовках прямо призывает к «объединению всех земель нашего Отечества в единую страну и к смене общественно-политического устройства». Партия «Союз», вобравшая в себя бывших мешковских соратников, и финансировавшие его когда-то структуры, декларирует «триединую» программу - союз Украины, России и Белоруссии, признание русского языка вторым государственным и русских - второй государствообразующей нацией, расширение прав регионов. С мешковских времен эти две силы действуют в интересах другого государства, рассчитывая на поддержку из-за границы и рост влияния «российского фактора», но главным образом - на неосведомленность избирателя, почему-то считающего, что в России лучше. На самом деле лучше, возможно, только в Москве, которую они и любят сравнивать с... Симферополем. «Тайной за семью печатями» от крымского избирателя остается тот факт, что в России задолженность по зарплате и пенсиям, внешний долг, запущенность хозяйства, коррумпированность чиновников, расхлябанность госаппарата, неуправляемость армии, намного больше, чем в Украине. Слишком тесное вхождение сравнительно маленькой Украины в такой «союз» приведет к противоположному результату - не даст гигантской России облегченья и в то же время еще усугубит все эти проблемы в Украине. Сколько-нибудь грамотный человек не может не понимать, что результаты «союза» будут именно такими, следовательно эти призывы коммунистов и «Союза» - свидетельство их целенаправленной антигосударственной деятельности. И наоборот - только политика разумного сотрудничества и разумной дистанции способна сформировать эффективные механизмы сочетания сил Украины и России.

В этом отношении представляет интерес вывод Форманчука, что сегодня «ни одна политическая партия или блок, а также и одинокие соискатели депутатских мандатов, не в состоянии предложить избирателям правдивую, простую и доступную предвыборную платформу, поскольку быстрые перемены к лучшему просто невозможны. Говорить с избирателями языком жесткого реализма практически никто не рискнет и все по-прежнему сводится к пустым и громким лживым обещаниям и дешевому популизму с целью понравиться избирателю». Обилие партий и блоков, по его мнению, «способно окончательно заблокировать и без того низкий уровень политического сознания избирателей, усилив негативное отношение к власти».

За примерами далеко ходить не надо. Снова оттачиваются заржавевшие было мешковские приемы манипулирования общественным сознанием. Сегодня только немногие наблюдатели помнят, как радостно он извещал крымчан после поездки в Россию, что она будет финансировать возвращение крымских татар, после возвращения из Китая, что он построит макаронную фабрику, после возвращения из Греции или Швейцарии, что завтра вообще все мировые магнаты вложат свои миллиарды в Крым. Как похож на это «успех» двух кандидатов в депутаты от партии «Союз», которые «добились» от Минэнерго выделения дополнительно 22 мегаватт электроэнергии. И не важно, что это мизерная доля одного процента потребности Крыма, зато финансируемая ими газета получила возможность аршинными шрифтами над их портретами написать, что они «делают нашу жизнь светлее в прямом смысле». Правда же состоит в том, что кому-то другому они сделали ее темнее, тоже в самом прямом смысле, ибо ничего не сделано для увеличения производства энергии, «добились» всего лишь перераспределения за счет других.

Очередная мистификация состоялась, но не требуется много времени, чтобы ее раскусить, и, по мнению Форманчука, это только усилит политическую апатию избирателей. Он предвидит, что в силу этих объективных обстоятельств весь 1998 и 1999 годы страна будет пребывать «в состоянии политических бурь», что «фактически заблокирует возможности экономического реформирования и приведет к фактическому параличу государственной власти. В этих условиях резко возрастет давление на Украину различных внешнеполитических сил. Крымская карта, что понятно без разъяснений, будет при этом использоваться наиболее активно. Не так ли было и четыре года назад?

Тогда политические страсти разогнали с полуострова курортников, похоронили надежды на создание свободной экономической зоны, режима свободной экономики, оффшорной зоны, народных банков и других проектов, разработанных специалистами. В результате, вместо того чтобы стать экономическим полигоном в стране, сегодня Крым - самый отсталый в экономическом плане регион. Производство продолжает падать темпами, превышающими среднегосударственные. Выпуск товаров народного потребления, по данным Госкомстата, уменьшился еще на 16,5 процента, продовольствия - на 25,9 процента. Промышленное производство сократилось на 24 процента, а в легкой и некоторых других видах промышленности - больше чем на 30 процентов. Убыточность сельского хозяйства, по данным Минсельхозпрода республики, на третьем месте в Украине, общая сумма убытков за год увеличилась в 5,5 раза! Фактически крымский агропром до сих пор не реформирован, преобладает, по сути, та же законсервированная колхозная система (коллективные предприятия и сегодня составляют 90 процентов от всего их числа), в республике так и не создана аграрная биржа. В результате стоимость энергоносителей в 15 раз превышает стоимость молока, во столько же мяса. Стоимость сельхозпродукции в 300 раз меньше стоимости продукции промышленности. Рентабельность растениеводства на полуострове в условиях намного лучших, чем во многих областях, составляет всего 18 процентов в то время, как в целом по Украине она уже достигла 25 процентов. Себестоимость производства все время возрастает. Долг по зарплате уже составляет по 274 гривни на каждого работающего в селе, из-за невыплат зарплаты учителя многих школ бастуют еще с декабря прошлого года. На полуострове безнадежно отстает остановленная некогда Верховным Советом приватизация, курортный комплекс сработал гораздо хуже, чем даже в 1996 году.

Блок НЭП, по мнению Владимира Шевьева, отличается от других тем, что «и тогда, и сейчас предлагает конкретные проекты улучшения жизни». Один из них состоит в новом способе самофинансирования автономии, который уже применялся в Крыму в 1996 году. Речь идет об одноканальном бюджете автономии на основе межбюджетного договора с Минфином Украины. Как сказал председатель Верховного Совета Крыма Анатолий Гриценко, баллотирующийся по списку блока партий НЭП, при этом автономия «получает рычаг управления экономическими процессами». Неделю назад Верховный Совет Крыма утвердил республиканский бюджет в сумме 506,8 миллиона гривен доходов, куда зачислил и 100 процентов НДС в сумме 194,7 миллиона гривен, который по закону Украины принадлежит центру, - ровно столько, сколько автономии не хватает «на жизнь». Таким образом уже явочным порядком парламент автономии сформировал одноканальный бюджет. 27 января в Симферополе состоится выездное заседание Кабинета министров Украины, на котором Гриценко намерен «предложить закрепить его в специальном постановлении» правительства. Согласится ли Кабинет министров, сегодня еще трудно сказать, во всяком случае в Крыму не теряют оптимизма. Если Кабмин не согласится, «это, по мнению Гриценко, будет означать экономическую катастрофу для Крыма, придется предпринимать меры для резкого сокращения социальной сферы...»

Дилемму-94, заключающуюся в выборе голосовать за реалиста Багрова или популиста Мешкова, избиратель решил неправильно. Сегодня он стоит перед выбором-98: снова голосовать за популистские лозунги «Союза» и коммунистов или поискать другие варианты? Причем выбор максимально затруднен и «перебор вариантов» многократно усиливает вероятность ошибки. Ибо, по мнению Форманчука, «броуновское движение» у депутатских кресел, «лихорадочная суета личных выдвижений по мажоритарным округам» привели к тому, что «крымские политические силы не сумели и не захотели выступить единым фронтом» и на пропорциональной системе Крым «едва ли наскребет более десятка депутатских мест», а победы по мажоритарным округам будут во многом случайными. «В результате, - считает Форманчук, - депутаты от Крыма будут представлять пеструю разношерстную группу амбициозных и неуправляемых избранников, которые будут не в состоянии отстаивать согласованные интересы автономии».

Выборы в Верховный Совет Крыма вообще будут организованы наспех и пройдут сумбурно, считает Форманчук. В результате парламент автономии будет не лучшего качества, чем нынешний, дискредитировавший себя еще при Мешкове. Сверхвысокая политизация Крыма на протяжении последних лет разрушила старую политическую элиту, однако не создала новой. В автономии практически нет ярких лидеров общекрымского масштаба. «Старые» мельтешащие «политики» уже примелькались, и, возможно, избиратель, считает Форманчук, будет мстить всем, кого знает, и станет голосовать за новые имена. По его прогнозу, в парламент автономии будут избраны 23-27 процентов коммунистов, 15-18 процентов депутатов от ПЭВ, 10-12 процентов от партии «Союз» и 8-10 процентов мест получат крымские филиалы украинских партий. Коммунистам отдано предпочтение совсем не из-за качества их платформы. Еще и сегодня их победу обеспечивают особенности электората - «высокий удельный вес пенсионеров, низкий жизненный уровень населения и более высокая ступень собственной политической организованности».

По мнению одного из лидеров крымских татар Надира Бекирова, баллотирующегося в Верховную Раду Украины по списку Руха, ситуация сегодня в Крыму отличается тем, что она не напоминает состояние войны. «Предвыборная борьба ведется вполне цивилизованно - как и везде, применяется дискредитация противника и не совсем честные приемы влияния на избирателей. Однако для крымских татар ситуация в значительной мере хуже, чем тогда, ибо вообще не решен вопрос об их представительстве. И если этот вопрос не будет решен, то это создаст чувство большого разочарования в конституционном устройстве Украины. Это будет горький и опасный урок крымским татарам, у которых формируется недовольство теперь уже не союзным центром или автономией, а Киевом, который не решает наши насущные проблемы. И это является дестабилизирующим фактором, который может создать новый кризис в автономии...» - считает он.