UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДИАГНОЗ: «КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПОРЯДОК»

Чем бы занималась наша власть, если бы не было возможности время от времени его, порядок, наводить? Поэтому вопрос в том, кто же создает «конституционный беспорядок»?..

Автор: Николай Семена

Чем бы занималась наша власть, если бы не было возможности время от времени его, порядок, наводить? Поэтому вопрос в том, кто же создает «конституционный беспорядок»?

В четверг Верховный Совет Крыма после двухдневного обсуждения ялтинской проблемы, вызвавшей скандальный интерес в Украине, а еще больше в России, поскольку оно предварялось внесением в повестку дня сессии вопросов «о конституционной передаче Крыма в состав Российской Федерации» и проведении приснопамятного «крымского референдума», принял решение обратиться в Конституционный суд Украины с просьбой признать несоответствующим Конституции указ Президента «Об обеспечении управляемости местными органами власти города Ялты и нормализации жизнедеятельности города», изданный им 30 января нынешнего года. Вполне заурядное действие в нынешней противоречивой практике законодательной и исполнительной властей. Кого сейчас удивишь войной указов? Но почему же столько шума? Почему дело дошло до силовой борьбы за кабинеты Ялтинского горсовета, до противостояния в Ялте ветвей власти с участием милиции, пожарных, саперов, почему в ход пошли (к счастью, не сработавшие) взрывные устройства? Тем более, что протесты по этому поводу адресованы крымским парламентом, кроме самого Президента и Верховной Рады Украины, еще и Генеральному секретарю Совета Европы. Следовательно, конфликт уже вышел за пределы государственных органов Украины...

Может, и действительно прав лидер крымских коммунистов Леонид Грач, который на сессии говорил, что «это борьба между политическими кланами». Он пояснил, что имеет в виду, с одной стороны, НДП - ее представители Валерий Пустовойтенко и Владимир Марченко, а с другой стороны - ПЭВ, представленную крымскими и ялтинскими депутатами. Леонид Иванович спрашивал, «а какова же мораль вообще этого Верховного Совета, который уже три дня смешит весь мир, организовывает стычки стенка на стенку, что-то подкладывает, чудит...» Тем более, что из создавшейся ситуации некоторые политические силы сделали уже радикальные выводы. Например, крымская организация Руха в четверг выступила с заявлением, в котором требует от Президента «немедленно распустить Верховный Совет Крыма с лишением всех депутатов неприкосновенности», «ввести в Крыму прямое президентское правление» и «назначить выборы на октябрь 1998-го или даже 1999 года, чтобы взвешено и неспеша принять закон о выборах, соответствующий аналогичному закону Украины».

Однако ялтинский конфликт высветил настолько серьезные противоречия, что было бы слишком опрометчиво относиться к нему легкомысленно. Основные узлы этих противоречий сконцентрированы на осях: «регионы против центра», «исполнительная власть против законодательной», «власть криминальная против официальной», а также дилемме «дилетантизм в государственном управлении против профессионализма». Поэтому, хочешь или не хочешь, но получается так, что профессиональная власть планомерно и поступательно занимается решением вопросов развития общества, умножения его богатства и благосостояния, а дилетантская только то и делает, что наводит «конституционный порядок». Слава Богу, в Крыму его наводят еще не так, как наводили наши соседи в Чечне. Итак...

Центр - регион: управляемая неуправляемость...

Собственно, к двум начальникам в одном кресле Крыму не привыкать - было два премьер-министра, по два начальника СБ, министра юстиции и т.д. Никто только не ожидал, что эта тенденция достигнет Ялты - городка в зимнюю пору вполне заштатного и тихого. Однако в летнюю пору снимающего ассигнации с каждого квадратного метра асфальта центнерами. Наверное, если задаться такой целью, то можно подсчитать, сколько денег собрано Ялтой за последние десятилетия. К сожалению, собрано и потрачено на себя - это две разные величины. Видимо, за свой заработок мировой город-курорт мог бы уже инкрустировать улицы и тротуары золотом, однако вынужден экономить на собственном социально-экономическом развитии, бедствовать. Долг города по зарплате врачам только за год вырос на 60,6 процента. И сейчас в Ялте бастуют больше 1000 врачей, не работают 14 школ из 31. Бывший многолетний городской голова Н.Дискин и ушел 1 октября прошлого года по собственному желанию потому, что его протесты против ограбления городской казны не возымели действия. На собственные нужды городу оставили только 24 процента сборов, хотя известный указ Президента о развитии курорта предполагал оставление в городе всех налогов. Но это так и осталось красивой декларацией.

Несмотря на дороговизну престижного курорта Ялте до сих пор так и не удалось разбогатеть, ибо город обирали всегда - и в советское время, и в пору демократии. Поэтому и сама Ялта не шибко проявляет рвение в сборе денег, ибо не для себя же (в коллективном понимании)! По словам представителя Президента в Крыму В. Киселева, от 800 тысяч отдыхающих, побывавших в Ялте за прошлый год, должно было поступить в бюджет по подсчетам минкурортов Крыма 144 миллиона гривен, а поступило только 78 миллионов. Где же остальные? Рыночный сбор в прошлом году составляет только четверть, а курортный - в 2,5 раза меньше того, что собрала... Евпатория, которая Ялте, конечно, не чета! И сейчас, когда плохо всем, но многим это простительно, то Ялте, сидящей, по сути, на золоте, бедность не прощается. Ялтинцы поняли это только сейчас, когда центр уже думать и отвечать за регионы не в состоянии, но обирать продолжает, как и раньше.

Иными словами наступила совершенно новая экономическая ситуация, когда регион понял, что жить придется только своим умом и трудом, а центр стремится все еще сохранить старые отношения - отдай государству все, а оно тебе даст сколько захочет. Таковы отношения Киев-Симферополь. Верховный Совет Крыма явочным порядком принял опротестованный Кабинетом министров Украины одноканальный бюджет, утверждая, что Крым должен давать деньги центру на жизнь, а не наоборот. Но таковы отношения и на отрезке Симферополь - Ялта. Тот же Верховный Совет утвердил бюджет, с которым не согласился ушедший ялтинский мэр.

Неудивительно, что в такой ситуации центр и регион стали видеть виновника плохой жизни друг в друге, а не в себе. В. Киселев небезосновательно обвинил ялтинское руководство во многих смертных грехах - незаконная приватизация зданий, раздача земли и незаконное строительство, незаконное освобождение от уплаты налогов и штрафов, припрятывание средств на внебюджетных счетах. Видимо, комиссия аудиторов под руководством вице-премьер-министра Н. Белоблоцкого, работающая сейчас в Ялте, «нароет» еще больше недостатков. И поэтому логично, что В. Киселев заключил свое выступление следующей мыслью: «Президент вынужден был избрать такую форму защиты конституционных прав». Он не сказал только, чьих прав - центра или региона?

Получилось, что центра, ибо его указ «Об обеспечении управляемости местными органами власти г. Ялты и нормализации жизнедеятельности города» от 30 января за № 70/98 вместо этой самой нормализации и управляемости вызвал такой ажиотаж, что воспринят был как переворот, ибо основное его содержание состояло в том, что Президент вместо и.о городского головы А. Калюся назначил и.о. городского головы В. Марченко...

Исполнительная против законодательной.

И наоборот...

И опять Леонид Грач оказался прав, когда сказал, «что Марченко тут, что Калюсь, при нынешнем политическом курсе, - это два сапога пара. Разве сегодня дело в Марченко или Калюсе?...» Он сказал, что «идет борьба между политическими кланами - НДП и ПЭВ». Причем, по словам депутата Е. Кукуева, борьба эта идет по принципу «Дури, как можешь, а то - проиграешь...»

Собственно, у Президента, как представляется сейчас крымским депутатам, было два пути: навести в Ялте конституционный порядок конституционным же путем (формы и методы его он мог выбрать в силу своего разумения) и другой - тот, который он избрал. Первый хорош тем, что не оставлял бы его противникам аргументов для обвинений и насмешек относительно «гаранта соблюдения Конституции» и делал бы положение Президента неуязвимым. К сожалению, вышло все совершенно иначе и это привело к тому, что проиграли «в ялтинском деле» все его участники.

Сколько бы ни пыталась исполнительная власть изобразить Ялту в негативном свете, но приведенные аргументы тут же опровергаются депутатами. Говорите, долги по зарплате, но ведь в среднем за 3 месяца. В то время как в других регионах Крыма есть и за 8-9 месяцев, а в других регионах Украины так бывает и за 15-16 месяцев. Преступность? Так в Ялте 109 преступлений из расчета на 100 тысяч жителей, а в Феодосии -190, а в других регионах Украины есть и того поболее. И главное, по словам председателя крымского парламента А. Гриценко, он не верит, что введение по сути «президентского правления» в Ялте могло помочь делу, ибо «во всей Украине сейчас президентское правление», а дела поправляются медленно. С другой стороны, не секрет, что злополучный указ инициирован премьер-министром В. Пустовойтенко, который провел тремя днями раньше выездное заседание Кабинета министров в Симферополе и посетил Ялту. В основу указа легла его информация. И заместитель крымского спикера А. Данелян утверждает, что «все, что говорит В. Пустовойтенко, - это обвинения в адрес самого

В. Пустовойтенко и все то, что уже выявила и еще выявит комиссия правительства в Ялте, - это все также в адрес собственно В. Пустовойтенко...» И логика здесь в том, что ни прокурором, ни силовиками на полуострове крымский Верховный Совет не руководит.

Иная логика в том, что «дело тут не в фамилиях, а в принципе - есть в Ялте местный совет или нет?». И с этой стороны Президент со своим указом полностью беззащитен: даже его представитель в Верховной Раде Р. Безсмертный сказал, что «отдельные положения указа противоречат Закону о местном самоуправлении», то есть то, что в Крыму увидели сразу же невооруженным глазом и атаковали Президента в самое слабое место: «президент вышел за пределы определенных Конституцией Украины полномочий, нарушил конституционные права и гарантии местного самоуправления» - говорится в комментарии правовой службы крымского парламента. Да и Верховная Рада Украины обратилась к Президенту с требованием отменить пункт 1 указа не без оснований. И даже разъяснение авторитетного юриста Ф. Бурчака о том, что раз вопрос имеет некоторый пробел в законодательстве, то Президент мог издать такой указ, не спасает. Ибо, по мнению поставленных в неловкое положение крымских исполнительных структур, вынужденных держать хорошую мину при плохой игре, Президент мог поступить так, чтобы не вызвать огонь на себя. Как понять, например, что председатель Совета министров Крыма А. Франчук, по словам А. Гриценко (см. стенограмму), «полностью поддерживал решение президиума и был категорически несогласен с указом», но уже в четверг на сессии сказал, что «глава государства распорядился, и указ надо выполнять, не спеша, но выполнять», зато вечером по телевидению сказал и совсем категорично: указ будет выполнен во что бы то ни стало.

В этом, правда, никто и не сомневается, но до сих пор казалось, что это только Мешков мог издавать указы о назначении того, к назначению кого он не имеет отношения, равно как и заблокировать двери здания парламента или менять свои высказывания с точностью до наоборот за один день...

В ситуации жесткой конфронтации ветви нашей власти почему-то постоянно забывают, что их оппоненты непременно воспользуются малейшими ошибками друг друга. Так, председатель пророссийской партии «Союз» С.Савченко на сессии говорила, что «мы отстаиваем права местных советов, но где же были местные советы, когда центр урезал полномочия республики?» Как вы помните, они поддержали тогда Президента Украины и Верховную Раду, отменивших крымскую конституцию и ликвидировавших любимое детище пророссийских фракций в автономии - институт президента Крыма. Теперь им просто грех было бы не воспользоваться промашкой центра и не выступить против него, вновь обнажив сепаратистское оружие. Депутаты вновь зарядили, по меткому выражению депутата А.Круглова, «последний патрон пророссийских сил в Крыму» - поставили в повестку дня вопрос о крымском референдуме. Но депутат Н.Грудина пошла еще дальше - предложила без обиняков рассмотреть вопрос о «конституционной передаче Крыма в состав Российской Федерации». Неизвестно, насколько больно это царапнуло самолюбие «патриотов» в Киеве, но самолюбию «патриотов» в Москве польстило крупно…

«Пятая» против всех…

Присутствие «пятой власти», т.е. теневое влияние криминала, - стандартная примета времени всех переходных периодов, но только при таком черепашьем ходе реформ, при таком криминальном типе приватизации, при таком вопиющем несуразицами законодательстве, толкающем даже законопослушных граждан в объятия злоупотреблений и преступлений, как у нас, оно становится определяющим для большинства социальных процессов.

Очевидно, что в Крыму есть еще одна сила, которой невыгодно, чтобы А.Калюсь, который долго работал главой Ялтинского фонда госимущества, а именно там сегодня сосредоточена львиная доля злоупотреблений и вожделений теневого капитала, выпал из сферы ее влияния. «Пройдите по Набережной, - говорил на сессии В.Киселев, - многие объекты незаконно приватизированы, прокурор Крыма вынес свыше 50 протестов. Целый ряд фирм занимается прокруткой денег, только одна из них обналичила 791 тысячу гривен. Через внебюджетные счета прошло до 400 миллионов долларов…» Он сообщил журналистам, что в Ялте уже возбуждены 6 уголовных дел по фактам нарушений, выявленным комиссией Кабмина, в том числе и в отношении некоторых депутатов горсовета. По его мнению, нарушениям способствовало и то, что прокурор города Н.Герман «закрывал глаза» на допущенные нарушения в приватизации, выделении земли, сдаче объектов в аренду. Так создавался экономический фундамент «пятой власти», которая пошла теперь против всех. В водоворот «прихватизации» попала даже певица София Ротару. Было много способов организовать в городе «Дом Ротару», однако горсовет избрал самый подозрительный - продать певице в собственность за 700 долларов памятник архитектуры стоимостью почти 200 тысяч долларов. Ссылка на то, что за здание выплачена аренда 308 тысяч еще тех рублей аренды, не убеждает - платила ее не София Михайловна, а Крымская госфилармония.

Стоит ли удивляться, что на крыше Ялтинского горсовета, главный кабинет которого так упорно день и ночь охраняли больше 20 депутатов, саперы обнаружили бомбу. Конечно, не депутатское это дело, бомбы носить, но криминальное - это точно. Бомба, к счастью, не взорвалась, но присутствие интереса «пятой власти» доказала бесспорно.

Взорвалась, однако другая бомба - в мусорной урне возле входа в здание гостиницы «Таврия» в Симферополе именно в тот момент, когда мимо проходил временно живший в гостинице первый заместитель председателя Совета министров Крыма А.Сафонцев. Как сообщил журналистам начальник ГУ МВД Украины в Крыму генерал-лейтенант милиции Г.Москаль, следственная группа рассматривает три версии покушения - во-первых, его связь с деятельностью А.Сафонцева в правительстве, где он курировал топливно-энергетический комплекс, во-вторых, с предыдущей деятельностью на посту мэра Керчи, в-третьих, выдвижением его кандидатом в депутаты по Керченскому мажоритарному округу. В опубликованном заявлении

А.Франчук, к которому А.Сафонцев был наиболее близок, высказал предположение, что покушение связано с тем, что «молодой энергичный руководитель… активно работал вместе с комиссией Кабинета министров Украины в Ялте по наведению порядка». А.Франчук считает, что «деструктивные силы в Крыму бросили очередной наглый вызов органам государственной власти, правоохранительным структурам, всем крымчанам… Эти черные силы в преддверии выборов хотят взорвать ситуацию в Крыму, ввергнуть автономию в хаос, запугать тех, кто сегодня оказывает помощь правительству в восстановлении управляемости в Ялте».

Стоит только поставить в ряд все крымские убийства последнего времени - начальник «Крымгаза», директор «Теплокоммунэнерго», заместитель министра курортов, руководитель организации снабжения жидким топливом, журналист, председатель фонда госимущества, теперь - вице-премьер правительства, чтобы понять, что «пятая власть» уже восстала против официальной власти и готова стоять насмерть.

В пятницу на заседании президиума Верховного Совета, разбирая вопрос о покушении на А.Сафонцева, А.Гриценко сказал, что, по его мнению, указ о переподчинении правоохранительных органов центру не оправдал себя. «Пора ставить вопрос о переподчинении правоохранительных структур Верховному Совету и Совету министров Крыма, - сказал он. Во взаимодействии с местными органами власти, считает он, милиция и прокуратура будут работать более слаженно…

Дилетантизм против профессионализма: много шума

из ничего...

Но Президент, как сказал Леонид Грач, «действовал, как слон в посудной лавке», и в результате сам пострадал больше других. Юристы и администрация Президента подставили, считают в Крыму. Против его указа теперь и Верховный Совет, и Ассоциация местного самоуправления (216 представителей местных органов власти), и многие политические партии.

Московское телевидение сообщило недавно интересную новость. Как в свое время Петр I, так теперь уже Борис Ельцин отобрал 1000 молодых реформаторов и направил этих «птенцов гнезда Борисова» учиться управлению государством за границу. Когда смотришь на сплошной «шум из ничего», который сплошь и рядом создается нашими государственными служащими, на «реформы», которые делают жизнь только хуже, что чревато возвращением к власти все тех же коммунистов, то думаешь, что не худо бы и Украине предпринять что-либо подобное…

Крымский депутат Б. Кизилов сказал, что этот указ - «свидетельство полной деградации государственной власти в Украине». И даже если допустить, что готовившие указ аппаратчики сознательно, а не по недосмотру пошли на ущемление прав местного самоуправления и оправданно вторглись в его сферу, то нельзя не видеть, что последствий указа никто не просчитывал, хотя это чья-то прямая обязанность. По словам А. Гриценко, «никакие аргументы, положенные в основу указа, не могут служить основанием для такого грубого нарушения законов и Европейской хартии местного самоуправления». Он считает, что проведенное в Симферополе выездное заседание Кабинета министров, результатом которого и стал указ, - «сплошная мишура, ибо ожидания по решению социально-экономических проблем в регионе не оправдались». По его мнению, оказать Ялте помощь в 2,5 миллиона гривен для выплаты задержанной зарплаты учителям и врачам, что сделал Кабмин сейчас, можно было и при старом и. о. городского головы. Тем более неправильно, считает он, когда Киев забирает у региона почти все и навсегда, но представляет ему средства уже частично и в виде ссуды. Хотя, по мнению депутата В.Верченко, лишние миллионы на возрождение предприятий ВПК и животноводства - тоже на дороге не валяются. О разумном сочетании потребностей центра и возможностей региона никто еще, наверное, не думал. Тем более - не считал...

Однако самой главной бедой нашей государственной власти, которую пришлось увидеть в эти дни, оказалось то, что, вопреки здравому смыслу и тому, как было бы положено профессионалам, разные ее ветви прежде всего настроены на ожесточенную конфронтацию и войну друг с другом. У этих «игроков» совершенно нет сознания, что играют они на одном поле (государстве), по единым правилам (законам), в одно и то же время, и в общих интересах. А что бывает, когда «в товарищах согласья нет», известно уже давно. Но никто даже не старается минуть сию участь.

Считается, что миром правит личный интерес. Но что есть интерес центра без интереса региона и наоборот? Что есть интерес исполнительной власти без интереса законодательной ее ветви и наоборот? И долго ли будут пироги печь сапожники, а сапоги тачать пирожники?

В этой ситуации вполне эфемерное, т.е. неосязаемо идеальное и непрактичное, понятие «конституционный порядок» становится диагнозом опасной болезни аппарата разных ветвей государственной власти, стремящихся как можно чаще и как можно громче, с большой помпой, время от времени его наводить. Особенно в преддверии выборов...