Похоже, это для многих партий главный лозунг нынешнего дня.
Не успели хмельницкие симпатики Руха порадоваться единству краевой организации, которая сразу поддержала Юрия Костенко, как - не прошло и полгода - таки возник на горизонте «удовенковский» Рух. Несколько руховцев со стажем, в свое время занимавшие в организации руководящие посты, но не удержавшиеся на них, похоже, получили еще одну возможность «порулить». С кем - это другой вопрос: ведь на областную конференцию прибыло 24 делегата, представляющих шесть весьма малочисленных организаций. Но факт остается фактом: в области теперь два Руха. И вслед за организационным моментом тотчас же возник материальный: как-никак, есть помещение. Больше вроде ничего и нет, но имущественные вопросы уже выплеснулись на страницы местной печати. Ведь обе части хмельницкого Руха - «костенковская», в которой свыше тысячи членов, и «удовенковская» с полусотней штыков, мощно вооруженных постановлением Верховного суда о только своей легитимности, - «отколовшейся» частью считают отнюдь не себя. В угаре страстей и дележа стульев проигрывают и те, и другие. Рух теряет себя.
Столичные партийные распри, выглядящие по телевизору как-то абстрактно и все-таки облагороженные почитаемыми именами предводителей, в местной транскрипции обнажены до неприличия, неприглядны и жалки. Мышиная возня вокруг сугубо бытовых вопросов, неприкрытое стремление к «булаве», выяснение отношений в дешевых междусобойчиках, торжество принципа «бей своих, чтобы чужие боялись» - зачастую этим характеризируется партийная жизнь в регионе. На недавней пресс-конференции зампред Хмельницкой облгосадминистрации Виталий Олуйко сообщил сразу о нескольких судовых процессах между новыми «клетками» еще вчера единых партийных организмов. Либеральная партия Щербаня (обновленная) в лице своего хмельницкого представителя Радецкого активно претендует на право быть единственной настоящей. Но его предшественник Пасатецкий, представляющий теперь либералов Вялова, никак не может этого допустить. Судятся. ДемПУ Антоньевой уполномочила представлять свои интересы на Хмельнитчине научного работника Ивана Слепко, уже занимавшего когда-то председательское место в облорганизациии. Но до недавних пор сидевший в этом кресле председатель агрофирмы «Проскурів» Иван Рудык, рукоположенный на высокую партийную должность самим Яворивским, считает притязания новоиспеченных «старых демпукратов» беспочвенными. Судятся. Руководитель Хмельницкой городской организации «Громады» выразил недоверие ее областному руководителю. Еще не судятся, но раскольническая ситуация назревает.
Эти раздраи, суды, дележи - увы, яркое подтверждение старой пословицы «Два жупана - три гетьмана». Ратуя за пропорционально-мажоритарную систему выборов, все надеялись на объединение уймы расплодившихся партий в блоки, эпицентром которых станут «парламентские» партии. Но не тут-то было. Не имея за собой подчас даже десятка соратников, жаждущие хоть какой-то, пусть даже эфемерной, власти, люди продуцируют все новые и новые партийки. Это занятие в Хмельницком уже набирает черт семейного то ли подряда, то ли бизнеса. На протяжении одной июньской недели родились сразу четыре новые партии, причем две из них - в одной семье. «Трудовую Украину» возглавил отец Василий Васильевич Мельниченко, «Молодую Украину» возглавил сын Андрей Васильевич Мельниченко. Надо понимать, их программы настолько похожи (как, впрочем, и всех остальных партий), что они спокойно уживаются под одной крышей.
В ближайшее время ожидается пришествие еще нескольких партий. Они уже созданы в Киеве и ищут, на кого бы опереться в провинции. «Лидеры»-то, конечно, найдутся, а вот членов попробуй подыщи - никаких рогов изобилия не хватит. И так уже все родственники и знакомые «вождей» охвачены членством (а там, где хорошо платят, то и руководящими должностями), а как встал вопрос о созыве конференций для выдвижения «своих» кандидатов в президенты, так дело и застопорилось. Это в отчетах для партийных верхов полный ажур насчет количества и качества, а в натуре поди найди полтыщи человек, чтоб «двинули».
Действующей власти это, понятно, проще: Л.Кучму на Хмельнитчине выдвинули 9 собраний и 52 - поддержали. Избиратели одного из сел агрофирмы «Проскурів», где председательствует уже упоминаемый демпукрат И.Рудык, выдвинули Александра Ткаченко. Объявление о собрании, говорят, было очень лаконичным и состояло из одного пункта: «Выборы руководства». Какого - не уточнялось, но народ сбежался вмиг.
Впрочем, народ собрался и на выдвижение в президенты местного нардепа М.Павловского - приятнее все-таки рабочее время провести в политических дебатах о будущем страны, нежели созидать ее сегодня на поднадоевших рабочих местах. Три собрания пробовали выдвинуть А.Мороза, но ко всем нашлись какие-то претензии, как и к выдвижению партконференцией «громадовцев» П.Лазаренко: действительными их не признали. На этом выдвиженческий процесс на Хмельнитчине захлебнулся.
В пестром переплете партийных страстей на Виннитчине тоже непросто разобраться. Впрочем, результаты прошлогодних выборов в Верховную Раду Украины проясняют картину, кто за кем стоит и кого поддерживает. За коммунистов тут проголосовало 24,9% избирателей, за блок СелПУ-Соцпартии 19,7%. НДП, несмотря на подвижничество всей областной власти, оказалась лишь на третьем месте с более скромным результатом (хоть внутри партии - лучшим по Украине) - 12,4%.
Сегодня широкую многопартийную поддержку имеют на Виннитчине три кандидата: Л.Кучма, А.Мороз, Е.Марчук. Последнего, кстати, поддерживала и областная организация СДПУ(о). По количеству собранных подписей лидировал А.Мороз - 100 тысяч. Л.Кучма заметно отстал - 70 тысяч, хотя в количестве собраний по выдвижению и поддержке с ним не мог соперничать никто: 706 с участием почти 29 тысяч граждан. Но достаточно было на одном из них - в Сутисках Тывровского района - выступить представителю Соцпартии с аргументированной критикой нынешней власти, как из 640 участников собрания за Л.Кучму подняли руку чуть более сотни. И повторное голосование не изменило настроения присутствующих.
Этот факт, пожалуй, ярко характеризует не только искренность и надежность поддержки нынешнего Президента, но и общую демократизацию политического процесса на Виннитчине. Особенностью партийной жизни области является ее достаточно глубокая структуризация. При существовании довольно мощных районных организаций, особенно в НДП, КПУ, НРУ, «Громаде», «центр» вынужден был делегировать им определенную самостоятельность в решении тактических задач. Чувство автономии и общеукраинские политические тенденции вызвали к жизни центробежные процессы. Особенно это сказалось на НДП.
Общеизвестен тот факт, что Анатолий Матвиенко после ухода в столичную политику оставил после себя на винницком губернском уровне руководящую команду, почти сплошь состоящую из эндэпистов. Гордясь творением рук своих, Анатолий Сергеевич не раз повторял, а они с готовностью подтверждали, что все они - его единомышленники. Единомыслие кончилось, как только Матвиенко побил горшки с Кучмой. Инстинкт самосохранения без особого труда одолел жалкую имитацию дружбы, и руководящее звено открестилось от вчерашнего лидера сразу и без сомнения.
Те же, кто не сделал этого, последствия почувствовали тоже почти сразу. За два месяца до окончания трудового контракта «по собственному желанию» был уволен генеральный директор облтелерадиокомпании Михайло Каменюк, известный на Виннитчине поэт и журналист, после съезда НДП объявивший о своем выходе из партии. Его заместитель Анатолий Ковтун тоже подал заявление о выходе из НДП. Ходили слухи, что тучи, обещающие осадки, то есть усадки в должностях, собирались над головами некоторых высокопоставленных чиновников областного ранга: они хоть из НДП и не выходили, но и вчерашнего партвожака не осудили со всей партийной суровостью.
Все об этом знали, но делали вид, что верят официальным версиям должностных перемен. Даже если эти перемены, мягко говоря, вызывали недоумение. Ведь руководить винницкими телевизионщиками и радистами поручили человеку не только без журналистского образования, но и без опыта работы в масс-медиа. Зато… единство партии было сохранено. Во всяком случае, об этом трубили на всех перекрестках, убеждая, что раскола как такового в НДП не произошло, и в Винницкой облорганизации в том числе.
На самом же деле выход А.Матвиенко из НДП дал толчок расколу партии в самой ее колыбели. Избирательный округ нардепа Матвиенко срезонировал моментально. На его родине - в Бершадском районе - из НДП вышло все правление районной организации, в Крыжопольском - половина правления, в Ямполе - многие члены партии. В районах, не входящих в избирательную зону опального политика - Козятинском, Погребищенском, - некоторые сельские парторганизации без сожаления в полном составе оставили НДП, одновременно создавая местные организации общественного объединения «Открытая политика». Создана и его областная организация - прообраз будущей политической партии правоцентристского толка.
Впрочем, это страсти уже вчерашнего дня. Сегодня раскол уже кажется Винницкой облорганизации НДП мелкой царапиной по сравнению с нанесенным ей вероломным ударом в спину. И отнюдь не со стороны раскольников. Указ Президента о назначении главой Винницкой облгосадминистрации Дмитрия Дворкиса (см. «ЗН» №№ 28, 29 от 17 и 24 июля с. г.) поверг в шок не только эндэпистов, с которыми Дворкис был в непримиримом раздоре, но и всю область. Ведь это на глазах у двух миллионов ее жителей винницкий городской голова год топтался по Конституции, противозаконно совмещая обязанности мэра и народного депутата. За что, очевидно, и был высочайше поощрен: пожалован и третьей, еще более значимой, должностью. НДП, довольно ощутимо помятая в весенних переделках, была ошеломлена внезапным ударом и мгновенным натиском и понесла невосполнимые потери на многих ключевых высотах в области. А ведь патрон - Валерий Пустовойтенко - мог хотя бы смягчить удар. Не случайно председатель облорганизации НДП Сергей Татусяк на время восьмой внеочередной сессии облсовета еще бывший зампредом главы облгосадминистрации, допытывался у Н.Билоблоцкого: было ли представление Кабмина на назначение Д.Дворкиса? Н.Билоблоцкий, приехавший в Винницу представлять новоиспеченного главу обладминистрации столь спешно, что даже не захватил с собой президентского указа, все же на вопрос Татусяка ответил утвердительно.
Власть на Виннитчине была передана (именно так: не перешла, а была передана) в руки СДПУ(о) - партии-фантома, не имеющей в области даже своей организации. То есть организация, насчитывающая до полутысячи человек, существовала еще с 1996 года. Создавали ее люди, действительно исповедующие социал-демократическую идею. И именно из-за преданности идее, а не новому руководству, они резко воспротивились решению съезда СДПУ(о) о поддержке на президентских выборах Л.Кучмы и отдали предпочтение Е.Марчуку. Назначение же губернатором Д.Дворкиса - с подачи председателя СДПУ(о) В.Медведчука - вынудило облорганизацию СДПУ(о) к еще более решительным действиям. Заявив о категорическом несогласии с кадровой политикой СДПУ(о) в регионе и о своем нежелании иметь что-либо общее с такой партией, облорганизация СДПУ(о) единогласно решила самораспуститься. «Команда осталась, - сказал во время нашей встречи зампред облорганизации Петр Слотюк, политолог и отменный аналитик, - и она будет работать на достойных кандидатов - Е.Марчука и А.Мороза».
Но свято место пусто не бывает. Вполне возможно, что, пока статья будет опубликована, в Виннице уже возникнет новая ячейка новой «партии власти», кажущейся столь привлекательной, пока у власти, и беспомощной без нее. Такова, видать, отличительная черта «партий власти» в украинском варианте. И не исключено, что винницкую организацию СДПУ(о) будут пополнять и вчерашние «народные демократы» - те из них, все партийные симпатии которых предопределяются единственной идеей: побольше успеть, урвать, ухватить.
Перефразируя классика, скажем: все сплоченные партии едины одинаково, у всех расколовшихся - своя специфика раскола. Развод разводу рознь. Но главная боль все равно не в этом. Самое страшное, что в преобладающем большинстве случаев в пылу внутрипартийных междоусобиц и отстаивания узкопартийных шкурных вопросов общенациональные, народные, государственные интересы отступают даже не на второй, а на гораздо более отдаленный план, если вообще присутствуют. Хотя, чтобы понять причины партделений и мутаций, достаточно задать один простой вопрос: кому это выгодно? И, честно ответив на него, действовать сообразно глобальных перспектив. Ведь пока одни делят кабинет и два компьютера, другие берут власть.