ПАПСКИМ ЦЕНЗОРОМ
Говорят, что «Декамерон» Джованни Боккаччо заставлял смеяться Лафонтена и плакать Шекспира. Но великим литераторам было невдомек, что «сто новелл» одного из первых гуманистов эпохи Возрождения они читали в урезанном и препарированном виде после вмешательства папской цензуры и инквизиции.
«Декамерон» был написан Джованни Боккаччо в 1370 году, а его первое издание появилось лишь через сто лет после смерти философа, в 1471 году, и затем вплоть до 1600 года подвергалось «доработке» папскими цензорами-приорами не менее десяти раз. И, как ни странно, не сгорело среди многих других еретических книг в огне папской инквизиции.
Секрет выживания «Декамерона» оставался неразгаданным до последнего времени. Кто уберег творение, созданное гением в двухэтажном каменном доме в городке Чертальдо под Флоренцией? Кто подарил его человечеству в том виде, в котором мы его читаем? Как ни страшна была инквизиция, среди папских цензоров, на которых возлагалась ответственность решать судьбу литературных произведений и философских трактатов, были, оказывается, «ослушники», постигшие искусство заменять слова (а иногда и смысл) так, что авторов не предавали анафеме, а их книги не бросали в костер.
Доподлинно установлено, что спасителем «ста новелл» Джованни Боккаччо был флорентийский филолог, приор монастыря бенедиктинцев Винченцио Боргини. В ватиканской библиотеке найден переписанный вариант «Декамерона», который в 1573-1574 годах правил и готовил к печати Боргини.
Всесильная инквизиция бесчинствовала. Всего через четверть века сгорит на костре в Риме, на площади Кампо дей Фиори, Джордано Бруно. А приору удалось получить личное разрешение папы на публикацию «Декамерона». Свершилось по тем временам невероятное, которое затем забыли и только сейчас предали гласности.
Литературоведы считают, что Боргини был великолепным стилистом и психологом. Его хотят внести в число классиков итальянской литературы XVI века.
Газета
«Коррьере делла сера»
МИЛАН