UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТО ПРОИСХОДИТ В БЕЛАРУСИ

Сейчас, когда председатель Белорусского Народного фронта Зенон Позняк находится в вынужденной эм...

Автор: Юрий Ходыко

Сейчас, когда председатель Белорусского Народного фронта Зенон Позняк находится в вынужденной эмиграции, все руководство деятельностью Фронта легло на плечи Юрия Ходыко - энциклопедически образованного, энергичного человека. Именно его наблюдения за тем, что происходит в Беларуси, мы предлагаем нашим читателям.

И интересно ли это украинскому читателю? Постараюсь ответить на эти вопросы. Мы в Беларуси мало знаем о проблемах, которые волнуют граждан Украины, потому что информация о событиях в близкой и дружественной нам стране поступает в основном из Москвы. А добросовестность российских СМИ - это большая проблема. Да и не их это, собственно говоря, дело. Вместе с тем исторические судьбы народов наших стран очень близки. Как близки и проблемы, которые нам необходимо решать в ближайшей перспективе.

Надеюсь, граждане Украины знают, что в Беларуси в ноябре месяце прошлого года произошел государственный переворот с применением силы и грубой фальсификации итогов референдума. Президент А.Лукашенко разогнал законный Верховный Совет и из его остатков сформировал карманное Национальное собрание, депутаты которого даже формально представляют лишь 40% населения Беларуси. Навязал свою Конституцию, по которой подчинил себе не только исполнительную, но также законодательную и судебную власти. Управляет он страной с помощью декретов, которые имеют силу закона. Он довел число сотрудников МВД до 125 тыс. человек, тогда как в белорусской армии только 85 тысяч.

Такой концентрацией власти не владели даже лидеры коммунистической Беларуси. Разве что А.Гитлер, которого А.Лукашенко назвал в качестве примера «нашего понимания роли президента» в интервью одной немецкой газете.

Как же все это могло произойти в Беларуси - стране не самой дикой, с богатой историей, бывшей недавно «сборочным цехом» СССР?

Надо назвать несколько причин. Слабость демократической оппозиции. Отсутствие влиятельного слоя национал-коммунистов в бывшей КПБ. Далеко зашедший процесс русификации. Систематическое вмешательство Москвы. Личные качества А.Лукашенко.

Первая причина не требует пояснений. Как и вторая. Не даром ведь наш выдающийся писатель Алесь Адамович назвал Беларусь еще в 1989 году «коммунистической Вандеей». Еще во времена Н.Хрущева Беларусь стала самой советской республикой СССР, где было уничтожено высшее образование на белорусском языке, а белорусские школы остались только в деревне. Где 134 высшие государственные должности замещались только кандидатами, одобренными Москвой. Поэтому и не оказалось в коммунистическом руководстве Беларуси ни одного влиятельного человека, кто приветствовал бы независимость страны, свалившуюся на их головы в 1991 году.

Жесткой русификации наша страна подвергалась 200 лет. Белорусы - единственный христианский народ, который подвергался перекрещиванию, когда в 1839 г. была запрещена греко-католическая конфессия, к которой принадлежало 3/4 населения. После восстания 1831 г. был закрыт Виленский университет и все коллегиумы. А после восстания 1863-64 гг. - начальные школы и гимназии. Все образование было переведено на русский язык. Сорок лет, до 1904 г., было запрещено издавать газеты и книги на родном языке. Поэтому белорусское возрождение началось позже, чем в Украине, и вскоре было разгромлено уже сталинским режимом.

После второй мировой войны началась усиленная колонизация Беларуси. Если в 1945 г. в Беларуси жило только 300 тыс. русских, то через 50 лет уже 1,5 млн. человек. Незадолго до краха коммунистической системы 70% директорского корпуса составляли выходцы из России. А белорусы в своей стране были только на четвертом месте, после евреев и украинцев. Белорусы регулярно платили дань кровью. Центральные вузы в Москве и Ленинграде, принимая способную белорусскую молодежь, распределяли ее по окончании только по территории Российской Федерации. В обратном же направлении тек поток российского чиновничества и офицеров.

Все это создало в Беларуси многочисленную и влиятельную «пятую колонну». Людей, искавших в Беларуси теплое местечко, но не любящих и не знающих культуру и историю того народа, среди которого они живут. Презирающих его язык. И сегодня белорусское население подвергается сегрегации по языковому признаку, поскольку в стране нет ни одного вуза, где преподавание велось бы по-белорусски.

Поэтому белорусская интеллигенция в своей массе не является интеллигенцией в полном смысле этого слова. Она - отрасль советского чиновничества, денационализированного и деморализированного. Готового прислуживать любому режиму.

То, что для советского чиновничества ложь и двуличие стало нормой существования, давно ни для кого не секрет. Но то, что сделал А.Лукашенко за время своего президентства, не может входить ни в какие рамки. Представитель нижнего слоя номенклатуры, директор совхоза и бывший политрук войск МВД, нигде не работавший более двух лет, он оказался талантливым демагогом и популистом. Его победе на президентских выборах 1994 г. поспособствовали как демократы, не сумевшие выставить единого кандидата, так и номенклатура, попытавшаяся протащить к власти скомпрометировавшего себя в глазах народа В.Кебича.

Но за три года А.Лукашенко не выполнил ни одного своего обещания. Не «запустил заводы». Не остановил инфляцию. Не поднял уровень жизни, упавший «ниже колен». Не ушел в отставку через два года, как обещал. Но сосредоточил все силы на восстановлении тоталитарного порядка и уничтожении тех свобод, которых страна добилась за короткий период демократизации.

Прежде всего он взял под жесткий контроль СМИ. Потом разогнал тех своих помощников по предвыборной кампании, которые были «слишком умными» и надеялись иметь влияние на президента. Потом применил силу против парламентской оппозиции. И стал препятствовать проведению выборов в новый Верховный Совет.

Главным оружием А.Лукашенко в борьбе с демократией стали референдумы. По существенным и несущественным вопросам. Референдумы, часто нарушающие соответствующий закон. Проходящие на фоне оголтелой пропаганды СМИ. С грубой клеветой против оппозиции. С неприкрытой фальсификацией их итогов, которую покрывает подчиненная президенту Центральная избирательная комиссия. Так Беларусь, минуя демократию, от тоталитаризма коммунистического перешла к тоталитаризму охлократическому.

Но несмотря на все усилия президента и отсутствие в Беларуси парламента с мая 1995 г. до января 1996 г. за два этапа выборов удалось избрать 199 из 260 депутатов нового Верховного Совета. В его составе не оказалось представителей БНФ, но количественно демократическая оппозиция выросла до 20%, а открытых сторонников президента около 30%. Наиболее крупные фракции образовали аграрии и коммунисты.

Однако и с таким Верховным Советом президент не захотел найти общий язык. Конфронтация обнаружилась практически сразу, когда депутаты не поддержали введения единого гражданства в содружестве Беларуси и России, чего добивался А.Лукашенко и что соответствовало его личным планам принять участие в президентских выборах Российской Федерации. Тогда он стал готовиться к разгону Верховного Совета. И выбрал для этого путь систематического и грубого нарушения Конституции.

Конституционный суд за неполный год признал несоответствующими Конституции 18 его указов. А когда президент объявил о намерении вынести на референдум новую Конституцию, проект которой, кстати, был обнародован лишь за 10 дней до голосования, началось его открытое противостояние с большинством ВС. Тогда депутаты решили опереться на поддержку политических партий. Начал действовать «круглый стол», который в итоге призвал ВС к импичменту президента.

Однако разнородная оппозиция, включающая практически весь политический спектр - от коммунистов до БНФ, действовала недостаточно решительно и согласованно, хотя и добилась сначала некоторых успехов. На пост председателя Центризбиркома был избран бывший сотрудник президента, превратившийся в его врага, В.Гончар. Дату проведения референдума совместили с ранее назначенной датой довыборов, которых очень боялся президент, поскольку в оставшихся городских округах избрание его сторонников было маловероятным.

Решительный момент наступил 9 ноября, когда за две недели началось не предусмотренное законом голосование по референдуму. Вместо немедленного обращения в Конституционный суд и начала процедуры импичмента, ВС медлил. Тогда президент силой прогнал В.Гончара из Центризбиркома, воспользовавшись его заявлением о невозможности признания результатов референдума законными. Через несколько дней он сломил и Конституционный суд, заставив его отложить рассмотрение заявления 70 депутатов об импичменте до приезда «миротворческой миссии» из Москвы.

Она прибыла в Минск в составе Черномырдина, Строева и Селезнева вечером 21 ноября. За ночь им удалось уговорить С.Шарецкого - председателя ВС и С.Калягина - руководителя фракции коммунистов подписать с А.Лукашенко соглашение об образовании Конституционной комиссии для выработки взаимоприемлемого проекта Конституции. Однако на следующий же день после такого же спешного отъезда «миротворцев» А.Лукашенко голосами своих сторонников провалил одобрение подписанного соглашения в ВС.

Уже ничто не могло остановить фальсификацию итогов референдума. С шести до десяти вечера представителями исполнительной власти (она у нас называется вертикалью) было заброшено около 25% ложных бюллетеней, которые печатала сама же исполнительная власть. По официальным данным, избиратели не поддержали даже предложения о том, чтобы главы местных исполкомов избирались населением. И чтобы все государственные органы в Беларуси финансировались из госбюджета. Эти вопросы были внесены ВС, чтобы воспрепятствовать очевидным нелепостям президентской Конституции. И существованию внебюджетного президентского фонда, к ведению которого отнесена значительная часть госимущества, - сотни зданий, предприятий, а также заповедники, дома отдыха и т.д., -а средства которого не подконтрольны представительному органу власти.

Стороннему наблюдателю могло бы показаться, что население Беларуси временно лишилось рассудка. Но иностранные наблюдатели, ставшие свидетелями этого трагического фарса, так не думали. И США, и Совет Европы не признали законными ни сам референдум, ни разгон Верховного Совета, ни созданных из сторонников А.Лукашенко новых палат Национального собрания. Беларусь попала в международную изоляцию. Только Россия признала их законными. И сделала явным то, что давно было «секретом полишинеля».

А.Лукашенко - открытый ставленник реакционных имперски-шовинистских кругов России. Для них он - надежда на восстановление империи в границах СССР. Игра, которую он ведет с Москвой об интеграции, - для одних политическая компенсация за провал и поражение в Чечне. Для других - возможность экономической колонизации Беларуси. Для А.Лукашенко, человека непомерных амбиций, - возможность вмешаться в борьбу за кремлевский трон. Пока вопрос об юридическом аншлюсе Беларуси отложен. Ибо в Москве есть силы, которые понимают, что за инкорпорацию они могут заплатить провалом реформ и выхода из экономического кризиса. Но над суверенитетом Беларуси и национальным достоинством белорусского народа нависла страшная угроза.

Тем временем «великий славянский интегратор» перерегистрациями и налоговой политикой добился ликвидации 2/3 частных предприятий. Поддерживает годовую инфляцию в результате вброса пустых денег в неконкурентоспособные госпредприятия и колхозы на уровне 100% в год. Средняя зарплата в Беларуси опустилась до 60 долларов в месяц. А цены многих пищевых продуктов выше международных. Он ускоренно создает полугосударственные общественные организации, чтобы контролировать молодежное, профсоюзное, женское движения. Недавно он стал президентом Национального олимпийского комитета.

Беларусь не просто идет - она бежит во вчерашний день. Не хотелось бы, чтобы наши соседи последовали этому примеру.