UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ КАЧАТЬ БУДЕМ?

Мечты сбываются? Похоже, Украина начала-таки реально покорять Брюссель. Никогда ранее не приходил...

Автор: Татьяна Силина

Мечты сбываются? Похоже, Украина начала-таки реально покорять Брюссель. Никогда ранее не приходилось слышать столько трезвого оптимизма по отношению к нашей стране, ее проектам и инициативам, как в минувший вторник во время промышленной конференции «Проект транспортировки нефти Одесса —Броды —Плоцк: повышение безопасности и целостности Европейского Союза в энергетической сфере», проходившей в европейской столице и посвященной развитию Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК).

«Трубопровод мира и стабильности»

Столь патетичная характеристика нефтепроводу Одесса—Броды—Плоцк была дана отнюдь не кем-то из эмоциональных украинцев или поляков, а представителем генерального директората по энергетике и транспорту Еврокомиссии Фаузи Бенсарсой.

Официально же на конференции устами вице-президента Европейской комиссии (ЕК), комиссара по вопросам транспорта и энергетики Лойолой де Паласио было оглашено, что проект нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк признан «представляющим общеевропейский интерес». «Мы взяли на себя очень глубокие обязательства по поддержке этого проекта и хотим начать его реализацию как можно скорее», — заявила еврокомиссар, сообщив перед этим, что проведенные исследования подтвердили коммерческую привлекательность проекта, и он может внести значительную лепту в экономическое развитие всех участвующих стран.

Напомним, что двумя неделями ранее, 12 мая, Еврокомиссия приняла официальный документ — так называемое Послание по развитию энергетической политики расширенного Европейского Союза, его соседей и стран-партнеров. В нем одним из приоритетов признано сотрудничество со странами-соседями по обеспечению безопасности морской транспортировки нефти, в том числе и расширение нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка с дальнейшим соединением его либо с северной ниткой «Дружбы», либо с существующей трубой, идущей к польскому балтийскому порту Гданьск.

Параллельно с конференцией во вторник в Брюсселе прошли переговоры между вице-премьерами Украины и Польши Виталием Гайдуком и Мареком Полом и вице-президентом ЕК Лойолой де Паласио. В результате была подписана Совместная декларация между Кабинетом министров Украины, правительством Республики Польша и Европейской комиссией о поддержке Евроазиатского нефтетранспортного коридора. Кроме того, выступая на конференции перед почти двумястами представителями правительств, дипкорпуса, бизнеса и финансовых учреждений разных стран, г-жа де Паласио сообщила о создании совместной европейско-польско-украинской рабочей группы по поддержке и развитию проекта Одесса—Броды—Плоцк, а также о выделении Еврокомиссией в рамках программ TAСIS и INOGATE гранта в размере
2 млн. евро в качестве технической помощи проекту. Первое заседание совместной группы началось уже сегодня в Киеве и продолжится в понедельник в Варшаве. О своем интересе и готовности поддержать проект заявили также ЕБРР и Европейский инвестиционный банк.

Мы специально так скрупулезно перечислили события и обильно процитировали еврочиновников и различные официальные документы, дабы показать нашим читателям, что прошедшие в Брюсселе переговоры и конференция были отнюдь не одним из «многочисленных и безрезультатных презентационных мероприятий», как кое-кто пытался это представить в Киеве (впрочем, об этом чуть позже), а началом реального прорыва нашего государства, занимающего в Европе первое место по коэффициенту транзита, на европейский энергетический рынок.

«Украина приобретает роль ключевой страны для транзита и диверсификации поставок энергоносителей в Европу, — заявил глава директората ЕК по делам Восточной Европы, Кавказа и центральноазиатских республик Хагес Мингарелли. — Еврокомиссия должна поддержать проект ЕАНТК, и наше сотрудничество обеспечит качественно новые отношения между Европейским Союзом и Украиной». В свою очередь госсекретарь украинского МИДа по вопросам европейской интеграции Александр Чалый сообщил, что Украина рассматривает проект нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк как один из главных инструментов своей евроинтеграционной политики. Кроме того, по мнению дипломата, трубопровод Одесса—Броды является неотъемлемой частью энергетической системы расширенной Европы.

«Этот проект выгоден, и в нем выигрывают все», — несколько раз подчеркнул Малколм Рифкинд, бывший министр обороны и министр иностранных дел Великобритании, а ныне старший консультант компании PriceWaterhouseCoopers, презентовавшей свою концепцию бизнес-плана проекта сначала в Киеве, а теперь и в Брюсселе.

Итак, откуда же столько слов похвалы, почему европейская презентация ЕАНТК прошла, без преувеличения, с грандиозным успехом?

Как отмечали практически все выступавшие на конференции, в последнее время ситуация на европейском рынке нефти и нефтетранспортных услуг значительно изменилась. С одной стороны, потребление углеводородов в Европе неуклонно возрастает, с другой — сегодня существуют объективные препятствия для увеличения поставок нефти на европейский рынок. Прежде всего это ограниченная пропускная способность Босфора. Затем — недостаточная инфраструктура для вывода легкой каспийской нефти
на потенциальные рынки.

И сегодня, как утверждают самые авторитетные эксперты, у Украины существует стратегическая возможность сделать ЕАНТК первым обходным вариантом Босфора. Кроме того, в связи с подорожанием в последнее время в 2–3 раза танкерных перевозок нефтепроводы приобретают для Европы новое значение. И не только из-за более низких цен на транспортировку черного золота, но и из-за их большей безопасности и экологичности (авария танкера «Престиж» произвела на Европу неизгладимое впечатление). Далее. С 2005 г. Евросоюз вводит новые, гораздо более жесткие стандарты по содержанию серы в нефтепродуктах, что заставляет сегодня европейских потребителей искать более легкие сорта нефти с низким содержанием этого химического элемента, то есть роль каспийской нефти опять же возрастает. Поскольку европейский бизнес считать умеет, и понимает, что в конечном счете ему все же выгоднее будет покупать пусть и более дорогую, но хорошую легкую нефть, чем ставить очистные мощности для более дешевых сортов. Заставляет тревожиться европейцев и падение добычи нефти в Северном море. Согласно прогнозам, прозвучавшим на брюссельской конференции, к 2015 г. она уменьшится на
87% (!), в то время как добыча на Каспии за тот же период увеличится на 44%.

Все эти факторы делают проект Одесса—Броды—Плоцк бесценным для Европы. «То, что мы соберемся в Киеве и начнем практическую работу уже через четыре дня после создания совместной группы, такая оперативность свидетельствует о наших серьезных намерениях относительно этого проекта, — пояснил г-н Бенсарса в интервью «ЗН». — Мы должны сделать все возможное для того, чтобы частные компании осознали свои интересы в проекте, увидели его эффективность и жизнеспособность и пришли в него со своими инвестициями».

Как рассказали нам члены украинской делегации, европейцев и, прежде всего, немцев и поляков, чрезвычайно заинтересовала возможность продолжения нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк до германского города Вильгельмсхафен, что сделает проект трансъевропейским. Именно этот вопрос, скорее всего, станет приоритетом номер один в работе совместной рабочей группы. А выделяемые Еврокомиссией 2 млн. евро, среди всего прочего, пойдут на изучение возможности строительства отрезка трубопровода между Шведтом и Вильгельмсхафеном (Шведт соединен с Плоцком северной «Дружбой»), поиск оптимальной конфигурации международного консорциума и состыковку украинских и европейских правовых условий работы трубопровода. Кстати, в Германии в начале 90-х был разработан аналогичный проект трубопровода между Шведтом и Вигельмсхафеном, который, по мнению экспертов, может быть адаптирован к новым условиям. Под этот проект уже даже было получено разрешение германских земель на строительство трубопровода.

Подводя итоги конференции, Ф.Бенсарса заявил: «Решение, принятое по проекту Одесса—Броды в 1995 г., и дальнейшее строительство этого нефтепровода, подчеркиваю, при исключительно украинском финансировании, — это историческое решение для диверсификации энергетического рынка ЕС».

Горячую поддержку проекту ЕАНТК оказывают и американцы. Особенно после изменения за последние полгода геополитической и геоэкономической ситуации в мире. Ведь раньше, действуя под лозунгом «ни капли каспийской нефти в Европу», основную ставку Соединенные Штаты делали на Баку—Тбилиси—Джейхан. После же получения американцами полного доступа к иракской нефти этот маршрут стал для них не так важен, как раньше. Кроме того, появились новые риски, маршрут попал в зону нестабильности. В связи с этим вряд ли ЕБРР в ближайшее время выделит средства на финансирование данного проекта (а его дефицит составляет примерно 2 млрд. долларов).

С другой стороны, американскими компаниями уже вложены миллиарды в нефтедобычу в Каспийском регионе, которые необходимо «отбить», и, следовательно, они заинтересованы, чтобы эта нефть пошла на высоколиквидные платежеспособные рынки по безопасным и недорогим маршрутам доставки. Главный из таких рынков — европейский. Самый перспективный и реальный маршрут, позволяющий уменьшить проблему Босфора, — это Одесса — Броды — Плоцк. «Очень редко когда проект представляется настолько позитивным и может принести выгоду для многих участников. И это подчеркивает наше мнение о важности проекта, поскольку он достигает стратегической цели, он коммерчески-реалистичный и соответствует интересам разных стран», — заявил еще на киевской презентации концепции бизнес-плана развития проекта Одесса—Броды посол США в Украине Карлос Паскуаль.

«Не верьте, если о проекте скажут плохо»

Итак, мощной поддержкой двух своих стратегических партнеров Украина уже заручилась. А что же третий?

«Мы не ожидаем от Российской Федерации любви к этому проекту, но на симпатию рассчитываем», — поделился в Брюсселе своими ожиданиями специальный уполномоченный Украины по вопросам ЕАНТК Александр Тодийчук. А его коллега А.Чалый напомнил во время своего выступления, что Украина рассматривает Евроазиатский нефтетранспортный коридор не как конкурентный к существующим, а как новый путь транспортировки легкой каспийской нефти в Европу. «Проект направлен на обеспечение диверсификации поставок энергоносителей, и у нас нет намерений работать против кого-либо», — вторил им польский вице-премьер М.Пол.

Многие украинские и западные эксперты уверены: проект ЕАНТК не только не является конкурентным для российских компаний (поскольку они ориентированы на совсем иные сегменты рынка, у них другие партнерства, иные стратегии), но и открывает для россиян новые возможности. Например, К.Паскуаль еще на киевской презентации обратил внимание на то, что в Германии есть НПЗ, импортирующие российскую сырую нефть. Но ее транспортировка через Босфор обходится достаточно дорого, а возможности использования обхода пролива нет, поскольку решающее значение в Чехии имеют НПЗ, использующие только легкую каспийскую нефть. Поэтому, по мнению дипломата, сейчас создается возможность открытия трубопровода, с помощью которого российские поставщики выйдут на немецкие рынки.

Кроме того, по свидетельству А.Тодийчука, украинская сторона с большим пониманием относится к проблемам российских коллег и много делает для их решения. Например, уже в этом году были созданы новые мощности транспортировки российской нефти в объеме 4 млн. тонн через терминал «Южный». К сентябрю они должны быть увеличены до 7 млн. «В дальнейшем мы также рассматриваем возможность строительства трубопровода диаметром 700 мм на 52 км (вместо работающих сейчас в реверсном режиме 52 км Одесса—Броды — Т.С.), чтобы сохранить направления и мощности для экспорта российской нефти», — поделился планами А.Тодийчук.

Однако события последних месяцев, и в особенности последней недели, показывают, что успехи в продвижении ЕАНТК почему-то не очень радуют наших северо-восточных братьев. Они даже настойчиво предлагают свой вариант использования украинского нефтепровода Одесса—Броды. Как стало известно незадолго до конференции в Брюсселе, 23 апреля был подписан некий протокол о намерениях относительно организации нового маршрута экспорта российской нефти транзитом через территорию Украины с отгрузкой в порту «Южный» и использованием реверса нефтепровода Одесса—Броды для ежегодного экспорта дополнительно 9 млн. тонн российской нефти. Под документом стоят подписи представителей НАК «Нефтегаз Украины», «Укртранснафти» и российских ОАО «Транснефть» и ТНК.

Однако, как выяснилось позднее, оказывается, «Укртранснафта» вовсе не принимала решения качать нефть по Одесса—Броды в реверсном режиме. Более того, на совещании у премьер-министра Украины 16 мая однозначно говорилось об использовании трубопровода по прямому маршруту, то есть от Одессы до Брод. Подписание протокола о намерениях и дальнейшую кампанию в прессе в поддержку реверса как раз во время проведения европейской презентации трубопровода Одесса—Броды—Плоцк специальный уполномоченный Украины по вопросам ЕАНТК А.Тодийчук охарактеризовал как «определенную провокацию» и сообщил, что документ без его ведома был подписан его заместителем Иваном Василенко, не имевшим на то абсолютно никаких полномочий. «На протоколе нет печати «Укртранснафта» и документ не имеет никакой юридической силы», — подчеркнул А.Тодийчук.

В Брюсселе министр топлива и энергетики Сергей Ермилов говорил журналистам, что правительство Украины поддерживает прокачку нефти по трубопроводу Одесса—Броды только по прямому маршруту и украинская делегация перед поездкой в Брюссель получила на сей счет четкие директивы Президента и премьера. «Энергетический» вице-премьер Виталий Гайдук пояснял, что идея реверса существует лишь как идея, не имеющая пока никакого экономического обоснования. А в это время в Киеве была развернута бурная информационная кампания по дискредитации проекта «Одесса—Броды» и его автора и реализатора «Укртранснафти». Как свидетельствовали коллеги-журналисты, ставки за заказные статьи и сюжеты порой вырастали втрое в течение одного дня. А сотрудники «Укртранснафти» рассказывали об обещаниях представителей одной российской нефтяной компании накануне конференции устроить им «веселую жизнь». Грязная волна докатилась даже до Брюсселя. Впрочем, тот отреагировал вполне спокойно. «Мы не собираемся играться с нефтепроводами и втягиваться в политические игры, — заявил Ф.Бенсарса. — И если в прессе будут писать, что это глупый и никудышный проект, не верьте. Это очень хороший проект. И он уже в Брюсселе, хочется кому-то этого или нет».

Так что же, собственно, происходит? На наш взгляд, жесткую борьбу россиян за реверс трубопровода Одесса—Броды можно смело ставить в один ряд с их попытками втянуть Украину в рамках Единого экономического пространства, как минимум, в таможенный, а затем и в экономический союз; с их требованиями согласовывать с Москвой каждый шаг по вступлению Украины в ВТО и отозвать уже подписанные протоколы. Другими словами, все это попытки лишить наше государство европейской перспективы, достаточно четко обозначившейся в последнее время, и стремление вернуть Киев на свою орбиту.

Кремлю вовсе не улыбается перспектива превращения Украины в ключевого поставщика каспийской нефти на европейский рынок и, следовательно, возрастания экономической и энергетической независимости нашего государства. Прискорбно, что в политические игры Кремля вовлекается российский нефтяной бизнес, уже ставший, по мнению многих экспертов, образцом в проведении наиболее динамичных рыночных преобразований на постсоветском пространстве. Такие российские гиганты, как Лукойл, Юкос, ТНК и другие стали для западного бизнес-истеблишмента образцом коммерческого, а не совкового подхода к бизнесу. Но политика вновь и вновь вмешивается в экономику.

«Вопрос реверса — это вопрос коррупции, лоббирования отдельными менеджерами ТНК своих интересов с использованием коррупционной среды, сложившейся в Украине», — уверен руководитель аппарата специального уполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК Михаил Гончар. И задается вопросом: а на основании чего, собственно, ТНК готова платить больше в украинский бюджет в то время, как существуют более оптимальные, более дешевые маршруты с меньшими транспортными издержками? Зачем идти через Броды—Одесса, если транспортировка, скажем, по маршруту Мичуринск—Кременчуг—«Южный» будет дешевле на 2—3 доллара за тонну? Откуда у ТНК такая щедрость? «Обещания ТНК загрузить Броды—Одесса на многие годы — это лишь приманка, рассчитанная на неспециалистов, — уверен М.Гончар. — Я совсем не исключаю, что очень скоро у российской компании «вдруг» появится какой-нибудь форс-мажор. Скажем, конкурирующие с ТНК компании могут поинтересоваться у соответствующих контролирующих органов РФ, с какой стати эта компания доплачивает в бюджет другого государства. Или тот же вопрос задаст «Транснефть», после чего укажет ТНК на Балтийскую трубопроводную систему и вынудит качать нефть на Новороссийск. И на этом реверс закончится. А за это время от нас отвернутся все потенциальные партнеры, сочтя нас ненадежными и непоследовательными. И отдадут предпочтение конкурентным проектам — либо Констанца—Триест, либо Бургас—Александрополис». Кстати, даже еще не сам реверс, а только шумиха по поводу него уже вредит проекту ЕАНТК. Как стало известно «ЗН», пару месяцев назад, когда украинская делегация уже отправилась в Лондон подписывать контракт в рамках проекта, западный партнер вдруг решил взять тайм-аут до прояснения ситуации с реверсом.

Кроме того, реверсивное использование Одесса—Броды поставит Украину как одного из шести участников проекта «Дружба»—Адрия в глупейшее положение перед его остальными участниками. Ведь в этом случае весь свободный объем в трубе будет заполнен «реверсивной» нефтью, а на реализацию первого этапа «Дружба»—Адрия ничего и не останется. И тогда по крайней мере три страны — Словакия, Венгрия и Хорватия — обратятся с претензиями к Украине, обвиняя именно ее в торпедировании проекта. И мы опять-таки прослывем на весь мир ненадежным партнером. Так что если вдруг в Украине кому-то все-таки и захочется устроить реверс Одесса—Броды, то прежде нужно подождать, пока его истинный инициатор — Россия официально денонсирует соглашение по «Дружбе»—Адрии и заявит о выходе из этого проекта.

Хочется развеять еще один миф, настойчиво муссируемый в прессе — о «ржавеющей» и «приносящей одни убытки» трубе. Ну, во-первых, труба не ржавеет, поскольку заполнена специальным консервантом. Во-вторых, напомним тому же г-ну Городецкому, президенту «Торгового дома «ТНК-Украина», публично утверждавшему, что участок Одесса—Бороды простаивает уже три года, что в действительности труба была введена в эксплуатацию лишь год назад — 17 мая 2002 г., что официально зафиксировано в акте Государственной комиссии. В-третьих, на сегодняшний день уже работает часть системы — эксплуатируется терминал «Южный» и 52 км трубопровода Одесса—Броды, что приносит реальные деньги, позволяющие безубыточно содержать всю систему.

Напрасны и широко растиражированные в прессе сомнения в компетентности проджект-девелопера — всемирно известной компании PriceWaterhouseCoopers (PWC), победившей в открытом международном тендере на разработку бизнес-плана проекта. Кстати, не менее известная компания «Эрнст энд Янг», оказавшаяся на втором месте, прислала затем организаторам конкурса письмо с благодарностью за организацию тендера, в котором сообщила, что приятно удивлена тем, что в Украине подобные мероприятия уже проводятся прозрачно и в соответствии с международными стандартами. В письме также говорилось, что победа PWC была чистой, справедливой и законной. Напомним также, что над концепцией бизнес-плана и самим бизнес-планом консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers работала и работает в альянсе с консалтинговой компанией в области нефтяного бизнеса Channoil. Таким образом, авторитет и информационная мощь PWC подкреплены и усилены компетентностью специализированной компании.

До конца лета компанией PriceWaterhouseCoopers должен быть составлен детальный бизнес-план и разработана концепция международного консорциума по реализации и управлению проектом. Вице-премьер Виталий Гайдук в Брюсселе выразил надежду, что первая каспийская нефть по трубопроводу пойдет на чешские и южно-германские заводы в ноябре-декабре текущего года. По его словам, объем первых поставок может доходить до 4 млн. тонн. «Мы синхронизируем и подпишем к тому времени все контракты и организуем заполнение трубопровода технической нефтью. И мы уверены, что первый этап проекта будет работать уже в этом году», — заявил В.Гайдук в интервью украинской службе Би-би-си.

Чтобы эти слова украинского вице-премьера не выглядели голословными и не были восприняты кем-то как излишний оптимизм, позволим себе лишь несколько цитат из выступлений представителей международного бизнеса, прозвучавших на конференции в Брюсселе.

«Мы рады принять участие в этом проекте и надеемся вступить в переговоры с украинской стороной относительно переработки этой нефти. Мы также чрезвычайно удовлетворены, что проект развивается в правильном, на наш взгляд, направлении» (Павел Олехнович, Rafineria Gdanska S.A., Польша).

«Подтверждаю заинтересованность Польши в этом проекте. Мы готовы принять на наше предприятие 2—3 млн.т легкой нефти» (Анджей Сикора, PKN «Orlen», Польша).

«Мы очень заинтересованы в этом проекте и хотим увеличить поставки нефти на наше предприятие за счет именно трубопроводной прокачки» (Рудольф Шульц, Nord-West Oelleitung GmbH, Германия).

«В банковсих кругах интерес к этому проекту огромен. Хотели бы присоединиться к переговорам» (Томаш Мэй, West LB Polska S.A.). «К 2005 г. мы собираемся значительно увеличить добычу нефти. И для нас чрезвычайно важно, чтобы эта нефть шла через территорию дружественного государства, не являющегося нефтепроизводителем. Одесса—Броды для нас наилучший вариант» (Элшад Насыров, государственная нефтяная компания Азербайджана «SOCAR»).

«Украина — независимое и суверенное государство. И ЕС никогда не диктовал ей, какую политику проводить и какими интересами руководствоваться, — заявил представитель генерального директората по энергетике и транспорту Еврокомиссии Фаузи Бенсарса «ЗН» в ответ на вопрос, «какой будет реакция Еврокомиссии, если Украина все же примет предложение россиян о реверсивной работе Одесса—Броды?». Но Украина официально заявила о своей европейской ориентации. И сегодня, как я уже говорил, мы увидели демонстрацию того, что проект Одесса—Броды нельзя назвать неразумным. Думаю, что в Украине достаточно умных людей, имеющих четкое представление об истинных интересах вашей страны».