UA / RU
Поддержать ZN.ua

Четвертая пятилетка

Историческое решение УЕФА сможет способствовать политическому и экономическому развитию Украины...

Автор: Сергей Рахманин

Судьба даровала Украине еще один шанс, возможно, последний. Нам предоставлена уникальная возможность доказать всему миру и в первую очередь самим себе состоятельность государства. За одну пятилетку страна попросту обязана осилить множество задач, которые оказались неподъемными в течение трех пятилеток предыдущих.

За более чем полутора десятка лет лучшие умы общества не сподобились разработать цельную стратегию единения Украины. Мы так и не обзавелись собственной, «украинской мечтой», способной не только примирить, но и сплотить. До сих пор политики, как нарочно, предлагали в качестве лекарства от розни «препараты», лишь усугублявшие болезнь. 18 апреля в валлийском Кардиффе стратегия обрела контуры, мечта — очертания. Нам лишь остается сделать сказку явью.

В минувшую среду восемь из 11 членов исполкома УЕФА стали творцами безусловной сенсации: Украина и Польша получили право принять у себя один из крупнейших спортивных форумов — футбольное первенство Европы. Летом 2012 года стадионы Киева, Варшавы, Донецка, Вроцлава, Львова, Познани, Днепропетровска и Гданьска распахнут ворота для миллионов болельщиков из разных концов света. Две славянские страны в ходе долгого и утомительного марафона обошли Азербайджан, Грецию, Россию, Румынию и Турцию. А в завершающем раунде одолели еще более сильных соперников — Италию и тандем Венгрия—Хорватия. Первые считались безусловными фаворитами, однако шансы родины нынешних чемпионов мира серьезно подорвали шумный коррупционный скандал в итальянском футболе и многочисленные «подвиги» темпераментных апеннинских тиффози.

Немудрено, что итальянская «Корьера делла Сера» сдержанно назвала выбор УЕФА «несколько неожиданным». Тем не менее глава Союза европейских футбольных ассоциаций Мишель Платини назвал успех украинцев и поляков «великой победой Восточной Европы», заметив, что «эти страны победили по праву». Земляки многолетнего капитана сборной Франции из газеты «Фигаро» справедливо предостерегли, что «самое тяжелое для восточных наций-победителей начинается только сейчас». В перепечатке статьи из парижского издания (обнародованном интернет-сайтом Сhampion) будущим организаторам Евро напомнили: «Каждой необходимо обновить по четыре стадиона, реконструировать дорожную инфраструктуру, расширить гостиничную сеть, во множестве случаев начать строительство с нуля. Эти задания для Польши и Украины кажутся колоссальными».

От себя добавим, что для Украины они окажутся более масштабными и трудновыполнимыми, чем для нашего западного соседа, опирающегося на куда более устойчивую экономику и небезосновательно рассчитывающего на помощь Евросоюза.

В Украине известие о колоссальном успехе вызвало самый настоящий триумф. Трудно описать, каким сюрпризом это стало для футбольных болельщиков, не смевших даже мечтать о возможности воочию увидеть выдающееся спортивное действо. Дополнительным поводом для восторга стало то обстоятельство, что непосредственным участником этого действа обязательно станет сине-желтая дружина: согласно существующим правилам, страна-организатор освобождается от участия в отборочном цикле и в финальный раунд попадает автоматически.

Чувство радости испытало множество людей, не относящих себя к категории футбольных фанатов. Испытало хотя бы потому, что в Украине редко сыщешь объективный повод для искренней радости за страну. Право на проведение Евро — серьезное основание для гордости за державу, в состоятельности которой разуверились очень многие.

Причины для оптимизма появились и у тех, кто даже в пору непрекращающихся политических распрей и углубляющегося раскола республики верил в появление идеи, способной примирить вождей и объединить население. Достойная организация одного из самых крупных мировых форумов — чем не сверхзадача, решить которую можно и нужно только сообща. Оказаться свидетелем, участником, хозяином грандиозного праздника в равной степени хочется жителям Галичины, Волыни, Сиверщины, Крыма и Донбасса. Поклонникам Тимошенко, сторонникам Симоненко, фанатам Януковича и симпатикам Ющенко. Да и самим политикам, наверняка, этого хочется никак не меньше, чем их электорату.

Желание подготовиться к масштабному слету болельщиков может и должно объясняться не только естественным стремлением любого гостеприимного хозяина не ударить в грязь лицом. Есть причины и более прагматичного порядка. Для Украины достойная организация еврофорума — едва ли не последняя возможность заинтересовать Европу. Предпоследним шансом, выданным сразу после оранжевой революции, государство распорядилось попросту бездарно. Однако нам везет: если захотим, еще сможем убедить разочарованных европолитиков, что мы в состоянии выполнять данные ранее обещания. Если возведем, реконструируем, обновим и обустроим все то, что мы клятвенно обязались возвести, реконструировать, обновить и обустроить до 2012 года. Мы еще можем, если захотим, убедить разочарованных европредпринимателей, что в Украине можно вести цивилизованный бизнес. Что мы в состоянии обеспечить благоприятный инвестиционный климат. Что украинская власть может гарантировать безопасность вложенных капиталов, украинские коммерсанты могут выступать надежными партнерами, а украинские чиновники могут не брать взятки.

Украине улыбнулась колоссальная удача — выступить партнером страны ЕС в масштабном международном бизнес-проекте. Ника­кие лоббистские усилия не смогли бы заставить Евросоюз пойти на подобную авантюру. Помог футбол. Пока трудно однозначно говорить обо всех составляющих нашего успеха. Но очевидно одно: он был невозможен без колоссальных личных усилий конкретного человека — руководителя отечественной Федерации футбола Григория Суркиса. Страстное, непреодолимое желание этого человека любой ценой добиться проведения континентального первенства в Украине, его фанатичная вера в то, что это возможно, стали тем последним аргументом, который окончательно поколебал скепсис футбольных еврочиновников. Возможно, он был последним, кто верил. И сегодня ему безусловно отдают должное даже те, кто давно (и, возможно, небеспочвенно) испытывал к нему чувство неприязни. Как знать, если это событие действительно изменит ход украинской истории, возможно, многие сменят неприязнь на признательность.

Есть ли основания думать, что жизнь в Украине в самом деле станет лучше и веселее?

Есть. Президент Национального олимпийского комитета Сергей Бубка совершенно справедливо отметил, что историческое решение УЕФА не только укрепит спортивный авторитет страны, не только станет лишней рекламой для Украины, оно сможет способствовать политическому и экономическому развитию государства. «То, что мы могли пройти за пятнадцать лет, мы пройдем за пять», — эту фразу легенды отечественного спорта цитировали все ведущие агентства.

Расшифруем данную мысль. Государство обязано за одну пятилетку сделать то, что не смогло сделать за три предыдущих. У него просто нет другого выхода. В противном случае оно уже навсегда потеряет доверие европейской политики и европейского бизнеса. То, что наши власть и деньги имущие не захотели сделать для собственных граждан, они обречены будут сделать для собственного авторитета в глазах Европы.

Все, что развивалось в экономике этой страны, развивалось не благодаря, а вопреки. Частный бизнес медленно, но верно, год за годом пробивал брешь в стене, сложенной из косности, тупости и жадности наших чиновников. Но там, где был установлен полный и неусыпный контроль власти, мы оказались отброшенными на десятилетия. Самый простой и очевидный пример — транспортные проблемы. «Даже не верится, что у нас пройдет чемпионат Европы… И еще больше не верится, что у нас построят нормальные дороги», — подобное откровение на протяжении последних дней приходилось слы­шать десятки раз. Причем неверие в существование нормальных дорог высказывали киевляне. Что уж говорить о жителях других городов, которым столичные латаные трассы кажутся едва ли не автобанами? Состояние дорог серьезно беспокоит наших польских партнеров, что уж говорить о нас? Возвести современные аэропорты, привести в божес­кий вид железнодорожные и автомобильные составы, обновить подвижной состав, повысить безопасность движения, отрегулировать светофоры, построить развязки, тоннели, эстакады — все это придется делать. А еще — обустроить сотни, тысячи современных парковок (!), потому что множество футбольных туристов привыкли ездить на футбольные форумы на собственных авто. И понять наши проблемы им будет непросто. Да и незачем. Это — не их проблемы.

Понимают ли это наши небожители? Должны понимать, потому что в пробке «Таврия» и «Бентли» практически равны. А ремонт «убитого» колдобинами «мерса» обходится дороже, чем починка видавшей виды «копейки». Но если понимают, то почему бонзы закрывали глаза на низ­кое качество наших дорог, на непреходящее воровство, неизменно сопровождающее практически любую дорожную работу? Во­п­рос — не к нам. Но мы можем предположить, что сейчас их отношение должно измениться. Они должны понравиться Евро­пе, чтобы Европа их приняла, поняла и поверила. Это ведь так просто — понравиться Европе, минуя разговоры о НАТО, Вене­цианской комиссии и европейских ценностях. Они хотят этого. И не скрывают, что хотят. И мы этого хотим. Туристы уедут — дороги останутся.

Вот только следует четко представлять себе уровень проблем. У наших власть имущих с этим пока проблемы. Проиллюстрируем цифрами. Немецкие дороги справедливо считаются лучшими в мире, порядок во всем, что касается любого движения, — истинно германский. Тем не менее, готовясь к прошлогоднему первенству мира по футболу, ФРГ, по некоторым оценкам, потратила на улучшение транспорт­ной системы 4,15 миллиарда евро!!! Господа чиновники и бизнесмены, задумайтесь над этим фактом. Осознайте масштаб задач, перед вами стоящих.

Дополнительным стимулом, повышающим энергичность бонз и энтузиазм масс, должно стать общее желание заработать. Чемпионаты по футболу — это грандиозная лотерея. Потратившись на билетики, вы можете сорвать куш. Но чтобы вероятность выигрыша была выше, в покупку билетов стоит вложить как можно больше. Первенство — лучший способ привлечения инвестиций, стимул для расширения рекламного рынка, толчок для развития всевозможных сфер предпринимательства, особенно туристического бизнеса, сферы обслуживания и общепита.

Для более четкого представления приведем еще несколько цифр, демонстрирующих масштаб сумм, которыми оперировала Германия — устроительница мундиаля-2006. В рамках подготовки к мировому футбольному первенству в стране было реконструировано и построено 12 стадионов. Один только комплекс в Мюнхене «потянул» на 300 млн. евро. В целом в обустройство спортивных сооружений было вложено 1,5 млрд. евро. О суммах, вложенных в транспортную инфраструктуру, мы писали выше. Отдельной строкой в бюджет были вписаны расходы на улучшение водоснабжения. Точной цифры отыскать не удалось, но речь шла о миллионах евро. Они были потрачены на подготовку коммуникаций, чтобы те могли прокачивать намного больше воды и миллионы туристов не испытывали никаких проблем. Вздрогните, украинские губернаторы и мэры! Вы готовы решить проблемы НАШИХ коммуникаций за пять лет? Отдельное соболезнование отцам города Львова, где водоснабжение было, есть и остается одной из главных бед.

Но вернемся к занимательной немецкой цифири. Каждая шестая немецкая компания существенно увеличила свою прибыль. В первую очередь разбогатели собственники кафе, ресторанов, баров, а так­же владельцы гостиниц и сувенирных лавочек. По некоторым прикидкам, туристы оставили в этих заведениях более 900 млн. евро. ЧМ-2006 обеспечил Германию 40 тысячами дополнительных рабочих мест. Шесть национальных и 15 международных спонсоров принесли стране более 750 миллионов евро. Право выступать эксклюзивным спонсором обошлось немецким ком­паниям в 13 млн. евро, зарубежным — в 45 млн. евро. Расценки на рекламу резко подскочили в цене — за тридцатисекундный ролик в ходе трансляции телекомпании запрашивали до 32 тысяч евро, и это при стандартной цене 6—7 тысяч евро за полминуты эфира.

Общие вливания в экономику государства, по оценкам специалистов, превысили 10 миллиардов евро. Положительный эффект от проведения мундиаля германская экономика, по расчетам экспертов, будет ощущать на протяжении пятнадцати лет.

Разумеется, Украина — не Германия, а первенство Европы — не чемпионат мира. Но приведенные цифры дают некоторое представление о соотношении затрат и прибылей, а также о характере трат.

Насколько мы готовы к решению взвалившихся на нас проблем? Думается, понимаем это пока не до конца. Утешают два обстоятельства. Первое — все самые богатые люди страны (за исключением Виктора Пинчука) являются президентами футбольных клубов. Ринат Ахметов, Сергей Тарута, Игорь Коломойс­кий, Александр Ярославский имеют представление об уровне и масштабе задач, имеют средства на их решение, имеют (насколько известно) желание эти средства вложить. Второй благоприятный момент — все первые лица воодушевлены подарком судьбы, а значит, есть надежда, что они не перегрызутся хотя бы по этому поводу, и власть сообща ПОМОЖЕТ бизнесу решить сверхзадачу.

Наиболее очевидная проблема — стадионы — выглядит вполне решаемой. Госбюджетом предусмотрена реконструкция НСК «Олимпийский» в Киеве. (Оста­лось только убедить городские власти положить конец строительству торгового центра возле главной спортарены страны). В Донецке на средства Ахметова возводится суперсовременный стадион (примерная стоимость которого составит 250 млн. долларов). В Днепропетровске по инициативе Коломойского ведется строительство еще одной модерной «поляны» — «Металлур­га». В 2008-м намерены приступить к переоборудованию львовского стадиона «Украина». В «запасном» Харькове уже полгода назад при финансовом участии Ярославского начата реконструкция «Металлиста». Срочно собираются средства для обновления футбольной арены в Одессе.

А вот заявление столичного мэра Леонида Черновецкого удивило. Экстравагантный градоначальник пообещал переплюнуть донецкого олигарха и построить в Киеве стадион за 200 млн. евро. Это высказывание лишний раз заставило задуматься: а понимают ли в Украине, что и как они должны делать?

Футбольные специалисты убеждены: можно обойтись гораздо меньшей сметой, а сэкономленные средства (если они в таком объеме действительно есть) пустить на решение других задач. Стадион можно построить хоть из каррарского мрамора, но это обстоятельство станет слабым утешением для туриста из Португалии, Голландии или Исландии, если из крана в его номере будет течь ржавая вода, если ему придется часами искать туалет или полдня носиться по городу, пытаясь припарковать свое авто.

Перечислять все сложности , с которыми столкнется государство, нет времени и места. К обсуждению этого вопроса мы еще обязательно вернемся. А пока просто призываем государственных мужей отнестись к проблеме со всем вниманием. И, возможно, прислушаться, к совету, высказанному Сергеем Тарутой. Владелец донецкого «Металлурга» предлагает следующую схему. Он предлагает для решения проблем во всех сферах привлекать профильные, имеющие соответствующий опыт западные компании, которые бы:

— проводили аудит;

— давали представление о примерной смете и критериях качествах;

— выступали контролером качества производимых работ;

— гарантами получения средств.

Подобная модель должна позволить:

— сделать будущие тендеры прозрачными;

— обеспечить уровень соответствия стандарта;

— минимизировать вмешательство государства, протекционизм и лоббизм;

— практически исключить воровство.

При этом Тарута убежден, что исполнителями работ должны выступать отечественные компании, которые в случае необходимости будут объединять свои усилия. Например, при помощи инвесторов, под контролем государства и присмотром западных спецов создается мощная приватная украинская фирма, которая получит возможности и ресурсы для строи­тельства качества дорог перед Ев­ро. Евро закончится — компания останется, и будет строить дороги такого же качества по всей Украине. Чем плохо? Утопично, скажете вы? А разве само проведение Евро не казалось нам утопией?

Между тем украинская власть уже считает будущую прибыль. Президент Ющенко говорит о
3 мил­лиардах долларов. Правительство уточняет — 3,2 миллиарда долларов или 19,2 млрд. гривен, из которых 3,2 млрд гривен поступит в бюджет в виде НДС. Чистая прибыль субъектов хозяйствования ожидается в размере 4,2 млрд. гривен. Уже прикинуто, что в Украину приедут 400 тысяч туристов, которые за примерно 20-суточный срок пребывания будут тратить по 400 долларов.

А вот реальные расходы, похоже, взяты с потолка. В справке, подготовленной Минюстом на организацию Евро будет потрачено 1,22 млрд. гривен из госбюджета, 0,2 млрд. гривен из местных бюджетов и 20 млрд. гривен из внебюджетных источников. Специалисты пока эту цифру официально комментировать отказываются. В неофициальных беседах одни предполагают, что она взята с потолка. Другие утверждают, что она рассчитана по примитивной советской методике, и разработчики не учитывают опыт проведения мировых и европейских футбольных форумов последних лет. Сколько заложено на обновление коммуникаций? Причем всех — спортивных, дорожных, канализационных и телевизионных. На перепрофилирование туристических и экскурсионных бюро? На инструктаж сотрудников правоохранительных органов и персонала гостиниц?

Как именно собираются развивать отельный бизнес? Если верить заявлениям некоторых должностных лиц у нас рассчитывают возвести полтора десятка пятизвездочных гостиниц, а прочие жилищные проблемы решить за счет косметического ремонта пансионатов, санаториев и общежитий, расположенных в райцентрах? Есть подозрение, что повторится история с Евровидением, когда вместо гостиничного бума нас ожидал европозор. Гостям предлагали экстремальный туризм на Трухановом острове, обустроенном брезентовыми палатками и деревянными нужниками. При подобном подходе мы нарвемся на евроскандал.

Украинской власти придется менять не только дороги и канализации. Ей придется менять свою психологию. В рекордные сроки, всего за пять лет. Потому что пятой пятилетки у этой страны наверняка не будет.